Эффективность использования оборотного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 05:39, курсовая работа

Описание работы

Целью является рассмотрение проблем эффективного использования оборотных средств предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы эффективного использования оборотных средств предприятия;
проанализировать состояние и эффективность использования оборотных средств предприятия;
предложить рекомендации, способствующие рациональному размещению и эффективному использованию оборотных средств предприятия.

Содержание

Введение 5
Оборотные средства предприятия: основные понятия 7
Состав и структура оборотного капитала предприятия 7
1.2 Методика анализа оборотных средств 15
1.3 Нормирование оборотных средств 19
Оценка эффективности использования оборотного капитала на
предприятии 27
2.1 Организационная структура и правовой статус предприятия 27
2.2 Производственно-экономические показатели работы предприятия 30
2.3 Оценка состава и структуры оборотных средств предприятия 34
2.4 Анализ оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств 39
Основные направления повышения эффективности использования
оборотного капитала 47
3.1 Пути повышения эффективности использования оборотных средств на предприятии 47
3.2 Совершенствования системы управления оборотным капиталом на основе бюджетирования 51
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А 68
Приложение Б 69
Приложение В 70
Приложение Г 71

Работа содержит 1 файл

последний вариант курсовой.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

    В ОАО  «Проминвест» в составе оборотных активов запасы занимаю значительный удельный вес в 2002-2007 гг. свыше 70 %.

    Накопление  запасов товарно-материальных ценностей  неизбежно ведет к дополнительному  оттоку денежных средств вследствие:

    - увеличения затрат, возникающих  в связи с владением запасами (аренда складских помещений и их содержание, расходы по перемещению запасов, страхование имущества и др.);

    - увеличения затрат, связанных с  риском потерь из-за устаревания  и порчи, а также хищений  и бесконтрольного использования  товарно-материальных ценностей;  общеизвестно: чем больше объем  и срок хранения имущества,  тем слабее (сложнее) контроль за его сохранностью;

    - увеличения сумм уплачиваемых  налогов.

      В условиях инфляции фактическая  себестоимость израсходованных  производственных запасов (суммы  их списания на себестоимость)  существенно ниже их текущей  рыночной стоимости. В результате величина прибыли оказывается "раздутой", но именно с нее будет рассчитан причитающийся к уплате налог. Аналогичная картина и с налогом на добавленную стоимость. То, что с увеличением объема запасов растет величина налога на имущество, наверное, не требует пояснений;

    - отвлечения средств из оборота,  их "омертвления". Чрезмерные запасы  прекращают движение капитала, нарушают  финансовую стабильность деятельности, заставляя руководство предприятия  в срочном порядке изыскивать  необходимые для текущей деятельности денежные средства (как правило, дорогостоящие).

    Эти и другие негативные последствия  накапливания запасов нередко полностью  перекрывают положительный эффект от экономии за счет более ранних закупок.

    Значительный  отток денежных средств, связанный с расходами на формирование и хранение запасов, делает необходимым поиск путей их сокращения. При этом, разумеется, речь не идет о сведении величины расходов по созданию и содержанию запасов товарно-материальных ценностей к минимуму. Такое решение, скорее всего, оказалось бы неэффективным и привело бы к росту потерь другого рода (например, от порчи и бесконтрольного использования товарно-материальных ценностей). Задача состоит в том, чтобы найти "золотую середину" между чрезмерно большими запасами, способными вызвать финансовые затруднения (нехватка денежных средств), и чрезмерно малыми запасами, опасными для стабильности производства. Такая задача не может быть решена в условиях стихийного формирования запасов.

    Итак, в ОАО «Проминвест» в процессе анализа выявлены  следующие основные признаки неудовлетворительной системы контроля запасов:

    - тенденция к постоянному росту  длительности хранения запасов;

    - непрерывный рост запасов, заметно  опережающий динамику увеличения  объема реализуемой продукции;

    - частые простои оборудования;

    - нехватка складских помещений;

    - периодический отказ от срочных  заказов из-за недостатка (отсутствия) запасов товарно-материальных ценностей;

    - большие суммы списаний из-за  наличия устарелых (залежалых), медленно  оборачивающихся запасов;

    - значительные объемы списаний  запасов вследствие их порчи.

    В ОАО  «Проминвест» необходимо создать налаженную систему контроля и анализа состояния запасов.

    С целью повышения эффективности  управления запасами необходимо  выполнение следующей учетно-аналитической работы.

    1. Оценка рациональности структуры запасов, позволяющая выявить ресурсы, объем которых явно избыточен, и ресурсы, приобретение которых нужно ускорить. Это позволит избежать излишних вложений капитала в материалы, потребность в которых сокращается или не может быть определена. Не менее важно при оценке рациональности структуры запасов установить объем и состав испорченных и неходовых материалов. Таким образом, обеспечивается поддержание производственных запасов в наиболее ликвидном состоянии и сокращение средств, иммобилизованных в запасы.

    2. Определение сроков и объемов закупок материальных ценностей. Это одна из самых важных и сложных для современных условий функционирования российских предприятий задач анализа состояния запасов.

    3. Выборочное регулирование запасов материальных ценностей, предполагающее, что внимание нужно акцентировать на дорогостоящих материалах или материалах, имеющих высокую потребительную. привлекательность.

    4. Расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и их сравнение с аналогичными показателями прошедших периодов, чтобы установить соответствие наличия запасов текущим потребностям предприятия. Для этого рассчитывают оборачиваемость материалов, учитываемых на различных субсчетах ("Сырье и материалы", "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали", "Топливо", "Тара и тарные материалы", "Запасные части" и др.), а затем общую оборачиваемость материалов путем определения средней взвешенной величины.

    В целях контроля и анализа состояния запасов необходимо:

    - обеспечение и поддержание ликвидности  и текущей платежеспособности;

    -  сокращение издержек производства  путем снижения затрат на создание  и хранение запасов; уменьшение  потерь рабочего времени и  простоев оборудования из-за нехватки сырья и материалов;

    - предотвращение порчи, хищений  и бесконтрольного использования  материальных ценностей.

      Для ускорения оборачиваемости оборотных  средств ОАО «Проминвест» необходимо уменьшать время их пребывания и в сфере производства, и в сфере обращения. Для этого надо сокращать время обработки и сборки изделий путём механизации и автоматизации производственного процесса; улучшать использование новой техники; ускорять контроль и транспортировку продукции в период её обработки ; сокращать запасы материалов , топлива, тары, незавершенного производства до установленного норматива; обеспечивать ритмичную работу всех участков производства и цехов предприятия, своевременную доставку материалов на предприятие и рабочие места; ускорять отгрузку готовой продукции; своевременно и быстро производить расчеты с потребителями; повышать качество продукции, не допускать возврата готовой продукции от потребителя и др.

        Результаты анализа показали, что  дебиторская задолженность имеет  в составе оборотных средств  ОАО «Проминвест» значительный удельный вес. Высокая дебиторская задолженность оказывает отрицательное влияние на финансовые результаты предприятия и его финансовое состояние, поскольку  она создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.

      Итак, в ОАО «Проминвест» необходимо управлять дебиторской задолженностью следующим образом:

       - контролировать состояние расчетов  с покупателями, по отсроченным  (просроченным) задолженностям;

       - по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

  • использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате;

-    воздействовать на неплательщиков путём применения аккредитивных форм расчётов или передачи неоплаченных ценностей на ответственное хранение;

    - следить  за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности. 

          - необходимо разработать мероприятия, направленные на укрепление договорной дисциплины.

      Кроме того, нужно разработать такую  финансовую политику, целью которой  является построение эффективной системы  управления финансами, направленную на достижение главных целей деятельности предприятия.  

    3.2 Совершенствования  системы управления  оборотным капиталом на основе бюджетирования 

    Целью разработки финансовой политики предприятия  является построение эффективной системы  управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических  целей его деятельности. Эти цели могут различаться, однако все аспекты деятельности поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой и отечественной практикой, совокупность которых и составляет систему управления.

    Процесс управления финансами предприятия, должен включать в себя все основные элементы процесса управления в целом:

    -    постановка   целей   и   разработка   нормативов,    определяющих оптимальные параметры  функционирования системы;

    -     преобразование их в финансовые  планы;

    обеспечение  их  реализации,  путем  привлечения  необходимых ресурсов;

    -     выбор адекватной системы учета  и анализа результатов;

    -     оперативное управление или регулирование,  заключающееся  в поддержке  положительных тенденций и устранении  негативных.

