Автомобильная промышленность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Содержание

Введение. 3
1. Современное состояние автомобильной промышленности России. 4
1.1. Общий обзор состояния автомобильной промышленности России. 4
1.2. Районы специализации предприятий автопрома. 5
1.3. Грузовое автомобилестроение. 7
1.4. Легковое автомобилестроение. 8
1.5. Автобусостроение. 9
2. Основные направления и перспективы развития автомобильной промышленности. 11
3. Концепция развития автомобильной промышленности России. 16
3.1. Развитие автомобильного рынка России на период до 2010 года. 16
3.2. Стратегия деятельности предприятий. 16
3.3. Повышение конкурентоспособности автомобильной техники. 17
3.4. Научно-техническое и кадровое обеспечение автомобильной промышленности 19
3.5. Интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность. 19
3.6. Механизм и условия реализации Концепции. 20
3.7. Внешнеэкономические условия реализации Концепции. 20
3.8. Меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и конкурентоспособности автомобильной техники. 21
3.9. Меры по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду. 22
Заключение. 24
Список использованной литературы. 25

Работа содержит 1 файл

мой реферат(готовый).doc

— 184.50 Кб (Скачать)

    Увеличению  спроса на внутреннем рынке на грузовые автомобили и автобусы будут способствовать такие факторы, как совершенствование  форм торговли и оплаты продаваемой  техники, развитие фермерских хозяйств, рост объемов жилищного строительства, увеличение грузопотоков при магистральных перевозках. Спрос на муниципальный транспорт (особо большие, большие и малые городские автобусы) во многом определяется финансовыми возможностями местных органов власти и степенью износа парка автобусов.

    Одним из направлений развития внутреннего рынка автомобильной техники является создание сети компаний по лизингу автотранспортных средств. Для повышения эффективности лизинга необходимо обеспечить ценовую стабильность, рыночную конкуренцию, доступность среднесрочных банковских кредитов. Не менее важным условием является наличие стабильной нормативно-правовой базы, регламентирующей эту сферу деятельности.

    Учитывая  низкую рентабельность автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается разработать механизм предоставления администрациями регионов гарантий по обеспечению лизинговых платежей, в том числе в рамках региональных программ обновления подвижного состава.

    Использование механизма финансового лизинга  – один из важных факторов проведения рыночной реформы городского пассажирского транспорта, предусмотренной федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".

    Экспортные  возможности российских производителей автомобилей сдерживаются не только из-за недостаточного технического уровня готовой продукции, но и из-за слабо развитой сети сбыта, технического обслуживания и ремонта. Кроме того, продвижение на новые рынки, занятые передовыми зарубежными компаниями, требует длительной подготовительной работы и значительных финансовых ресурсов.

    Стратегия российского экспорта на начальном  этапе должна базироваться на возможности  продажи автомобильной техники (сравнительно недорогой и простой) в развивающиеся  страны и организации там сервисной  сети.

3.3. Повышение конкурентоспособности автомобильной техники.

    Повышение конкурентоспособности автомобильной  техники достигается путем развития производства высокотехнологичных  автомобильных компонентов и  материалов, применения стандартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения.

    Подтверждение соответствия автомобильной техники, комплектующих изделий и запасных частей действующим стандартам осуществляется в форме обязательной их сертификации или декларирования изготовителями или продавцами. Необходима разработка соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих требования к автотранспортным средствам и их компонентам. Добровольная сертификация продукции автомобилестроения будет способствовать повышению показателей качества, надежности, приспособленности к условиям эксплуатации, других потребительских свойств автомобильной техники.

    Предусматриваются следующие основные направления  развития автомобильной промышленности:

    · реформирование существующих автомобильных комплексов путем их разделения на отдельные виды производств с сохранением технологической специализации по изготовлению агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением кооперационных связей;

    · передача объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в ведение муниципальных органов власти;

    · организация широкопрофильных корпоративных  холдинговых структур и ассоциаций с целью концентрации финансовых, производственных, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификации производства.

    Создание  сборочных производств с участием ведущих автомобильных компаний обеспечит применение передовых  технологий производства автомобильной  техники и сокращение технологического отставания российской автомобильной промышленности при минимальных инвестиционных затратах. Это позволит организовать выпуск перспективных конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынков. Правительство РФ постановлением от 29.03.2005 внесло изменения в Таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки. Ставка ввозной пошлины для них снижена до нуля.

    Одной из стратегических целей таких производств  является освоение выпуска современных  автомобильных компонентов и  материалов на отечественных заводах. При этом будут созданы дополнительные рабочие места в ряде отраслей промышленности, в том числе с использованием потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса.

    Степень государственного стимулирования и  поддержки должна быть дифференцированной в зависимости от объемов инвестиций, направленных на создание производства, и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации при изготовлении автомобильной техники.

