Эффективность производства молочного производства на примере России и РМЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данного работы является проведение анализа экономической эффективности молочного производства трудовых ресурсов, а также повышение производительности молока на примере ЗАО «Звениговский ГМК» Звениговского района Республики Марий Эл. При этом должны быть достигнуты следующие задачи:
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- определить состояние молочного производства в экономике России, Республике Марий Эл и предприятия;
- дать характеристику предприятия, оценить эффективность его деятельности;
- найти пути повышения эффективности молочного производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВ
1.1.Состояние молочного производства в России
и Республике Марий Эл………………………………………………………4
1.2. Проблемы молочного производства……………………………………8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Природно-климатические условия хозяйства………………………....11
2.2. Наличие и использование ресурсного потенциала……………………14
2.3. Результаты финансово – экономической деятельности предприятия…………………………………………………………………..18
3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОКА В ХОЗЯЙСТВЕ…………………………………………………………………….
3.1. Понятие и показатели экономической эффективности…………….…21
3.2. Пути повышения экономической эффективности производства молока ………………………………………………………………………………...24
Выводы и предложения……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………28

Работа содержит 1 файл

ргр по экономике отраслей.docx

— 76.16 Кб (Скачать)

     По  органолептическим и питательным  качествам оно не уступает пастеризованному натуральному молоку. Сухое молоко содержит все двадцать важнейших аминокислот (участвующих в биосинтезе белка), множество витаминов и минеральных веществ. Средний химический состав сухого цельного коровьего молока: белок – 36%, углеводы (преимущественно, лактоза) – 52%, кальций – 1,3 %, калий – 1,8 %. Содержание витаминов (на 100г продукта): А – 0,003 мг, В1 – 0,46 мг, В2 – 2,1 мг, D – 0,57 мкг. Неблагоприятные условия хранения (высокая относительная влажность и высокая температура) могут значительно ухудшить пищевую ценность продукта. Считается, что сухое молоко содержит окисленный холестерин в более высоком количестве, чем натуральное молоко. Свободные радикалы окисленного холестерина могут вызывать атеросклеротические отложения, но молока можно не опасаться: яичный порошок, для сравнения, содержит гораздо больше окисленного холестерина: до 200 мг (из расчёта на 100 г продукта) против 30 мг, присущих сухому молоку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

       2.1. Природно-климатические  условия хозяйства 

     Звениговский городской молочный комбинат основан в октябре 1939 году. Завод тогда входил в систему «Заготпрома». Завод находился в верхней части города, вблизи пристани, в деревянном доме.   В ассортимент реализуемых товаров было молоко разливное, масло сбоечное, творог, продукция  расходилась в поселке и часть отправлялась в Йошкар-Олу.  В начале 60-х годов завод перевели в другое место, выделили участок на улице Горького, в нижней части города. Завод был средней мощности. В 1979 году  небольшой коллектив  возглавил  молодой специалист П.В. Столяров, завод стал набирать обороты: появились новые виды продукции, улучшилось качество продукции. В 1985 году предприятие стало самостоятельным производством.    В 1993 году завод был модернизирован и построен современный комбинат, позволяющий перерабатывать свыше 40 тыс. тонн молока в год.  Комбинат специализируется на выпуске твердых  сычужных, рассольных и плавленых сыров, масла животного и цельномолочной продукции. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает свыше 45 наименований с учетом дифференциации по жиру и видам расфасовки и упаковки. Выпускаются хлебобулочные и кондитерские изделия. Основной целевой группой покупателей продукции являются люди со средним и высоким уровнем дохода. Использование в производстве только натурального сырья делает  продукцию качественной и конкурентоспособной.

     ЗАО «Звениговский городской молочный комбинат» одно из крупнейших сыродельных предприятий республики Марий Эл. На предприятии вырабатывается большой ассортимент твердых, рассольных, мягких и плавленых сыров более 15 наименований, три вида масла - сливочное, шоколадное, топленое и более 15 видов цельномолочной продукции.  

       «Звениговский ГМК» - участник многих выставок и конкурсов: «Золотая осень», «Молочная индустрия», «Российские продукты питания», «Продукты и упаковка» и др. В октябре 2008 года на десятой Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень» продукция комбината отмечена двумя золотыми и двумя бронзовыми медалями. ЗАО «Звениговский ГМК» является победителем ежегодного конкурса «Сто лучших товаров Республики Марий Эл» лауреат и дипломант "100 лучших товаров Республики Марий Эл", "100 лучших товаров России", "Волгапродэкспо" г.Казань, "Соуд" г.Сочи, Фестиваль качества сыра и масла г.Екатеринбург, Всероссийский конкурс-смотр качества сыров г.Краснодар, Всероссийский конкурс-смотр качества "Молочные диетпродукты" г.Адлер, Российская Агропромышленная выставка "Золотая осень" г.Москва, "Российские продукты питания" г.Москва, "Россия единая" г. Н.Новгород, Международный форум "Молочная индустрия",  Межрегиональная выставка продовольствия "Осенняя Вятка", Всероссийская  выставка-ярмарка "Регионы - сотрудничество без границ".. Лауреат конкурса «Сто лучших товаров России». Вся продукция изготавливается из натурального молока, без применения генномодифицированных продуктов и растительных жиров. Предприятие успешно сотрудничает со многими городами и регионами России.

     На  сегодняшнее время, ЗАО «Звениговский ГМК» - ведущее молокоперерабатывающее предприятие, чья продукция по достоинству оценена не только жителями Республики Марий Эл, но и жителями других регионов России – Чувашии, Башкирии, Татарстана, Н.Новгорода, Москвы и других регионов. 

     В июне 2007 года при поддержке Правительства  РМЭ на комбинате запущена французская  линия по производству сычужных сыров, которая позволила обеспечить более  высокое качество продукции.

     В 2008 году ЗАО «Звениговский ГМК» получил сертификат соответствия системы менеджмента качества международным требованиям применительно к производству молока и молочных продукций. Это первый сертификат соответствия СМК в нашей республике среди молочных предприятий, который соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система обеспечивает проверку выполнения всех требований к вырабатываемой продукции. 

 

 

2.2. Результаты  финансово-экономической деятельности  предприятия 

      Основными видами деятельности ЗАО «Звениговский ГМК» являются производство и переработка молочной продукции, коммерческая, торгово-закупочная деятельность. Работа ЗАО «Звениговский ГМК» характеризуется следующими показателями.

       За 2008 год закуплено молока – 17122 тонны, в т.ч. давальческого молока – 2661 тонн, за 2007 – 19507 тонн, в т.ч. давальческого молока – 3771 тонн. 

Таблица 1 – Качество заготовленного молока

Показатели Количество, тонн Удельный  вес, %
2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.
Молоко 1 сорта 14890,5 13621,7 94,6 94,2
Молоко 2 сорта 652,4 692,8 4,2 4,8
Несортовое молоко 192,8 146,2 1,2 1,0
Охлажденное молоко 10808,2 8633,3 68,7 59,7
 

Таким образом, исходя из данных таблицы, можно  сделать следующие выводы, что  количество молока 1 сорта уменьшилось  на 1268,8 тонн, а использование в  производстве молока 2 сорта увеличилось  на 40,4 тонны. При этом использование  в производстве несортового и охлажденного молока снизилось на 46,6 и 2174,9 соответственно. Розничный товарооборот за 2007 год составляет 13744,7 тыс.руб., за 2008 – 20285,2 тыс.руб., что составляет 147,6 %.

Таблица 2 –  Объем реализации товаров, услуг по видам деятельности без НДС 

 

  

Показатели 2007 год 2008 год Изменение, %
Реализация  молоч. прод., тыс.руб. 166175,3 147506,8 88,8
Реализация  хлеба, тыс. руб. 2538,1 3284,2 129,4
Услуги  транспорта, тыс. руб. 216,7 134,7 62,2
Розничный товарооборот, тыс. руб. 13021,6 19248,9 147,8
Оптовый товарооборот, тыс. руб. 9244,7 7887,3 85,3
Прочие  услуги, тыс. руб. 52,4 3,2 6,1
Всего: 191248,8 178065,1 93,1

 

        Основными видами деятельности ЗАО «Звениговский ГМК» являются производство и переработка молочной продукции, коммерческая, торгово-закупочная деятельность. Работа ЗАО «Звениговский ГМК» характеризуется следующими показателями.

        За 2008 год закуплено молока – 17122 тонны, в т.ч. давальческого молока – 2661 тонн, за 2007 – 19507 тонн, в т.ч. давальческого молока – 3771 тонн.

Таблица 1 – Качество заготовленного молока

Показатели Количество, тонн Удельный  вес, %
2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.
Молоко 1 сорта 14890,5 13621,7 94,6 94,2
Молоко 2 сорта 652,4 692,8 4,2 4,8
Несортовое молоко 192,8 146,2 1,2 1,0
Охлажденное молоко 10808,2 8633,3 68,7 59,7
 
 

         Таким образом, исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы, что количество молока 1 сорта уменьшилось на 1268,8 тонн, а использование в производстве молока 2 сорта увеличилось на 40,4 тонны. При этом использование в производстве несортового и охлажденного молока снизилось на 46,6 и 2174,9 соответственно. Розничный товарооборот за 2007 год составляет 13744,7 тыс.руб., за 2008 – 20285,2 тыс.руб., что составляет 147,6 %.

