Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство).
В рамках поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственных финансовых ресурсов, определить состав государственных финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования;
2. Раскрыть сущность финансовых ресурсов РФ, определить их состав, источники формирования и направления использования.
3. Проанализировать категорию финансовые ресурсы государства и дать ей расширенную характеристику.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансовых ресурсов государства
1.1. Определение финансовых ресурсов государства
1.2. Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования
1.3. Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2. Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне
2.1. Динамика и структура финансовых ресурсов в экономике России
2.2. Перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая фин. ресурсы.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

      Введение 

      В условиях проводимых в стране экономических  преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов, особенно на макроуровне.

      Важность  данного положения обусловлена  тем, что финансы, являясь стоимостной категорией, оказывают существенное влияние на стадии воспроизводственного процесса в стране.

      Важным  специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это признак является общим для финансовых отношений любых общественно- экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменений социальной природы общества.

      Исследование  экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории невозможно без особо углубленного изучения такой категории как финансовые ресурсы.

      В условиях переходной экономики усиливается  роль процесса привлечения и распределения финансовых ресурсов в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы финансовых взаимоотношений.

      Этим  обусловливается актуальность рассматриваемой в курсовой работе проблемы.

      Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство).

      В рамках поставленной цели нужно решить следующие задачи:

      1.     Раскрыть сущность государственных  финансовых ресурсов, определить состав государственных финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования;

      2.     Раскрыть сущность финансовых  ресурсов РФ, определить их состав, источники формирования и направления использования.

      3.     Проанализировать категорию финансовые  ресурсы государства и дать ей расширенную характеристику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Теоретические основы финансовых ресурсов государства 

      1.1. Определение финансовых ресурсов государства

      В условиях перехода к рыночной экономике  всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Усовершенствование финансовых отношений – главное условие функционирования рыночной экономики.

      Финансы – инструмент рыночной экономики. Они  являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.[1]

      Финансы как научное понятие обычно ассоциируются  с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

      Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

      Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство.

      Объектом  государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

      Финансовые  ресурсы выступают материальными  носителями финансовых отношений.

      Они выступают объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства.

      Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.[2]

      Таким образом, финансовые ресурсы государства  – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

      Государству необходимы финансовые ресурсы для  реализации функций возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок. 

      1.2. Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования

      Потенциально  финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создаётся новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

      Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

      Финансовые  фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

      - позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества;

      - обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

      - даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

      Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.       

      В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.     

      Важное  значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.[3]

      Научно  обоснованная финансовая политика при  правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

      Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

      Финансовая  политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

      Таким образом, финансовая политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.

      Финансовый  механизм - это совокупность форм и  методов управления финансовой деятельностью государства. Она включает в себя систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм, нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы и финансовый контроль.

      Финансовое  распределение охватывает общественный продукт и часть стоимости НБ, поэтому к финансовым ресурсам относим ту часть стоимости общественного продукта и НБ, которая распределяется и перераспределяется с помощью финансов. Финансовые ресурсы являются одной из составных частей всех денежных ресурсов, обращающихся в стране, которые кроме них включают также кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий. Провести грань между финансовыми ресурсами и денежными доходами  нетрудно, т.к. финансовые ресурсы находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования, а вторые - в руках граждан и используются для обеспечения жизненных потребностей.

      Оборотные средства также не включаются в состав финансовых ресурсов, т.к. особенности использования оборотных средств на предприятии предполагают постоянное, неразрывное их обращение в форме натурально-вещественного слагаемого. Предприятие не может оборотные средства даже временно направить на другие цели, т.к. ОС всегда должны строго использоваться на обслуживание кругооборота предметов труда на предприятии. Финансовые ресурсы не обладают большей независимостью от натурально-вещественной формы стоимости создаваемого продукта. Они могут распределяться и перераспределяться по различным каналам и денежным фондам, поэтому специалисты не включают оборотные средства в состав финансовых ресурсов.

      Финансовые  ресурсы - доходы и поступления субъектов  хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей.  Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

      Источниками финансовых ресурсов выступают все  три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.

      Финансы воздействуют на общественное воспроизводство  в следующих направлениях:

      1) финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;

      2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

      3) финансовое стимулирование экономики.

      Финансовые  источники делятся на:

      1) источники, которые действуют  на макроуровне (уровне государства);

      2) источники, которые действуют  на микроуровне (уровне предприятия).

      Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

      V + M — основные источники финансовых  ресурсов на макроуровне.

      Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям:

      1)      налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

      2)      страховые платежи;

      3)      прочие платежи (как профсоюзные  взносы, взносы в спецфонды и  т.д.)

      Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.[4]

      Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

      Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

      1. ВВП (первая группа финансовых  источников).

Информация о работе Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне