Экономический анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является анализ хозяйственной деятельности Верхнедвинского райпо. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать формирование и распределение прибыли;
осуществить анализ финансового положения предприятия;
провести анализ объема реализации продукции, работ и услуг;
сделать анализ себестоимости продукции, работ и услуг;
оценить эффективность использования трудовых ресурсов.

Содержание

Введение 3
1Анализ формирования и распределения прибыли 5
2 Анализ финансового положения организации 10
3 Анализ объема реализации продукции, работ и услуг 24
4 Анализ себестоимости продукции, работ и услуг 26
5 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 34
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа АХД Верхнедвинск.doc

— 656.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 

 

     

  Введение

 
 

    Переход к рыночным отношениям в экономике  ставит по-новому и расширяет возможности  деятельности предприятия, как основного  ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.

    Торговые  предприятия, с одной стороны, завершают  производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.

    Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи  товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.

    Основная  задача торгового предприятия –  закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

    Результат деятельности фирмы оценивается  системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

     Курсовая  работа выполнена на фактических материалах Верхнедвинского райпо за период работы с 1.01.2005 по 1.01.2007 гг.

     За 2006 год товарооборот Верхнедвинского  райпо составил 27358,8 млн.руб., темп роста  в сопоставимых ценах – 122,1% при  прогнозном показателе 110,0% и среднем  показателе по области 120,5%. Товарооборот на одного человека составил 998,5 тыс.руб. при среднем по области 862,9 млн.руб. Удельный вес потребительской кооперации в регионе возрос в сравнении с 2005 годом на 1,4 п.п. и составил 56,2% при среднем показателе по области 21,7. Райпо укрепляет свои позиции в регионе. Доля потребительской кооперации в райцентре возросла за 2006 год на 0,5% ( по области – 0,4%) и составила 47,8%, что на 3,8% ниже чем в среднем по области.

     За 2006 год Верхнедвинским райпо получено 245 млн.руб. прибыли,  в 2005 году – 84 млн.руб.

     Основной  целью данной курсовой работы является анализ хозяйственной деятельности Верхнедвинского райпо. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • проанализировать формирование и распределение прибыли;
    • осуществить анализ финансового положения предприятия;
    • провести анализ объема реализации продукции, работ и услуг;
    • сделать анализ себестоимости продукции, работ и услуг;
    • оценить эффективность использования трудовых ресурсов.

 

   1Анализ формирования  и распределения прибыли

 
 

  В условиях рыночной экономики прибыль  является основным показателем оценки предпринимательской деятельности предприятий, так как в ней  аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования.

        Анализ прибыли  проводят в целом по торговому  предприятию, его подразделениям, отраслям хозяйствования и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на её размер, а главное выявляют, изучают резервы роста прибыли.

        В первую очередь  необходимо проанализировать выполнение плана, динамики, состава и структуры прибыли (убытка) отчетного периода. Источники информации: форма №2 годового отчета, данные финансового отдела, бухгалтерии. Данные расчета сведены в таблицу 1.1.

          Таблица 1.1.    
Анализ  состава, выполнения плана и динамики прибыли (убытка)  отчетного периода
               
Показатели Предыдущий год Отчетный  год Отклонение, млн.руб.
сумма, млн. руб. струк-тура, % План  млн. руб. Фактически % вып. плана от  плана  от  пред. года
сумма, млн. руб. струк-тура, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.Прибыль  (убыток) от реализации -111 -132,1 85 152 62,0 178,8 67 263
2. Прибыль (убыток) от операционных  доходов и расходов (2.1-2.2 +/-2.3) 70 83,3 100 94 38,4 94 -6 24
2.1. Операционные доходы (за минусом  НДС) 416 594,3   345 367     -71

 

  

1 2 3 4 5 6 7 8 9
2.2. Операционные расходы 346 494,3   251 267     -95
2.3. Прибыль (убыток) от совместной  деятельности 0 0   0 0     0
3. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (3.1-3.2+/-3.3) 125 148,8 150 -1 -0,4 -0,7 -151 -126
3.1. Внереализационные доходы (за минусом  НДС) 238 190,4   109 -10900     -129
3.2. Внереализационные расходы 170 136   110 -11000     -60
3.3. Сумма источников собственных  средств, направленная на покрытие  убытков 57 45,6   0 0     -57
4. Прибыль (убыток) за отчетный период 84 100 335 245 100 73,1 -90 161
 

