Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 5
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь 13
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси 13
2.2 Специфика антимонопольного законодательства 15
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси 26
3 Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь 30
3.1 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 30
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

     Курсовая работа: 50 с., 4 табл., 19 источников. 

     МОНОПОЛИЯ, АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ПРОМЫШЛЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА 

     Объект  исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.

     Предмет исследования – cпецифика антимонопольного законодательства в Беларуси.

     Цель  работы: раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.

     Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические.

     Исследования  и разработки: раскрытие необходимости антимонопольного регулирования, исследование антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь.

     Элементы  научной новизны: выделены направление и тенденции развития антимонопольного регулирования и развития конкуренции в Республике Беларусь. 

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 

                                                     _____________________

                                                             (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

       

  

ВВЕДЕНИЕ

     Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического  развития является наличие свободной  конкуренции в обществе. Необходимость  конкуренции доказана всем ходом  исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.

     Отечественный и зарубежный опыт общественного  развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.

     Под антимонопольной политикой в  современной научной литературе понимается комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке. Это понятие включает также адвокатирование конкуренции – то есть пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

     Для понимания антимонопольной политики современного Российского государства  и перспектив ее дальнейшего развития важно исследовать процессы, происходившие в антимонопольной политике в 1990-х годах – в период ее возникновения, становления и развития.

     Масштабность  трансформации белорусской политической системы привела к смене политического режима, правящих элит, формированию новой экономической системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны.

     В настоящее время в развитых странах  создана разветвленная законодательная  и институциональная база регулирования  конкурентных отношений. Законы о конкуренции  приняты почти в ста странах  мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной   политики. 10 декабря 1992 г. в Беларуси был принят Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», который явился правовой формой выражения политики государства в этом направлении, обобщил сложившуюся практику антимонопольного регулирования за рубежом.

     Цель  курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и  антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.

     При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:

     1. Раскрыть необходимость антимонопольного  регулирования;

     2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;

     3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

     Для написания данной курсовой работы использовалась учебная и монографическая литература ведущих отечественных и зарубежных экономистов, статьи в периодических изданиях, статистические сборники и информация из сети Интернет. Статистической базой исследования послужит материал Национального статистического комитета Республики Беларусь. 
 

     

  1. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы

     Монополия (от греч. Monopolium - один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

     Монополизм  находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании  можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

     Монополистом  может быть государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями [14, с.6].

     Существенными признаками монополии являются обладание  субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

     Главная ограничительная сила рыночной власти монополии - эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

  • Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
  • Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.
  • Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.

     Монополизм  в экономике государства базируется на универсальной государственной  собственности и отсутствии цивилизованного  рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики [7, с.17-22].

     Однако  можно отметить, что конкуренция, ставящая себя в противовес монополии – это положительное экономическое явление.

     Во-первых, она выполняет санирующую функцию, то есть способствует прекращению ненужных для общества нерентабельных производств.

     Во-вторых, конкуренция стимулирует субъекты хозяйствования к поиску новых и высоких технологий. Использование при изготовлении продукции новых и высоких технологий повышает спрос на нее.

     В-третьих, конкуренция является основным инструментом обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей продукции. Самое совершенное законодательство о защите прав потребителей не будет эффективным в отсутствии конкуренции. При наличии на рынке какого-либо товара, работы или услуги нескольких продавцов, подрядчиков или исполнителей каждое нарушение прав потребителей со стороны одного из них отнимает у данного субъекта хозяйствования одно из важнейших конкурентных преимуществ - деловую репутацию. В том случае, если на рынке имеется один производитель продукции, то имеющие место с его стороны нарушения прав и законных интересов потребителей, не могут нанести серьезного ущерба его экономическим интересам. Сохранение деловой репутации для единственного на товарном рынке производителя не может являться решающим фактором, так как его продукция найдет спрос на данном рынке независимо от уровня его деловой репутации и степени доверия потребителей к продукции данного субъекта, в силу отсутствия альтернативы в виде продукции конкурентов. Взыскание убытков, причиненных потребителям негативными свойствами продукции единственного на товарном рынке производителя, также не может стать решающим фактором, стимулирующим данного производителя к улучшению качества своей продукции. Суммы убытков, взысканных с данного производителя в пользу отдельных потребителей, могут быть покрыты данным производителем посредством установления монопольных (чрезмерно высоких) цен на свою продукцию.

     Таким образом, конкуренция, как и любой  другой позитивный вид общественных отношений, нуждается в правовой защите.

     Правовая  защита конкуренции строится на антимонопольном регулировании и антимонопольном законодательстве.

     Антимонопольное регулирование в конце XIX в. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как "одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики".

     Антимонопольное регулирование корректнее определять как реализацию государством комплекса  экономических, законодательных и  административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

     Регулярной  функцией государства антимонопольное регулирование стало с конца XIX в. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриальных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной экономике в своем подавляющем большинстве были и остаются продуктом развития товарного производства и конкуренции.

     Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст. VI ГАТТ - ныне ВТО).

     Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в Канаде и США это законодательство установило ряд правил, относящихся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров.

     Большинство европейских государств до второй мировой  войны вообще не имело антимонопольных законов, что объяснялось более низким уровнем концентрации производства в них, чем в США. В 80-е гг. аналогичные законы были приняты также в ряде стран Африки (например, в Кении и Танзании). Они не препятствуют созданию крупных монополий, в том числе и транснациональных корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди мелких и средних фирм.

Информация о работе Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь