Эффект замены и эффект дохода в теории потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является детальное рассмотрение эффекта замены, эффекта дохода, уравнения Слуцкого, и соотношение теории по этим вопросам с практикой

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования эффекта цены в теории потребительского поведения
1.1. Ординалистский подход к исследованию потребительского
выбора
1.2. Модель определения эффекта замены и эффекта дохода по Хиксу
1.3. Модель определения эффекта замены и эффекта дохода по Слуцкому.
Глава 2. Практическое применение теории.
2.1. Эффект дохода и эффект замены при изменении ставки заработной платы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 228.50 Кб (Скачать)


23

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение             

3

Глава 1.Теоретические основы исследования эффекта цены в теории потребительского поведения

5

1.1. Ординалистский подход к исследованию потребительского 

          выбора

 

1.2. Модель определения эффекта замены и эффекта дохода по Хиксу             

6

1.3. Модель определения эффекта замены и эффекта дохода по Слуцкому.                  

12

Глава 2. Практическое применение теории.             

              2.1. Эффект  дохода и эффект замены при изменении ставки заработной платы

19

Заключение             

25

Список  литературы                                                       

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия.

Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар.. Изменение цены на товары, прежде всего, затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который мы приобретаем, повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот. В курсовой работе рассмотрено, как поведёт себя рациональный потребитель, в создавшейся ситуации (после снижения или повышения цены на товар). К примеру, потратит ли он все высвободившиеся средства после снижения цены (возникает эффект дохода) на приобретение этого же товара или поведёт себя уже по-другому, т.е. возникнет эффект замены. Чтобы определить эффект замены, нужно выделить влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно выделить эффект замены.

Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить.

Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.

Теория Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Таким образом, теория эффекта дохода и эффекта замены актуальны сейчас как никогда

Курсовая построена таким образом, что первая глава даёт полное теоретическое представление об эффекте замены и эффекте дохода с точек зрения двух учёных: Дж. Хикса и Е. Слуцкого. Вторая глава полностью посвящена практическому применению теорий. 

Целью курсовой является детальное рассмотрение эффекта замены, эффекта дохода, уравнения Слуцкого, и соотношение теории по этим вопросам с практикой

1.1. Ординалистский подход к исследованию потребительского   выбора

Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так называемый кардиналистский подход. Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности – денежные, специальные, например, ютиль. Другие экономисты используют ординалистский подход. Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности.

Наибольший вклад в разработку ординалистской полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения рассматривается лишь два блага (рис. 1.1.1).

Рис. 1.1.1.Кривая безразличия в трехмерном пространстве

 

Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага X представлена кривой U1 блага Y - U2 Общая полезность двух благ в трехмерном пространстве может быть отложена на оси Z. Для любой точки L кривой U1 может быть найдена такая точка К кривой U2, обозначающая одинаковую с ней полезность для потребителя. Соединив все точки на поверхности K0L, мы получим кривую KR1R2L — геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ. Проекция K'R1'R2'L' кривой KR1R2L на плоскость Y0X сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 1.1.2).

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значение в теории поведения потребителя.

1.2.  Модель определения эффекта замены и эффекта дохода по Хиксу             

Общий эффект изменения цены распадается на эффект дохода и эффект замены по Хиксу так, как показано на рис. 1.2.1.

 

 

 

 

 

Рис.1.2.1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена  Х снижается.

Первоначальная бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рx и Рy. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до Рxt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.

Попробуем теперь определить, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3.

Следует заметить, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 - Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 - Х3. Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.

 

                                         

Рис.1.2.2.Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена Х повышается.

 

              Таким же образом мы можем разложить общий эффект в случае, когда цена товара X повышается (рис. 1.2.2). Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 - Х3, эффект дохода Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода  переходом с одной кривой на другую.

Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров).

эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен, чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным.. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается  его объем изменяется в том же направлении, что и цена. Особый случай — товар Гиффена.

1.3. Модель определения эффекта замены и эффекта дохода по Слуцкому

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Элиминирование эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Поэтому на рис. 1.3.1 вспомогательная бюджетная прямая K'L', параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U2U2, а строго через точку E1, соответствующую оптимальному набору товаров X и Y при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U2U2 кривой безразличия U3U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X: (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены (Х1 - Х3) и эффект дохода (Х3 - Х2). Заметим, что движение от E1 к E2 происходит не вдоль кривой безразличия, как на рис. 1.2.1 и 1.2.2, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L'

Проанализировав два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

В алгебраической форме совместное влияние эффектов замены и дохода выражается уравнением Слуцкого:


 

В нашем примере X1 = А, Х2 = Б, и уравнение Слуцкого верно для различных сочетаний i и j (*как при i=j=1, например, так и при i≠j, то есть когда изменения спроса и цены относятся к одному и тому же товару или к разным товарам). Индекс соmp означает «связанное с компенсацией», то есть с изменением номинального дохода, позволяющим потребителю поддерживать прежний реальный доход.

Первое слагаемое в правой части уравнения Слуцкого описывает действие эффекта замены, второе - действие эффекта дохода, выраженное в тех же единицах измерения (множитель X приводит их к одной размерности). Слева записано совместное (результирующее) воздействие эффектов замены и дохода на спрос. Как было показано, оно складывается из изменения структуры потребления при замене одних (относительно подорожавших) благ другими (относительно подешевевшими) и общего изменения объемов потребления благ при изменении уровня реального дохода.

Результат совместного влияния эффекта замены и эффекта дохода зависит от их направления и величины. При росте цены данного блага эффект замены для этого вида благ всегда отрицателен, то есть состоит в сокращении объема спроса на дорожающий товар. Эффект же дохода различен в зависимости от отношения потребителя к данному виду благ. Спрос на нормальные (полноценные) блага растет при увеличении дохода, поэтому при понижении реального дохода соответствующий компонент в уравнении Слуцкого отрицателен. Сумма двух отрицательных величин также отрицательна, поэтому общий итог повышения цены для полноценных благ, несомненно, заключается в сокращении объема спроса на них. При этом влияние эффектов замены и дохода однонаправлено (рис. 1.3.2).

Рис.1.3.2.Уравнение Слуцкого.Спрос на нормальные блага.

Когда потребитель считает данное благо нейтральным (при изменениях дохода спрос на такое благо не меняется), то эффект дохода равен нулю и общее изменение потребления такого блага совпадает с эффектом замены (рис. 1.3.3).

Рис.1.3.3.Уравнение Слуцкого. Спрос на нейтральные блага.

В этом случае наклон кривой спроса будет, очевидно, более крутым, чем наклон кривой спроса на нормальное благо.

Если потребитель считает благо неполноценным (спрос на него при увеличении дохода падает), но абсолютная величина эффекта дохода меньше величины эффекта замены, то общий результат повышения цены по-прежнему отрицателен, хотя он будет еще меньше по абсолютной величине, чем в предыдущем случае (рис. 1.3.4).

Информация о работе Эффект замены и эффект дохода в теории потребительского поведения