Эффективность антимонопольной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность монополии и необходимость регулирования монопольного рынка 6
1.1 Причины возникновения и формы монополий 6
1.2 Оценка монопольной власти 10
1.3 Ценовая дискриминация 14
1.4 Возникновение антимонопольной политики………………………………………………...18
Глава 2. Антимонопольная политика РФ и основные пути ее совершенствования…………..22
2.1 Содержание антимонопольной политики 22
2.2. Регулирование монополий в России 26
2.3. Основные пути совершенствования законодательства в области государственного анти-монопольного регулирования 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Теория экономии Антимон.политика.doc

— 281.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКЙИ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ-АРХИТЕКТУРННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

Эффективность антимонопольной политики государства

 

 

 

 

                                                                 Выполнил: Гайфуллин И.И

              Ст.гр.11-103

                                                                     Научный руководитель:

                                                                              К.Э.Н  Федоренко О.С

 

 

 

 

 

                                  Казань 2011

 

                                   Содержание





Введение              3

Глава I. Сущность монополии и необходимость регулирования монопольного рынка              6

1.1 Причины возникновения и формы монополий               6

1.2 Оценка монопольной власти              10

1.3 Ценовая дискриминация               14

1.4 Возникновение антимонопольной политики………………………………………………...18

Глава 2. Антимонопольная политика РФ и основные пути ее совершенствования…………..22

2.1 Содержание антимонопольной политики               22

2.2. Регулирование монополий в России              26

2.3. Основные пути совершенствования законодательства в области государственного   анти-монопольного регулирования              29

Заключение              33

Список использованной литературы              35



 



33

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы

Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.

Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.

Под антимонопольной политикой в современной научной литературе понимается комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке. Это понятие включает также адвокатирование конкуренции – то есть пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Для понимания антимонопольной политики современного Российского государства и перспектив ее дальнейшего развития важно исследовать процессы, происходившие в антимонопольной политике в 1990-х годах – в период ее возникновения, становления и развития.

Масштабность трансформации российской политической системы привела к смене политического режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны.

В трех последних посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации отмечалась важность развития конкуренции. В частности, в Послании 2006 года В.В.Путин подчеркнул: «... если мы не устраним некоторые проблемы, должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки».

В настоящее время в развитых странах создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты почти в ста странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики. 21 июля 2006 г. Президентом РФ подписан Федеральный Закон «О защите конкуренции», который явился правовой формой выражения политики государства в этом направлении, обобщил сложившуюся практику антимонопольного регулирования в Российской Федерации и зарубежный опыт.

Цель курсовой работы – исследование эффективности антимонопольной политики государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

-дать понятие сущности монополии и необходимости регулирования монопольного рынка;

-рассмотреть причины возникновения и формы монополии;

-рассмотреть оценку монопольной политики;

-рассмотреть ценовую дискриминацию;

-изучить возникновение антимонопольной политики;

-изучить сущность антимонопольной политики в РФ и  основные пути ее совершенствования ;

-дать понятие содержания антимонопольной политики;

-изучить регулирование монополий в России;

-изучит основные пути совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ

Объектом  исследования является антимонопольная политика.

Предмет исследования – деятельность, направленная на антимонопольное регулирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность монополии и необходимость регулирования монопольного рынка

1.1 Причины возникновения и формы монополий в экономике России

 

Монополия (от греч.monos – один и poleo – продаю) – исключительное право производства, торговли, промысла и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Таким образом, монополия – это такая организация рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Такая ситуация называется несовершенной конкуренцией.

Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного несовершенства и подразделяются на три основных типа, в порядке его возрастания:[1]

- Монополистическую конкуренцию - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.

- Олигополию - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.

- Чистую монополию - тип отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; отсутствуют близкие заменители товара; имеются высокие барьеры входа.

В зависимости от характера и причин возникновения монополии подразделяют на:

      Естественную монополию.

      Искусственную монополию.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

      патентная система;

      авторские права;

      торговые знаки;

Искусственная монополия. Под этим условным названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти предприятия преднамеренно изменяют структуру рынка:

      создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

      ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

      создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

      применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

      "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

В западной литературе вопрос о причинах возникновения монополий ставится в несколько иной плоскости. Так, Грегори Мэнкью пишет: "Основная причина возникновения монополии - барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом". Практически такого же мнения придерживаются авторы учебника "Экономика" С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи, расширяя рамки анализа изучением основных барьеров вхождения в рынок.

Современная смешанная экономика развитых стран представляет собой экономику, в которой господствуют монополии разных организационных форм. Более того, усиливается процесс распространения транснациональных монополий, представляющих собственность разных национальных государств. Глобализация мировой экономики и ужесточение международной конкурентной борьбы способствуют усилению роли монополий в национальной экономике. Именно транснациональные компании выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в них доходов. Создание и успешное развитие этих компаний требует огромных усилий, времени, благоприятного климата и даже поддержки на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. Поэтому именно монополии представляют основу национальной экономики любой развитой державы. Конкретно их живучесть определяется рядом причин. Западные экономисты отмечают следующие из них:[2]

Первая причина заключается в том, что современные технологии и высокопроизводительная техника в некоторых отраслях таковы, что эффективное и малозатратное производство могут быть достигнуты только, если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно всего рынка данной продукции.

Вторая причина состоит в том, что в ряде отраслей экономия, вызванная эффектом масштаба, настолько ярко выражена, что конкуренция просто неосуществима. Здесь производство любого объема продукции одной фирмой обходится обществу дешевле, чем его производство двумя и более фирмами.

Третья причина существования монополий состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом.

Четвертая причина - это создание государством легальных барьеров для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии.

Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы дальше финансировать научно-исследовательские работы для разработки новой патентной продукции. В этом случае монопольная власть обеспечивает выгоду не только обладателю патента, по и способствует развитию научно-технического прогресса в данном государстве.

Таким образом, можно выделить две основные причины возникновения монополий: желание захватить рынок, с целью диктовать рынку свою цену и условия, и невозможность выхода на рынок по причине редкости используемого ресурса, высокой доли постоянных издержек, относительно переменных (т.е. необходимость больших капитальных вложений и растянутый срок их окупаемости) или специальные ограничения на данный тип деятельности. Если в первом случае обществом вводится специальное антимонопольное законодательство, то во втором – зачастую требуется специально защищать естественные монополии от разорения, датируя их из государственного бюджета.

Информация о работе Эффективность антимонопольной политики государства