Эффективность использования инноваций в современных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инновационной деятельности предприятия в современных условиях хозяйствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•раскрыть понятие инноваций, рассмотреть их классификацию; дать развернутую характеристику инновационной деятельности предприятия;
•привести методику оценки экономической эффективности инновационной деятельности и инновационного проекта;
•рассмотреть пути использования современных технологий и активизации инновационной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность.docx

— 117.81 Кб (Скачать)

       Рис. 1.2.1 - Этапы инновационной деятельности 

       На  стадии проведения НИР исследуются  возможности реализации возникшей  идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство).

       Если  испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции. Особое значение имеет этап освоения, когда  необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить  новое оборудование, овладеть новой  технологией и т.д.). Эффективность  производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.

       Выход на рынок с новым продуктом  требует проведения особой дополнительной работы (если продукт уже реализовывался на рынке, то можно на освоении данных о проведении покупателей предсказать  возможный объем реализации). Падение  спроса на традиционный товар вызывает падение цены, приводит к снижению объема производства. Если товар выходит  на рынок впервые, то неопределенность многократно возрастает.

       В современных условиях сформировалась новая концепция маркетинга инновационных  продуктов, в соответствии с которой  изменилось место взаимодействия разработчика (производителя) и потребителя. При новой концепция маркетинга инновационного продукта потребитель и разработчик встречаются вначале цепочки в случаях:

  • когда новый продукт разрабатывается в соответствии с четкими запросами потребителя;
  • на стадии разработки проводится агрессивная компания по формированию потребности в новом товаре, и к тому моменту, когда новый товар выходит на рынок, потребитель уже ждет его.

       При обосновании решений по инновационному развитию предприятия необходимо учитывать, что инновационная деятельность характеризуется следующими отличительными чертами: повышенным риском, цикличностью развития, тесной взаимосвязью уровня новизны продукции и эффективности  использования ресурсов, специальными моделями продвижения нового продукта на рынок (в отличие от традиционного  продукта).

       Повышенный  риск инновационной  деятельности (Rи) складывается из повышенных рисков его этапа:

       Rи = K1Rнир + K2Rокр + K3Rосв + K4Rпр + K5Rрын + K6Rф.-м,       

       где K1Rнир, K2Rокр, K3Rосв, K4Rпр, K5Rрын, K6Rф.-м – повышенные риски соответственно проведения НИР, проведения ОКР, освоения, производство нового товара, выхода на рынок с новым товаром, форс-мажорных обстоятельств.

       Повышенный  риск при выходе на рынок обусловлен тем, что если товар ранее реализовывался, то можно предусмотреть в определенном временном интервале объем его  потребления; если товар новый, то очень сложно определить объем его потребления.  Это связано, во-первых, с высоким уровнем неопределенности поведения потребителя, во-вторых – со сложностью точного определения экономического потенциала нового продукта.

             Цикличность развития рассматривается на двух уровнях: на макроуровне (большие циклы Кондратьева) и микроуровне (учитывает жизненный цикл конкретного изделия). При учете макроциклов необходимо четко определить, на какой фазе находится развитие конкретной технологической парадигмы. Исходя из этого определяют экономический эффект. Так, например, исчерпание возможностей требует перехода на новую технологическую парадигму.  На микроуровне решение о кредитовании  создания нового образца, обновлении оборудования также необходимо принимать исходя из конкретной стадии жизненного цикла данного изделия.

             Еще одна важнейшая  характерная черта инновационной  деятельности – взаимосвязь уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов.

             При классификации  инноваций было установлено, что  продукция может различаться  в зависимости от уровня новизны  применяемых технологий.

             Классификация продукции  в зависимости от уровня новизны  применяемых технологий:

  • продукция на основе высоких технологий;
  • продукция на основе продвинутых технологий;
  • продукция на основе технологий среднего уровня;
  • продукция на основе низкого уровня;
  • продукция, производимая без использования научно-технических разработок.

       Особенность продукции, произведенной на основе научно-технических разработок, заключается  в том, что дополнительные затраты  на первых стадиях инновационного цикла окупаются и приносят значительный эффект на стадиях ее производства, эксплуатации и потребления. Так, прогрессивные технологии позволяют более экономно использовать трудовые, сырьевые, топливные ресурсы, на стадии эксплуатации потребитель получает экономию за счет более низких затрат на эксплуатацию технического изделия.  Чем выше уровень новизны, тем больше  потенциальная прибыль. Так, высокие технологии позволяют устанавливать монопольные цены и получать высочайшую прибыль, продвинутые технологии – получать очень высокую прибыль.  Товар, произведенный на основе технологий среднего и низкого уровней, может принести прибыль только при значительном объеме реализации продукции  данного вида. Таким образом, при формировании программы  выпуска изделий необходимо стремиться к увеличению доли продукции, производимой на основе технологий высокого или продвинутого уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3. Показатели эффективности инновационной деятельности, их расчет 

           В условиях перехода на рыночные отношения особое значение приобретают технико-экономические обоснования принимаемых решений. Такого рода задачи возникают на уровнях предприятий, формирующих свою производственно-хозяйственную деятельность на принципах хозрасчета и самоокупаемости; государственных органов, распределяющих бюджетные средства на реализацию научных и производственных программ; банков, выделяющих ссуды на развитие производства, науки и другие мероприятия.

