Экономические союзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика. Реферат. Экономические союзы.docx

— 30.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические союзы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существенные сдвиги в  развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению  новых явлений в ее международной  организации. К числу этих явлений  относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной  торговли, таможенных союзов. Число  таких группировок к концу 90-х  годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка  в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

Среди наиболее известных  зон: Европейская ассоциация свободной  торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация  Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

  1. Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
  2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.
  3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
  4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
  5. МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
  6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

 

  1. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-т'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
  2. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
  3. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений  в мировое хозяйство. Активизация  таких процессов с одной стороны  способствует развитию международной  торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее  ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому  формированию. В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального  объединения приводит к тому, что  торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как "торговое отклонение". Для получения наилучших результатов  страна должна руководствоваться принципом "сравнительных преимуществ". Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что  у Малайзии или Тайваня имеется  сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах "торговых отклонений" может быть весьма существенным.

Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в  этих соглашениях не участвуют. Международная  практика свидетельствует, что высокие  внешние тарифы, например, рынка  МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют  товары друг у друга, даже если для  них было бы выгоднее купить их где-нибудь еще.

 

 

 

Группировка стран в экономические  блоки не означает безусловного прогресса  в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма "свободная торговля" или протекционизм не перестает  существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение  о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих  стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических  группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие  в так называемые "торговые войны" (например, тресковые, виноградные, масляные "войны" между странами-членами  ЕС).

К концу 90-х годов происходит переход от "торговых войн" к  внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.

Прежде всего, имеется  в виду стремление поставить под  контроль ключевые отрасли экономики  какой-либо страны путем экспорта товаров  в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат - угроза их "отторжения" либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится "кредитный  удар", перекачка национального  дохода, и др.

На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит  еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать  в ходе взаимодействия отдельных  стран и торгово-экономических  группировок друг с другом. Страны-участницы  торгово-экономических блоков, понимая  сложность и противоречивость современной  ситуации на мировом рынке, стремятся  искать пути для позитивного решения  имеющихся проблем и противоречий.

 

 

 

 

Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования  международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает  за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми для присоединения  к ним других стран.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР)

 




Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся  и влиятельный - МЕРКОСУР, созданный  в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.

Организационная структура  МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой  и практичностью, которая предусматривает  обязательное представительство правительства  каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения  принимаются на основе консенсуса.

Высшим руководящим органом  МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных  дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи  завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.

Исполнительным органом  является Группа общего рынка (ГОР), в  состав которой входят четыре полномочных  представителя и четыре их заместителя  от стран-участниц, назначаемых правительствами  и включающих представителей министерств  иностранных дел, экономики и  центральных банков. Координация  деятельности ГОР осуществляется МИД  стран-участниц.

При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.

 

В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская  комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный  социально-экономический форум, созданный  для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке  рекомендаций для ГОР. Технические  функции в МЕРКОСУР возложены  на Административный секретариат, расположенный  в Монтевидео (Уругвай).

Углубление экономической  интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического  образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.

МЕРКОСУР придает большое  значение вопросам создания системы, гарантирующей  выполнение взятых странами-участницами  обязательств как непременного условия  успешного продвижения интеграционных начинаний.

Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и  вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует  практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно  возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Восточно-африканское сообщество

Восточно-Африканское сообщество - межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было

создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу. Основные цели организации — гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.

Форум островов Тихого океана

Форум островов Тихого океана - межправительственное учреждение, основная цель которого - содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их интересов. Cтраны-участницы Форума: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа - Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.

Форум островов Тихого океана создан в 1971 года под первоначальным названием "Южнотихоокеанский форум", а текущее название получило в 2000 году.

Южно-Американское сообщество наций

В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций (South American Community of Nations). Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.

В "Декларации Куско" указывается, что для принятия решений по проблемам региона главы государств сообщества будут проводить

ежегодные встречи. Текущие  вопросы формирования ЮСН будут  решаться министрами иностранных дел.

Сообщество было создано  на основе двух основных торговых объединений  региона - Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и  Венесуэла, и Южноамериканского  общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Кроме этих стран, в ЮСН вошли Чили, Суринама и Гайаны.

ЮСН станет одним из крупнейших в мире интеграционных объединений  с населением около 360 миллионов  человек и совокупным ВВП более 973 миллиардов долларов. Территория, которую  охватывает союз, составляет 45 процентов  от всего американского континента.

Лидеры стран блока  заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что  Южноамериканское сообщество наций  со временем составит конкуренцию США  и Евросоюзу.

Южно-Азиатская  ассоциация регионального сотрудничества

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана 8 декабря 1985 года. В члены  Южно - азиатской ассоциации регионального  сотрудничества входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан был принят в СААРК последним в ноябре 2005 года. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.

Основная цель Южно-азиатской  ассоциации регионального сотрудничества ускорение процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в областях сотрудничества. Такие  области сотрудничества следующие:

сельское хозяйство и  поддержка сельских жителей;

наука и технологии;

культура;

здравоохранение и контроль за рождаемостью;

противодействие торговле наркотиками  и анти-терроризм.

Первичная цель Ассоциации была "продвинуть благосостояние народов  Южной Азии и улучшать их качество жизни, а также продвигать активное сотрудничество и взаимную помощь в  экономических, социальных, культурных, технических и научных областях (полях)".

В конечном итоге, Ассоциация стать противовесом Ассоциации стран  Юго-Восточной Азии и Европейскому союзу. Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле требует от стран Южной Азии с 2006 года начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую  зону свободной торговли.

Проблема Западной Европы состоит не только в том, что ее фондовые рынки значительно меньше американских, но и в том, что они во многом остаются национальными. В настоящее время в США функционируют 8 фондовых бирж, причем две из них – NYSE и NASDAQ занимают 95% рынка. В Евросоюзе функционируют 32 национальные фондовые биржи, и возможность их слияния в 2-3 крупные биржи пока даже не просматривается.

Еще один дезинтегрирующий фактор – налоговое законодательство, оно является национальным сейчас и  будет таковым в обозримой  перспективе. Налоги – один из немногих инструментов макроэкономического  регулирования, оставшийся в руках  национальных властей после создания ЭВС, с их помощью государства  могут адаптировать общую экономическую  и денежно-кредитную политику к  текущей ситуации в стране.

 




Из восьми экономических  условий, которые, как полагают экономисты, необходимы для успешного становления  евро на внешних рынках, страны ЭВС  полностью отвечают пяти: они обладают значительным по масштабам хозяйством; их экономика достаточно открыта; она  хорошо интегрирована в мировую; в течение ряда последних лет  отмечаются низкие темпы инфляции; баланс по текущим операциям близок к бездефицитному. Вполне удовлетворительно соблюдаются еще два критерия: экономика стран ЭВС относительно устойчива к внешним воздействиям и имеет неплохой потенциал роста.

Информация о работе Экономические союзы