Анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследование внешней среды как объекта управления, характеристики элементов внешней среды;
- изучения методов анализа внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго»;
- разработки направлений совершенствования процессов исследования внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».

Содержание

Введение 6
1 Внешняя среда как объект управления организацией 9
1.1 Понятие и роль внешней среды предприятия 9
1.2 Факторы внешней среды предприятия 14
1.3 Методы анализа внешней среды предприятия 18
2 Анализ внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 28
2.1 Исследование макросреды предприятия 28
2.2 Анализ влияния факторов мезоокружения на деятельность Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 34
2.3 Исследование микросреды предприятия ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» 37
3 Предложения по совершенствованию процесса анализа внешней среды предприятия 43
3.1 Рекомендации по стратегическому управлению предприятием на основе анализа внешней среды объекта исследования 43
3.2 Внедрение современных методов анализа внешней среды в деятельность предприятия 46
Заключение 55
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Кусовая.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Реферат 

     Курсовая  работа содержит 61 страницу, 13 таблиц, 7 рисунков, 49 источников использованной литературы.

     ВНЕШНЯЯ СРЕДА, СТРАТЕГИЯ, АНАЛИЗ, СИСТЕМА,  МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ,  МЕТОДИКА АНАЛИЗА.

     Объект  исследования: Филиал ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».

     Цель  работы: анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги» - Мордовэнерго.

     Методы  исследования: сравнения, статистический, экономико-математические методы SWOT-анализ, анализ внешних стратегических факторов, анализ конкуренции, анализ возможностей и угроз, анализ макросреды, анализ микросреды, матрица SWOT, профиль среды.

     Полученные  результаты: исследованы  теоретические  аспекты методологии исследования внешней среды организации, изучены  факторы внешней среды оказывающие влияние на деятельность Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго», разработаны предложения по совершенствованию процесса анализа внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».

     Область применения: в практике работы Филиала  ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 6
1 Внешняя  среда как объект управления  организацией 9
    1.1 Понятие и роль внешней среды  предприятия 9
    1.2 Факторы внешней среды предприятия 14
    1.3 Методы анализа  внешней среды предприятия 18
2 Анализ внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 28
    2.1  Исследование макросреды предприятия 28
    2.2 Анализ влияния факторов мезоокружения на деятельность Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 34
    2.3 Исследование микросреды предприятия ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» 37
3 Предложения  по совершенствованию процесса  анализа внешней среды предприятия 43
    3.1 Рекомендации по стратегическому управлению предприятием на основе анализа внешней среды объекта исследования 43
    3.2 Внедрение современных методов анализа внешней среды  в деятельность предприятия 46
Заключение 55
Список  используемой литературы 58
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Любая организация находится и функционирует в рамках внешней среды, предопределяющей успешность функционирования компании, накладывающей определенные ограничения на операционные действия, и каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

     Внешняя среда - это совокупность экономических, природных и общественных условий, активных хозяйствующих субъектов, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

     Внешняя среда предприятия является источником, питающим организацию ресурсами, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация должна находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, и тем самым обеспечивать себе возможность выживания. Как известно - ресурсы внешней среды не безграничны, и поэтому на них могут претендовать многие предприятия, которые находятся в этой же среде. Именно по этой причине всегда существует возможность того, что организация может не получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал, что приведет ко многим негативным для предприятия последствиям.

     Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие  в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий. 

     Анализ  внешней среды - первый этап  управления. От качества анализа зависит правильность выбора цели, количество найденных альтернатив стратегий, ее выбор и реализация.

     Внешняя среда состоит из макро-, мезо- и  микроокружения.

     Анализ  макроокружения включает:

     - его всестороннее изучение с  целью отслеживания специфических  тенденций и обнаружения признаков  возможных изменений;

     - их прогнозирование и оценку  направленности с точки зрения  их вероятного воздействия на  организацию.

     На  мезоокружении, в отличие от макроокружения, организация уже может оказывать  определенное влияние, однако лишь в  совокупности с другими субъектами, то есть оно будет равнодействующей индивидуальных воздействий.

     Первое  направление анализа мезоокружения  – изучение рынка в целом.

     Второе  направление анализа мезоокружения  – изучение конкуренции и конкурентов.

      Третье  направление предполагает выяснение общей привлекательности сферы деятельности и ее перспектив.

     Четвертое направление анализа мезоокружения  сконцентрировано на определении выгод  конкурентной борьбы с точки зрения преобретаемых навыков и опыта.