    Особое  внимание должно быть уделено развитию производства автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и качество автомобильной техники, в том числе двигателей, агрегатов трансмиссии, тормозных систем, рулевого управления, элементов подвески, систем нейтрализации отработавших газов, электронных систем управления и электрооборудования. Разработка и производство автомобильных компонентов должны осуществляться специализированными фирмами, поставляющими продукцию широкой номенклатуры и разных типоразмеров изготовителям автотранспортных средств. Оптимальный объем продажи позволяет таким фирмам быстро окупать вложения, вкладывать значительные инвестиции в научно-исследовательские разработки и расширение производства, оперативно внедрять новые технологии и поддерживать конкурентоспособность своих изделий. При этом совершенствование компонентов специализированными фирмами будет обеспечивать повышение конкурентоспособности автомобильной техники.

    Необходимо  стимулировать развитие производства комплектующих изделий, конструкционных  и эксплуатационных материалов на предприятиях смежных отраслей промышленности, в том числе новых поколений шин, удовлетворяющих требованиям по уровню шума и экологии, изделий электронной и электротехнической промышленности, прогрессивных видов металлопродукции, пластмасс и лакокрасочных материалов, а также моторных топлив, масел, смазок и рабочих жидкостей.

3.4. Научно-техническое и кадровое обеспечение автомобильной промышленности

    Развитие  автомобилестроительной отрасли базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на создание новых видов автомобильной техники, отвечающих перспективным требованиям по безопасности, экологии и надежности.

    Приоритетными направлениями проведения научных  исследований на среднесрочную перспективу  являются:

    · использование альтернативных видов топлива (водород, природный газ, диметиловый эфир, биотопливо);

    · создание топливных элементов и  комбинированных энергетических установок;

    · разработка двигателей внутреннего  сгорания с регулируемыми рабочим  объемом и степенью сжатия, а также внедрение алгоритмов отбора мощности, обеспечивающих минимальные затраты энергии на передвижение и высокую проходимость;

    · создание нового поколения автоматической трансмиссии, интегрированных (интеллектуальных) систем безопасности, бортовых систем диагностики и контроля, а также математических моделей физико-химических процессов сгорания топлива и преобразования энергии;

    · освоение и внедрение технологий, обеспечивающих сопровождение продукции  автомобилестроения в течение ее полного жизненного цикла.

    Для решения этих задач необходимо обеспечить формирование на предприятиях автомобилестроения соответствующего кадрового потенциала с использованием комплексной системы  непрерывного образования и повышения  квалификации специалистов всех уровней, соответствующей последним достижениям мировой науки и техники.

3.5. Интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность.

    Основным  направлением развития отечественной  автомобильной промышленности является интеграция в мировое автомобилестроение с учетом экономических интересов страны. Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление в ВТО должно позволит отечественным автомобильным компаниям:

    · получить возможность участвовать  в мировой торговле на общепринятых и равных условиях;

    · использовать механизм ВТО для защиты и отстаивания интересов производителей автомобильной техники;

    · повысить инвестиционную привлекательность автомобильной отрасли, так как иностранные инвесторы смогут рассчитывать на более стабильные торгово-политические условия;

    · облегчить экспорт автомобильной  техники, производимой в России, на рынки третьих стран;

    · приблизить отечественные технические стандарты на автомобильную технику к международным нормам;

    · усилить конкуренцию на российском внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями  автотранспортных средств.

3.6. Механизм и условия реализации Концепции.

    Зарубежный  опыт показывает, что развитие национальной автомобильной промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных  условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения предполагает осуществить следующие основные меры:

    · разработка механизма, обеспечивающего  создание новых и модернизацию действующих производственных мощностей по выпуску передовой автомобильной техники и ее компонентов;

    · создание условий для привлечения  средств, направленных на реализацию высокоэффективных  проектов, осуществляемых на конкурсной основе;

    · предоставление грантов для проведения НИОКР по разработке новой автомобильной техники и ее компонентов;

    · применение механизмов таможенно-тарифного  регулирования;

    · усиление антимонопольного контроля на рынках товаров, услуг и капитала;

    · проведение активной политики в области экспорта;

    · стимулирование развития лизинга автотранспортных средств, кредитование приобретения автомобильной  техники физическими и юридическими лицами;

    · создание инвестиционно привлекательных  условий для организации совместно  с ведущими зарубежными компаниями специализированного производства автомобильных компонентов;

    · повышение конкурентоспособности  автомобильной техники путем  применения стандартов, отвечающих международным  требованиям;

    · развитие специализированных мощностей  по изготовлению узлов и агрегатов, в том числе двигателей внутреннего сгорания;

    · сохранение на крупнейших предприятиях автомобильной промышленности кузовных и сборочных производств;

    · выделение заготовительных, вспомогательных  и агрегатных производств в самостоятельные предприятия (юридические лица);

    · передача объектов социальной сферы  местным администрациям;

    · развитие дилерских и сервисных  сетей, в том числе фирменных, а также пунктов инструментального  контроля технического состояния транспортных средств.

3.7. Внешнеэкономические условия реализации Концепции.

    Использование методов и механизмов таможенно-тарифного  регулирования в области автомобилестроения должно осуществляться с учетом обеспечения  защиты отечественных товаропроизводителей, необходимой для реализации инвестиционных программ предприятий автомобильной промышленности и насыщения отечественного рынка конкурентоспособной техникой.

Информация о работе Автомобильная промышленность России