Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство).
В рамках поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственных финансовых ресурсов, определить состав государственных финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования;
2. Раскрыть сущность финансовых ресурсов РФ, определить их состав, источники формирования и направления использования.
3. Проанализировать категорию финансовые ресурсы государства и дать ей расширенную характеристику.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансовых ресурсов государства
1.1. Определение финансовых ресурсов государства
1.2. Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования
1.3. Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2. Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне
2.1. Динамика и структура финансовых ресурсов в экономике России
2.2. Перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая фин. ресурсы.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

      2. Доходы от внешнеэкономической деятельности

      3. Национальное богатство.

      4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

      Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов.   Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

      Основные  направления использования финансовых ресурсов:

      1.       Расходы (использование финансовых  ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий). Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.

      2.Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.

      3.Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.

      Финансовое  планирование - один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс.

      Оно охватывает формирование и распределение  финансовых ресурсов, образования и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

      В процессе финансового планирования определяются:

      - источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;

      - объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;

      - рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.

      В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.

      Резервы – часть финансовых ресурсов, которая  предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям.

      Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.

      Формирование  финансовых ресурсов, их использование  тесно взаимосвязано со стоимостной структурой валового внутреннего продукта страны. 

      1.3. Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства

      Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направле­ния распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

      Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

      Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

      Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.[5]

      Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

      Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

      Формой  проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

      Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий, при этом налоги составляли 8-10 % от объема бюджета. В налоговом государстве 80 % доходов бюджета формируют средства от налогов.

      Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

      Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих ассигнования.

      Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

      По  роли в общественном производстве расходы  государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

      Исходя  из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.

      Разбалансированность  отечественной экономики, тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ и оценка  динамики финансовых  ресурсов на макроуровне  

      2.1. Динамика и структура  финансовых ресурсов  в экономике России  
 

      2.2. Перспективы оптимизации  финансовых ресурсов на макроуровне  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  и предложения 

     Финансы – инструмент рыночной экономики. Значение финансов в том, что с помощью  различных фондов денежных средств  формирование доходов на этапах распределения  поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

     Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы на макроуровне это финансовые ресурсы государства. Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство.

       Объектом государственных финансовых  ресурсов являются финансовые  отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные  фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

       Финансовые ресурсы государства  – это совокупность всех видов  денежных средств, финансовых  активов, которыми располагает  государство, находящихся в его  распоряжении. Финансовые ресурсы  являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

     Проведенный анализ финансовых показателей России с 2000-2007 г.г. показал, что в течении  анализируемого периода наблюдается  ежегодный рост ВВП, уровня доходности населения, индекса потребительских цен, увеличение экспорта и импорта товаров.

     В связи с возникновением мирового финансового кризиса в 2008 г. и  продолжающемся по настоящее время, произошло снижение экономических  показателей . Так, уровень ВВП снизился за 9 мес. 2009 г. в среднем на 10%, произошло увеличение безработицы, снижение уровня доходности населения и др. Все это отрицательно сказалось на доходах государства. В результате этого расходы государственного бюджета превышают доходную часть, по состоянию на 2010 г. запланирован дефицит бюджета в 3 млрд. руб.  

     В долгосрочной перспективе вероятно сохранение высоких темпов роста  мировой экономики на фоне поступательного  развития глобализации при усилении ее региональной составляющей. Среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2008-2020 гг. в основном варианте прогноза составят 4-4,2% по сравнению с 3,9% в 2001-2006 гг. и 3,3% в 1991-2000 годах.

     В долгосрочной перспективе риски  торможения роста мировой экономики могут быть вызваны:

     - исчерпанием коммерческого эффекта инновационной волны 80-90-х годов прошлого столетия, опиравшейся на массовую компьютеризацию на основе развития микроэлектроники, распространение Интернета и телекоммуникационных систем;

Информация о работе Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне