Экономические риски: причины их возникновения и способы снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.
Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2 стр.
1 Национальные модели рыночной экономики (на примере различных стран):
1.1 Специфика национальной рыночной экономики………………2 стр.
1.2 Американская модель……………………………………………. 3 стр.
1.3 Германская модель………………………………………………... 5 стр.
1.4 Шведская модель………………………………………………… 7 стр.
2 Экономические риски: причины их возникновения и способы снижения
2.1 Понятие риска, его основные элементы и черты………………. 11 стр.
2.2 Причины возникновения экономического риска………………. 14 стр.
2.3 Основные способы снижения риска……………………………. 17 стр.
Заключение………………………………………………………………… 22 стр.
Список литературы…………………………...……

Работа содержит 1 файл

контр_история экономики.docx

— 45.16 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2 стр.

1 Национальные модели рыночной экономики (на примере различных стран):

    1.1 Специфика национальной рыночной экономики………………2 стр.

    1.2 Американская модель……………………………………………. 3 стр.

    1.3 Германская модель………………………………………………... 5 стр.

    1.4 Шведская модель………………………………………………… 7 стр.

2 Экономические риски: причины их возникновения и способы снижения

    2.1 Понятие риска, его основные элементы и черты………………. 11 стр.

    2.2 Причины возникновения экономического риска………………. 14 стр.

    2.3 Основные способы снижения риска……………………………. 17 стр.

Заключение………………………………………………………………… 22 стр.

Список  литературы…………………………...…………………………… 23 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Экономическая модель каждой страны - это результат  длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается  соотношение элементов модели и  формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

     Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать  на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно  эффективность модели оценивается  в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

     При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный  цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного  и динамического роста той  или иной страны, сопровождающегося  прогрессивными преобразованиями в  структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».

     Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать  элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие - на рыночные рычаги. Различают  несколько моделей смешанной  экономики. 

     1 Национальные модели рыночной экономики 

     1.1 Специфика национальной  рыночной экономики 

     Например, модель с минимальным участием государства  в регулировании экономики. В  ней преобладает сфера рынка  по сравнению с государственным  сектором. Это американская (или  либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального  продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

     Прежде  всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством  денег, которое должно предотвращать  инфляцию.

     Другой  государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Особая задача государства - управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению  товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном  управлении, единой энергосистеме и  национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п. 

     1.2 Американская модель 

     Соединенные Штаты Америки - ведущая держава  капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим  потенциалом, соответственно, американская модель это либеральная рыночно-капиталистическая  модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности. «Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую  активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства  как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень  жизни малообеспеченным группам  населения за счет частичных льгот  и пособий. "Американский бизнес - это бизнес", - сказал в 1925 году президент  Калвин Кулидж. То же самое он мог  бы сказать и сегодня. Соединенные  Штаты Америки (США) обладают колоссальной экономической силой и занимают первое место в мире по производству промышленных товаров. Несмотря на это, самый большой доход государству  приносят предприятия сферы обслуживания (не производящие никаких товаров) - то есть медицина, торговля, банковское дело, страховые компании и пр. США располагают огромными природными ресурсами, в том числе залежами полезных ископаемых и запасами пресной воды. Лесные массивы США обеспечивают страну строительным лесом, а многочисленные реки служат источниками электроэнергии. Сельское хозяйство приносит стране меньший доход, чем промышленное производство и сфера обслуживания, но все равно имеет огромное значение для экономики США». В отличие от других стран, закупающих продовольствие для того, чтобы прокормить свое население, США практически полностью обеспечивают себя. Самые важные земледельческие районы страны находятся на Среднем Западе. Канзас получил название "житница страны", поскольку это основной район выращивания пшеницы. Экономика США в большой степени основана на свободных рыночных отношениях, при которых различные компании конкурируют на рынке сбыта.

     «США  высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтеперерабатывающая, легкая. Особенно быстро развивается  производство авиационной и ракетно-космической  техники, электронного оборудования, приборов, новых конструкционных материалов».

     Однако, экономическое развитие США, как  и других государств, членов НАТО, участвующих  в гонке вооружений, убедительно  свидетельствует о пагубном влиянии  наращивания военного потенциала на экономику, так как использование  экономических ресурсов для военных  приготовлений есть растрата части  общественного продукта, ежегодно повторяющееся  безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война  в экономическом отношении равносильна  тому, "как если бы нация кинула в воду часть своего капитала".

     В целом, американская модель построена  на системе поощрения предпринимательской  активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

     Основные  черты американской модели:

    • абсолютное преобладание частной собственности;
    • законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
    • ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
    • относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.
 

     1.3 Германская модель 

     Германская  модель - это модель социального  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с  созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики. В Германии государству  отведена регулирующая функция. При  этом действует принцип: «как можно  меньше государства, насколько это  возможно, и столько государства, насколько это нужно».

     Наемные работники и работодатели выступают  как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности  рабочего времени и отпусков, о  других условиях труда. Одновременно действует  разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал  от банкротства своего предприятия  или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам  войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять. Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

     Основные  черты германской модели:

    • смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;
    • осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
    • социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
    • направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
    • регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы; большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю); регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.
 
 
 

     1.4 Шведская модель 

     Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой  нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной  социализации», при которой функция  производства возлагается на частные  предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения  высокого уровня жизни - на государство. Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для  которой характерен высокий уровень  социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов  и распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

     «Шведская модель исходит из положения, что  децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора  и как можно большем перераспределении  государством части прибыли через  налоговую систему и государственный  сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия  на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. Это  привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении  национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней». В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

     Доминирование в целях модели полной занятости  и выравнивания доходов объясняется  уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

     Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

     Швеция, избравшая принцип всеобщего  благосостояния, расширила государственный  сектор до такого размера, что сделало  страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках  налогообложения. Суммарные государственные  доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и  трансфертные платежи, превышали 60% ВВП  Швеции, что вывело ее на первое место  в мире по расходам. Эта часть  шведской модели характеризуется как  социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

     Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли  быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась  производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность  сочетания полной занятости и  стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали  своего рода оплатой полной занятости  и политики равенства.

     Основные  черты шведской модели:

     - низкая безработица;

     - профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

     - централизованные переговоры по зарплате;

     - значительный государственный сектор;

     - тяжелое налоговое бремя.

     Данная  модель близка к германской, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

     - значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

     - доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

     - регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;

     - государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

Информация о работе Экономические риски: причины их возникновения и способы снижения