Таблица 2 –  Объем реализации товаров, услуг по видам деятельности без НДС

Показатели 2007 год 2008 год Изменение, %
Реализация  молоч. прод., тыс.руб. 166175,3 147506,8 88,8
Реализация  хлеба, тыс. руб. 2538,1 3284,2 129,4
Услуги  транспорта, тыс. руб. 216,7 134,7 62,2
Розничный товарооборот, тыс. руб. 13021,6 19248,9 147,8
Оптовый товарооборот, тыс. руб. 9244,7 7887,3 85,3
Прочие  услуги, тыс. руб. 52,4 3,2 6,1
Всего: 191248,8 178065,1 93,1
 
 

          На основании данной таблицы можно сделать следующие выводы, что в целом объем реализации товаров и услуг по видам деятельности сократился на 9,9 % или на 13183,7 тыс. руб. При этом реализация хлеба увеличилась на 29,4 % или на 746,1 тыс.руб., а розничный товарооборот на 47,8 или на 6227,3 тыс. руб.

         Инвестиции в производство за 2008 год составили 935 тыс.руб., за 2007 год – 48195 тыс. руб. Инвестиционная деятельность осуществляется за счет собственных средств предприятия (прибыли и амортизационных отчислений). В своей инвестиционной деятельности комбинат нацелен на поддержание мощностей, при этом использует прогрессивные формы инвестиций – вложения в машины и оборудования. 

Таблица 3 – Структура себестоимости продукции по элементам затрат

Элементы  затрат Удельный  вес, %
2007 год 2008 год
Сырье и материалы 80,1 78,7
Топливо и энергия 4,7 4,8
Затраты на оплату труда 9.0 9,6
Отчисления  на социальные нужды 2,3 2,5
Амортизация 2,8 3,7
Прочие  затраты – всего: 1.1 0,7
В т.ч.

-налоги

0,2 0,2
-оплата  услуг сторонних организаций 0,7 0,3
-другие  затраты 0,2 0,2
Полная  себестоимость 100 100
 
 

       Таким образом, проанализировав структуру себестоимости продукции по элементам затрат за 2 года, можно придти к следующим выводам, что удельный вес затрат на сырье и материалы занимает 78,7 % в структуре себестоимости, что на 1,4 % больше, чем в 2007 году. При этом удельный вес затрат на оплату труда  и амортизацию увеличился 0,6 % и 0,9 % соответственно. По сравнению с 2007 годом удельный вес прочих затрат уменьшился на 0,4 %.

Таблица 4 – Структура прибыли молочного комбината

Наименование 2007 г., тыс. руб. Удельный вес, % 2008 г., тыс. руб. Удельный вес, %
1.Прибыль  от продаж +1628,0 100 +3762 100
В т.ч. от реализации продукции +1854,5 113,9 +4140,3 100,1
От  розничной торговли -586,2 -36 -890,5 -23,7
От  оптовой торговли +167,7 10,3 +233,9 6,2
От  хлеба +164,7 10,1 +261,8 7
От  прочей реализации +27,3 1,7 +16,5 0,4
2.Прочие  доходы и расходы        
Проценты  к получению 6708   7086  
Проценты  к уплате 7002   9210  
Внереализационные доходы 379   562  
Прочие  операц. Расходы -1159   -1783  
3.Прибыль  до налогообложения 554   417  
4.Текущий  налог на прибыль -456   -119  
Е Н  В Д -75   -65  
5.Отложенные  налоговые обязательства        
6.Чистая  прибыль 23   233  
 
 
 

     Проанализировав структуру прибыли молочного  комбината, можно придти к следующим  выводам, что чистая прибыль увеличилась  на 210 тыс. руб; прибыль от реализации продукции возросла на 2285,8 тыс.руб. При этом прибыль до налогообложения уменьшилась на 137 тыс. руб.

Таблица 5 –  Выпуск продукции в натуральном  выражении

    Наименование
    Факт 2007 г.
    Факт 2008 г.
    %
    Сыр животный
    1439
    1212
    82,4
    Масло животное
    151
    167
    110,6
    Цельномолочная  продукция
    2113
    1701
    80,5
    Молоко фляжное
    8
    5
    62,5
    Молоко фасованное
    794
    716
    90,2
    Молоко всего
    802
    721
    89,9
    Сметана фасованная
    147
    103
    70,1
    Сметана всего
    147
    103
    70,1
    Творог жирный весовой
    0,8
    1
    125
    Творог фасованный
    69
    53,4
    77,4
    Творог жирный всего
    69,8
    54,4
    77,9
    Сырки крестьянские фасованные
    2
    2
    100
    Кефир 2,5% ж-ти
    239
    210
    87,9
    Ряженка 2,5 ж-ти
    201
    169
    84,1
    Хлеб и хлебобулочные  изделия
    144
    144
    100

Информация о работе Эффективность производства молочного производства на примере России и РМЭ