      Микроокружение  образует те субъекты и процессы, с которыми организация непосредственно взаимодействует или сама может оказывать влияние на них.

      Во  внешней среде предприятия действует  значительно большее количество факторов. У каждой фирмы набор факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны.  В целом положение организации зависит от того, на сколько хорошо она управляет контролируемыми факторами окружения и подстраивается под неконтролируемые.

      Факторы и степень их воздействия на результат  деятельности организации в настоящий период или в будущем фирма определяет сама в процессе управления. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. В первую очередь определяются и учитываются факторы внешней среды, которые оказывают воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

      Она  включает в себя: макрофакторы — политические, юридические, макроэкономические, научно-технические, социально-культурные и факторы микросреды — результаты выбора организацией конкретных целевых групп потребителей, конкурентов, поставщиков и посредников, типов материалов и технологий, источников капитала, трудовых ресурсов.

     Задача  анализа состоит в том, что бы предприятие со средой находилось в таком взаимодействии, которое позволит ей поддержать ее потенциал на уровне, который необходим для достижения ее целей, и тем самым даст ей возможность выжить в долгосрочной перспективе.

     Объектом  исследования является внешняя среда  Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».

     Целью курсовой работы является анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

     - исследование внешней среды как  объекта управления, характеристики элементов внешней среды;

     - изучения методов  анализа  внешней среды Филиала ОАО  «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго»;

     - разработки   направлений   совершенствования   процессов   исследования внешней среды Филиала  ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».

     Методологической  базой исследования послужили работы зарубежных и отечественных ученых, законодательные и нормативно- правовые акты по исследуемой проблематике. 
 
 
 

      1 Внешняя среда  как объект управления  организацией 

      1.1 Понятие и роль  анализа  внешней среды предприятия 

     Внешняя среда - это совокупность сил, находящихся  за пределами предприятия и влияющих на ее деятельность. Первоначально  внешняя среда рассматривалась  как заданные условия деятельности предприятия, которые не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.

     Сейчас  приоритетная точка зрения такова: для выживания и развития организации в современных условиях, организация должна приспосабливаться к внешней среде путем адаптации внутренней структуры и поведения на рынке, активно формировать внешние условия своей деятельности, выявлять во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу  управления, используемого современными организациями в условиях высокой неопределенности внешней среды.

     Предприятия стараются делать анализ, для получения представления о неопределенных условиях, пытаются свести многочисленные факторы обстановки к модели, которая должна быть понятной и согласно которой можно действовать. Чем сложнее, подвижнее, взаимосвязанней факторы внешней среды предприятия, тем больше информации требуется для их объективного анализа.

     Каждая  организация имеет свою собственную  внешнюю среду, содержащую большое количество различных факторов, которые, так или иначе, воздействуют на функционирование предприятия.

     Таким образом, анализ внешней среды позволяет  предприятию своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволяет предприятию достигнуть своих целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

     Любая организация находится и функционирует в среде. Под средой организации в менеджменте понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Действия возможны только в том случае, если среда допускает его существование.

     У каждой фирмы набор факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны.  Факторы и степень их воздействия на результат деятельности организации в настоящий период или в будущем фирма определяет сама в процессе управления. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. В первую очередь определяются и учитываются факторы внешней среды, которые оказывают воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

     Внешняя среда предприятия является источником, питающим организацию ресурсами, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация должна находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, и тем самым обеспечивать себе возможность выживания. Как известно - ресурсы внешней среды не безграничны, и поэтому на них могут претендовать многие предприятия, которые находятся в этой же среде. Именно по этой причине всегда существует возможность того, что организация может не получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал, что приведет ко многим негативным для предприятия последствиям.

       Задача  анализа состоит в том, что бы предприятие со средой находилось в таком взаимодействии, которое позволит ей поддержать ее потенциал на уровне, который необходим для достижения ее целей, и тем самым даст ей возможность выжить в долгосрочной перспективе.

     Внешняя среда обладает определенной сложностью. Под сложностью 
внешней среды понимаются факторы, на которые предприятие должно 
реагировать, и уровень вариантности каждого из этих факторов. К внешним факторам, на которые предприятие должно реагировать, относятся: государственные постановления, многочисленные конкуренты, поставщики, потребители и другое. Если на организацию давит государство, частое перезаключаются договора с профсоюзами, растёт конкуренция и происходят ускоренные технологические изменения, на которые она должна реагировать, это свидетельствует о том, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, на которую оказывают влияние всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменение технологии.

Информация о работе Анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго