Государственный внутренний долг: современное состояние и управление им

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть сущность государственного долга РФ и основные проблемы управления им. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
2. отразить динамику государственного внутреннего и внешнего долга;
3. дать характеристику основных методов и форм управления государственным долгом;

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….........2
Глава 1: Сущность и значение государственного внутреннего долга…...........4
1.1 Содержание государственного внутреннего долга….……….............4
1.2 Классификация форм государственного внутреннего долга….…….8
Глава 2: Характеристика современного состояния государственной внутренней задолженности РФ…………………………………………………10
2.1 Динамика и структура государственного внутреннего долга РФ…………………………………………………………………………..10
2.2 Характеристика основных форм государственного внутреннего долга РФ…………………………………………………………........…...13
Глава 3: Проблемы эффективности управления государственным долгом РФ…………………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….....20
Библиографический список……………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Курсовая(совместимость 97-2003).doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИКА

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Государственный внутренний долг: современное состояние и управление им»

 

Студента 3 курса

Группы @@@

@@@@@@@@@@@@

 

Научный руководитель:

@@@@@@@@

 

 

 

Москва 2014

 


 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…….........2

Глава 1: Сущность и значение государственного внутреннего долга…...........4

1.1 Содержание государственного  внутреннего долга….……….............4

1.2 Классификация форм государственного внутреннего долга….…….8

Глава 2: Характеристика современного состояния государственной внутренней  задолженности РФ…………………………………………………10

2.1 Динамика и структура  государственного внутреннего долга  РФ…………………………………………………………………………..10

2.2 Характеристика основных  форм государственного внутреннего  долга РФ…………………………………………………………........…...13

Глава 3: Проблемы эффективности управления государственным долгом РФ…………………………………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………….....20

Библиографический список……………………………………………………..23

 

Введение

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

 

Лет 20 тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВ, а с другой - по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и поставок военной техники.

 

 

 

 

Цель данной работы - раскрыть сущность государственного долга РФ и основные проблемы управления им. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть содержание  и основные формы государственного долга;

2. отразить динамику государственного внутреннего и внешнего долга;

3. дать характеристику  основных методов и форм управления государственным долгом;

4. раскрыть современные проблемы в области управления государственным внутренним и внешним долгом;

 

Объектом исследования курсовой работы является государственный долг.

Предметом исследования работы является причины возникновения, последствия государственного долга. 
Глава 1. Сущность и значение государственного внутреннего долга

1.1 Содержание государственного внутреннего долга

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

· объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

· основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

· объем основного долга по кредитам;

· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг также делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По уровню управления государственный долг делится на:

· государственный долг Российской Федерации;

· государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);

· муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования). www.gosdolg.ru.- официальный сайт гос. долга

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

1. погашение задолженности  производится за счет бюджетных  средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

2. для уменьшения долга  государство может увеличивать  налоги, что может привести к  макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

3. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей.

Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются: население; корпорации; банки; другие финансовые и кредитные учреждения.  
1.2 Классификация форм государственного внутреннего долга

 

В соответствии с рекомендациями Международного валютного Фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты, внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга. Данная ключевая классификация на практике дополняется еще классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора важна при анализе влияния государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределении по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).

 

 

 

 

 

  Принципиальная классификация госдолга по типу кредитора, имеет следующий вид:

  - внутренний долг (органам  кредитно-денежного регулирования  коммерческим банкам, другим членам  государственного сектора и прочим  финансовым учреждениям);

  - внешний долг (международным  организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

 

  Классификация долга  по типу долгового обязательства  имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы  долговых активов и характеризует типы активов, которыми, располагают кредиторы;

  - внутренний долг (долгосрочные  облигации, краткосрочные облигации  и векселя, долгосрочные ссуды, не  отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);

  - внешний долг (аналогично  перечню статей внутреннего долга).

 

  В соответствии с  Бюджетным кодексом РФ внешний  государственный долг - это долговые  обязательства РФ как заемщика  пли гаранта погашения займов  другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.

  Таким образом, в России  главным критерием деления долга  на внутренний и внешний является  валюта, в которой выражены долговые обязательства.

 

Глава 2. Характеристика современного состояния государственной внутренней  задолженности РФ

2.1 Динамика и структура государственного внутреннего долга РФ

 

Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) в период с 01.03.14 г. по 31.03.14 г.

 

 

Больше всего денежных средств вложены в ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным доходом), на данный момент их объем снизился на 136 261 млн руб. и составляет 2 590 261 млн. руб.

 

Далее идут облигации федерального займа с амортизированным доходом, их объем также снизился на 2 600 млн. руб. и составляет 1 043 384 млн. руб.

 

Третьим по объему идет ГСО-ППС (Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода), их объем увеличился на 100 млрд руб. и составляет 575 550 млн. руб.

 

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода не изменили своего значения за месяц, и составляют 132 млрд руб.

 

Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) также не изменились по объему и составляют 90 млрд руб.

 

В итоге за период с 01.03.14 по 31.03.14 мы видим уменьшение объема внутреннего государственного долга на 38 861 млн. руб., и размер внутреннего государственного долга на 01.04.2014 составляет 4 431 195 млн. руб.

 

 

 

 

 

На графике показана динамика объемов государственного внутреннего долга Российской Федерации в периоды с 01.02.2011 по 01.02.2014

 

Огромный скачок в увеличении объема внутреннего государственного долга мы видим в периоды с 01.02.2011 по 01.10.2011, объем увеличился примерно на 1000 млрд. руб.

 

Далее с 01.10.2011 по 01.02.2014 идет постепенного увеличение государственного внутреннего долга, с прерывными спадами в периоды с 01.08.2012 по 01.10.2012 и с 01.02.2013 по 01.04.2013 
2.2 Характеристика основных форм государственного внутреннего долга РФ

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.

 

Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

Информация о работе Государственный внутренний долг: современное состояние и управление им