Современное состояние государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка разобраться в действующей системе управления государственным долгом, выделить её основные противоречия и пути её реформирования.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и причин государственного долга, раскрытие системы управления государственного долга и выявление стратегических концепций выхода из долгового кризиса. Объектом исследования в работе выступает система государственного долга. А предметом в этой работе является взаимосвязь государственного долга с функционированием экономики в целом.

Содержание

Введение. 3
1. Государственный долг, его общая характеристика.
1.1. Сущность и причины государственного долга. 5
1.2. Формы и виды государственного долга. 6
1.3. Система управления государственным долгом. 7
2. Современное состояние государственного долга.
2.1. Государственный внешний долг. 11
2.2. Государственный внутренний долг. 15
2.3. Является ли РФ страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности? 18
3. Основные пути выхода экономики страны из долгового кризиса.
3.1. Проблемы государственного долга. 22
3.2. Стратегические концепции выхода из долгового кризиса. 27
Заключение. 30
Список использованной литературы. 32

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.doc

— 218.50 Кб (Скачать)


31

                                                                                                                                                                     

 

Содержание.

Введение.                                             3

1. Государственный долг, его общая характеристика.                         

  1.1. Сущность и причины государственного долга.                              5

  1.2. Формы и виды государственного долга.                                        6          

  1.3. Система управления государственным долгом.                             7

2. Современное состояние государственного долга.

  2.1. Государственный внешний долг.                                                   11

  2.2. Государственный внутренний долг.                                              15

  2.3. Является ли РФ страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности?                                                                        18

3. Основные пути выхода экономики страны из долгового кризиса.

  3.1. Проблемы государственного долга.                                              22

  3.2. Стратегические концепции выхода из долгового кризиса.         27

Заключение.                                                                                              30

Список использованной литературы.                                                     32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современный этап новейшей истории России – период пересмотра экономического курса с целью вывести страну из финансового кризиса и придать новый импульс экономическому развитию.  В России активно идет процесс укрепления государственности. Поэтому роль контроля как государственной функции объективно увеличивается и должна пронизывать все звенья государственного управления, в том числе управление государственным долгом РФ.

Государственный долг является одним из важнейших инструментов государства, при помощи которого оно проводит в жизнь экономическую политику. Неслучайно рынок государственных долговых инструментов стал в современном обществе одним из важнейших индикаторов экономики. Финансовые отношения, возникающие в связи с существованием государственного долга, широко затрагивают интересы государства. Они влияют на состояние государственного бюджета, денежно-кредитную политику, инвестиционный климат, спрос и т.д.

В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга, влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее время в переходной экономике России.

Подытоживая все выше сказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов в данной сфере.

  Целью данной работы является попытка разобраться в действующей системе управления государственным долгом, выделить её основные противоречия и пути её реформирования. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и причин государственного долга, раскрытие системы управления государственного долга и выявление стратегических концепций выхода из долгового кризиса. Объектом исследования в работе выступает система государственного долга. А предметом в этой работе является взаимосвязь государственного долга с функционированием экономики в целом.

Внимание к госдолгу, которое сегодня проявляет экономическая общественность, экономические исполнительные органы власти, участники рынка госдолга, позволяет с полным основанием надеяться, что страна будет располагать инструментарием, способным решить весьма непростые проблемы структурных реформ, остро стоящие на повестке дня.

Есть все основания предполагать, что в России в настоящее время проводятся широкомасштабные экономические реформы. Вместе с тем идеологически значительная часть проблем еще требует глубокого изучения и среди них – роль госдолга в тех реформах, которые сегодня начали проводиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный долг, его общая характеристика.

 

1.1 Сущность и причины государственного долга.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств следующие:

      кредитные соглашения и договора;

      государственные ценные бумаги;

      договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ;

      переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ;

      соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

  Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

Роль государственного долга в развитии государства чрезвычайно велика. При разумной финансовой политике государство может распределять налоговое бремя во времени, давая возможность налоговой системе стать партнером не только государства, но и бизнеса, способного в дальнейшем многократно увеличить финансовые возможности государства.

К сожалению, как и любой макроэкономический инструмент, госдолг может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на экономику. Наряду с непомерно завышенными государственными расходами, несбалансированностью бюджета, неэффективной налоговой политикой, ошибками в валютной политике, госдолг способен вызвать чрезвычайно болезненные финансовые кризисы, а при его неразумном использовании – ограничить инвестиционную активность в народном хозяйстве.

 

1.2. Формы и виды государственного долга.

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного подхода) и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному значению, и в этом случае преобладают институциональные признаки.

Основополагающим для всех классификаций долга является его деление на внешний и внутренний. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам); внутренний долг - это долг самим себе. И тот, и другой вид долгов – объективная реальность общественных отношений.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправления, выраженные как в национальной, так и иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом является государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем. Классификация госдолга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов:

  внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);

  внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:                                                                             

  внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации

и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям,

краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);

  внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

В категорию «государственный долг» включаются все признанные долги РФ. Число видов (форм, статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению (прежде всего за счет нерыночных инструментов). Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, «безденежного» выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.

  Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ» (1993 г.) определил разделение госдолга на две основные части (в основном по валютному кредитованию) – на внешний и внутренний долг, в связи с чем валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования - к внутреннему долгу.

Примитивизм данного подхода соответствовал (в ограниченной мере) условиям первых лет реформирования. Процесс реформирования и развитие финансовых рынков с расширением проведения валютных операций потребовали поиска новых решений (как в аналитических, так и в практических целях для решения проблем классификации госдолга). Проблема особенно осложняется тем, что в настоящих условиях  по ряду позиций внешний и внутренний долги представляют собой довольно гармоничный симбиоз, в частности, связанный даже с техническими проблемами, когда мы имеем практику сальдирования отдельных показателей (особенно по обслуживанию госдолга).  

   

1.3. Система управления государственным долгом.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что было обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

Информация о работе Современное состояние государственного долга