     Анализируя представленные данные, необходимо отметить, что по итогам как 2005 так и 2006 года Верхнедвинское райпо работает, обеспечивая положительный финансовый результат. Так, в 2005 году прибыль составила 84 и 2006 – 245 млн.руб., выполнение составило 73,1%. Не обеспечено плановое задание по прибыли отчетного года в 2006 году, при плане 335 млн.руб., получено - 245 млн.руб., а также не обеспечено задание по прибыли от операционных доходов и расходов (94,0%), недодано до плана 6 млн.руб. В 2006 году план выполнен только по прибыли от реализации на 178,8%. Наибольший удельный вес в полученном результате в 2005 это 83,3% приходится на прибыль, полученную от операционных доходов и расходов, в 2006 году на прибыль от реализации товаров работ, услуг это 62,0%. В сравнении с 2005 годом возросла прибыль от реализации на 263 млн.руб., прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов на 24, а также прибыль за отчетный период на 161 млн.руб. Сократилась на 126 млн.руб. прибыль, полученная от внереализационных доходов и расходов, что явилось в основном следствием сокращения суммы полученных внереализационных доходов на 129 млн. руб. В 2006 не производилось закрытие убытков от хозяйственной деятельности источниками собственных средств на что в 2005 году было направлено 57 млн.руб.

     Для анализа причин изменения прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг используются данные таблицы 1.2.

      Таблица 1.2
Исходные  данные
   
Наименование  показателей Предыдущий  год Отчетный  год Отклонение
1.    Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 24976 30155 5179
2.    Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг 20198 24468 4270
3.    Управленческие расходы 0 0 0
4.    Расходы на реализацию 4889 5535 646
5.    Прибыль (убыток) от реализации(стр.1- стр.2-стр.3-стр.4) -111 152 263
6.    Индекс свободных отпускных цен предприятия на продукцию 1,043 1,045 0,002
7. Выручка (нетто) от реализации  продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в сопоставимых ценах (стр.1: стр.6) 23946 28856 4910
 

     В 2006 году произошел рост выручки (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 5179 млн.руб., допущено увеличение себестоимости реализованных товаров и расходов на реализацию на 4270 и 646 млн.руб. соответственно. Одновременно необходимо отметить тот факт, что в 2006 году получен положительный финансовый результат от реализации товаров в сумме 152 млн.руб. против убытков, допущенных в 2005 году в сумме 111 млн.руб.

     Данные  расчета влияния отдельных факторов на изменение прибыли (убытка) отчетного  периода приведены в таблице 1.3. «Анализ факторов изменения прибыли (убытка) отчетного периода».

    Таблица 1.3
  Анализ факторов изменения прибыли  (убытка) отчетного периода
     
Факторы изменения прибыли (убытка) отчетного  периода Расчет Сумма влияния  на прибыль,

млн. руб.

Изменение прибыли (убытка) отчетного периода  =245 - 84 161
в том числе за счет:
1. Прибыли от реализации продукции  (работ, товаров, услуг)  =152 - (-111) 263
1.1. Изменение цен на реализованную продукцию                               
=30155 - 28856
1299
1.2. Объема реализованной продукции  =((28856/23946) - 1)* (-111) 112
1.3. Уровня затрат на один рубль  реализованной продукции      =(((24468+5535)/28856)-(20198+4889)/23946)*28856 -228
3. Прибыль (убыток) от внереализационных  операций  =(-1)-125 -126
 

     Исходя  из проведенного анализа необходимо отметить, что достижение положительного финансового результата по итогам работы за 2006 год смогло быть возможным за счет увеличения прибыли от реализации на 263 млн.руб., а также роста объема реализованной продукции и снижения уровня затрат на рубль реализованной продукции.

     Важным  вопросом анализа хозяйственной  деятельности является изучение и оценка распределения доходов и прибыли. Распределение прибыли производится в соответствии с Законом Республики Беларусь о налогах и сборах, другими  нормативными документами и уставом предприятия.

Информация о работе Экономический анализ предприятия