    В типовой схеме управления финансами  предприятия должны быть взаимоувязаны технология принятия и реализации управленческого решения, структурные подразделения, в разрезе выполняемых функций и их роли в этом процессе, а также информационные потоки.

    Типовым набором финансовых планов, призванных обеспечить систему информацией, являющихся основными элементами анализа "план - факт" и основой для принятия решений служат: бюджет движения денежных средств (cash flow), бюджет доходов и расходов, бюджет по балансовому листу (прогнозный баланс).

    Успешная  реализация указанных функций, возможна при использовании принципов бюджетного управления и создания технологии планирования, учета и контроля движения денежных средств и финансовых результатов. Бюджет движения денежных средств. Значимость этого элемента заключается, во-первых, в возможности налаживания контроля за платежеспособностью и текущей финансовой устойчивостью и, во-вторых, позволяет контролировать финансовые потоки и строить политику взаимоотношений с дебиторами и кредиторами.

    В силу отсутствия четкой политики в движении денежных средств, большинство показателей трудно спрогнозировать с большой степенью вероятности, поэтому решающее значение в составлении прогнозного бюджета движения денежных средств (cash - budgeting, cash – flow, смета движения денежных средств, кассовая смета) имеет строгость информации (в первую очередь учетные данные) и использование конкретных методов финансового анализа. Значительное влияние на точность прогнозных оценок и практическую применимость бюджета оказывает длительность промежутка времени, охватываемого процессом планирования, зависимость здесь обратно пропорциональная. Полученная возможность мониторинга своего финансового положения избавляет предприятие от нестыковок между дискретностью финансовой отчетности (квартальные и годовые данные) и непрерывностью хозяйственных процессов. Эта информация позволяет определить потребности фирмы в денежных средствах, планировать источники финансирования, осуществлять оперативный контроль за движением денежных средств и ликвидностью. Одной из важнейших целей составления сметы является определение времени и объема предполагаемого финансирования, чтобы применить наиболее рациональный метод финансирования. Смета помогает финансовому директору при планировании  краткосрочного   финансирования,   а  также   необходима  в управлении наличностью фирмы. С помощью только бюджета cash – flow можно создать экономико-математическую модель: у финансового директора появляется инструмент имитационного   моделирования,   который позволит ему  просчитывать   последствия  хозяйственных  операций,      которые   он предпринимает сейчас или предпримет в будущем. В результате организация обретает финансовую прозрачность. Основой построения бюджета является планирование будущих поступлений и выплат предприятием денежных средств в течение определенного временного интервала. Первоначальным этапом разработки и главным фактором точности большинства бюджетов является прогнозный объем реализации. Методы, применяемые финансовыми службами предприятия для его прогнозирования весьма разнообразны и зависят, главным образом,  от задействованных источников информации, классифицируемых   традиционно    на    внешние    и    внутренние.    Метод экспертных     оценок,     предполагающий     привлечение     к     разработке руководителей   различных   функциональных   подразделений   предприятия (производство,   маркетинг,   финансы),   сравнительно   прост,   не   требует серьезных   затрат времени а также материальных, трудовых и финансовых ресурсов.     Недостатком    может    считаться     отсутствие     персональной ответственности за сделанный прогноз, и что более серьезно - невозможность учета влияния конъюнктурных изменений отраслевого характера,   а также долговременных тенденций развития экономики в целом. Использование статистических методов (корреляционный, регрессионный и т.п.) позволяют избавиться от субъективности в оценках    и подвести реальную математическую базу для принятия управленческих решений. Однако, как и все   методы   экстраполяционного   характера   они   подвержены   влиянию случайных   колебаний   данных   и   сохраняют   возможность   перенесения тенденций, имевших место в прошлом, на будущие процессы. Требует, как правило, значительных информационных, трудовых и финансовых ресурсов, развитой технологии обработки информации и рациональной структуры информационных потоков между заинтересованными службами. Все эти методы взаимодополняют друг друга. Можно предположить, что окончательный и наиболее точный вариант прогноза будет получен в случае использования одного из них в качестве дополнительного критерия контроля результатов, полученных с применением других способов.

Информация о работе Эффективность использования оборотного капитала