       В условиях административно-командной  системы управления существовал  единый подход к оценке эффективности как капиталовложений, так и инноваций – экономический эффект, получаемый на всех стадиях реализации проекта. В современных же условиях ориентации на рыночные отношения различия в целях хозяйствующих субъектов привели к необходимости выделения различных показателей экономической эффективности применительно к различным уровням экономической системы.

       Жизненный путь новшества может развиваться  по одному из трех путей: накопление в  организации, превращение в организации  в инновацию, продажа как товара.

       Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики  не может быть унифицированной системы  показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

       К системе показателей предъявляются  следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации;
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации;
  • проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

       Одним из основных показателей эффективности  и стабильности функционирования организации  является ее устойчивость.

         Эффект инновационной деятельности является многоаспектным. 
Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся: а) в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов); б) в технологической смысле (рост производительности труда и улучшение его условий); в) в функциональном смысле (рост эффективности управления); г) в социальном смысле (улучшение качества жизни).

       Следовательно, экономическая ценность (стоимость) нововведений для их покупателя непосредственно  определяется их ожидаемой (прогнозируемой) полезностью, позволяющей ему преодолевать проблему ограниченности того или иного вида привлеченных ресурсов. Стоимость инноваций для их продавца непосредственно определяется ожидаемой выгодностью их продажи. Понятия стоимости и полезности инноваций в экономическом смысле идентифицируются во взаимосвязанном анализе качества и количества: а) производимых вещей 
(продуктов); б) выполняемого труда (работ и функций); в) изменения издержек производства и реализации; г) изменения объема продаж, доли на рынке, прибыли и других показателей конкурентности в рамках существующего спроса.

       Эффективность инноваций непосредственно определяется их конкретной способностью сберегать  соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете  на единицу всех необходимых и  предполагаемых полезных эффектов создаваемых  продуктов, технических систем, структур. Само понятие "эффективность науки" распространяется на комплекс проблем оценки научной деятельности в различных ее аспектах: экономическую эффективность, научно- технический уровень, социальную эффективность и т. д. Сравнительно недавно стали появляться исследования, в которых эффекты НИОКР базируются на концептуальном подходе, согласно которому выделяют три их вида: социально- политический, научно-технический и экономический. Эти виды эффектов находятся в определенном единстве, взаимно влияют друг на друга. Результат, получаемый от реализации НИОКР, имеет экономический, социальный или чисто научный характер.

       Внедрение новшеств может дать определенный вид эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический и другие. Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики (см. табл. 1.3.1). 
 

Таблица 1.3.1 -  Эффект от реализации инноваций

       Вид эффекта        Факторы, показатели
       1. Экономический        Показатели  учитывают в стоимостном выражении  все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
       2. Научно-    технический        Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
       3. Финансовый        Расчет  показателей базируется на финансовых показателях
       4. Ресурсный        Показатели  отражают влияние инновации на объем  производства и потребления того или иного вида ресурса
       5. Социальный        Показатели  учитывают социальные результаты реализации инноваций
       6. Экологический        Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций  на окружающую среду
 
 

       Экономическим называется результат, приводящий к сбережению трудовых, материальных или природных ресурсов либо позволяющий увеличить производство средств производства, предметов потребления и услуг, получающих стоимостную оценку. Экономическая эффективность характеризуется соотношением экономического эффекта (положительного результата), полученного от внедрения или реализации инновации, и затрат, обусловленных на ее создание и реализацию.

       Социальным называется результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающих, как правило, стоимостной оценки (улучшение здоровья, удовлетворение эстетических запросов и т.д.). Многие проявления социального эффекта нельзя измерять прямо или косвенно, здесь приходится ограничиваться лишь качественными показателями. Чем значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку. Для этого пришлось бы суммировать множество эффектов, одни из которых имеют лишь качественные характеристики, а другие измеряются в несопоставимых системах единиц. Очевидно, целесообразна разработка шкал предпочтений, охватывающих всю совокупность показателей общественного благосостояния, а также использование экспертных методов оценки.     

Информация о работе Эффективность использования инноваций в современных условиях хозяйствования