Экономический инструментарий механизма управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

В любой фирме, при любом типе экономики целях управленческого решения является достижение поставленных целей. Но основным условием является то, что цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с имеющимися ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также способами и технологиями, которые предполагается применить. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности должно быть нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Содержание

Введение 3
1.Экономический инструментарий механизма управления преприятием. 4
2.Планирование 7
3.Хозрасчет 8
4.Ценообразования 9
5.Финансирование 11
6. Менеджмент 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Экономический инструментарий механизма управления предприятиемрома.doc

— 104.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономический инструментарий механизма  управления предприятием 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение 3

1.Экономический  инструментарий механизма управления  преприятием. 4

2.Планирование 7

3.Хозрасчет 8

4.Ценообразования 9

5.Финансирование 11

6. Менеджмент 13

Заключение 15

Список использованной литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность. Основным результатом процесса формирования модели рынка оказалось понимание важности искусства управления государством и обществом. В частности, проблема управления предприятием как основного звена национальной экономики на данном историческом этапе приобрела приоритетный характер, поскольку стратегические задачи нации не могут быть решены только на государственном уровне. Такими адекватными возможностями должен обладать каждый трудовой коллектив, каждое звено управленческого аппарата. Это обосновывает актуальность продолжения исследований в данной области о создании новых способов и механизмов управления, применения адекватных экономико-математических методов и моделей.

     На  основе анализа обоснование определения  термина "управление" такими авторами, как А. А. Грицанов, Т. С. Кабаченко, Л. И. Лопатников, и анализа обоснование  определения термина "предприятие" такими авторами, как М. Е. Волосов, В  Н. Додонов, можно дать определение такому термина как "управление предприятием". Управление предприятием - это процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия людей на самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит продукцию, товары, услуги.

     В любой фирме, при любом типе экономики  целях управленческого решения  является достижение поставленных целей. Но основным условием является то, что  цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с имеющимися ресурсами  и их видами для решения конкретных задач, а также способами и технологиями, которые предполагается применить. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности должно быть нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономический инструментарий механизма  управления преприятием
 

     Эффективность и качество управленческого процесса определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Анализ теории и практики управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессуального, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого. ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

     Формирование  целей функционирования предприятия  является труднокомбинованые процессы, которые требуют решения комплексных  задач, основанных на учете и анализе  влияния многочисленных и разных по уровню экономического обобщения факторов и показателей. Решению данных задач способствует разработка механизма управления предприятием, которое развивается в условиях рыночной экономики. Понятие "механизм" буквально означает "систему взаимосвязанных подвижных или неподвижных деталей, предназначенных для осуществления определенных целесообразных движений" или "внутреннее строение машины, прибора, аппарата приводящее их в действие".

     Такое содержание данного термина предполагает механическое поведение объекта, т.е. сознательно не регулируемую. Механизм управления предприятием, который ставит своей стратегической целью устойчивое развитие в условиях рыночной экономики, представляет собой совокупность: средств управления, которые включают инструменты и рычаги, отвечающие ориентирам, предсказуемым последствиям, ограничениям и требованиям процесса развития предприятия с учетом определенной стадии цикла его развития; организационных и экономических методов управления, составляющих способы, приемы и технологии приведения в действие и использование средств управления.1

     Управление  социально-экономической системой любого уровня иерархии - это сложный  процесс, предполагающий существование  ее во времени и пространстве в  соответствии с поставленной целью. На фоне наличия широкого спектра концепций управления, его способов, методов и инструментов особое место занимает диагностика поведения системы. Прежде всего, это основывается на том, что оценка и анализ состояния изучаемого объекта является информационным базисом предсказания функционирования и развития системы в будущем, что непосредственно влияет на качество принимаемых решений по управлению его поведением во внешнем рыночной среде, динамично меняется. На основе анализа существующих трактовок дадим определение такому сроку, как "диагностика" (от гр. Diagnostikos - способен распознавать). В переводе с древнегреческого он означает распознавание состояния объекта любой природы. Наиболее широко данный термин использовался в медицине, но с середины XX в. прочно вошел в практику экономических исследований, отражая процесс междисциплинарных взаимодействий различных наук.

     Целью диагностики предприятия в работе является оценка, прогнозирование и  анализ тенденций его внешней  и внутренней сред на основе исследования их волновой, циклической природы. Данная цель носит комплексный характер и реализуется через совокупность подцелей механизма диагностики. Теоретической основой диагностики выступают различные теории управления, которые определяют особенности объекта и предмета диагностики в рамках соответствующего исследования. Принципы диагностики формируют ее методологические основы, позволяя, в зависимости от особенностей объекта исследования, разработать или выбрать спектр методов, способов, приемов, адекватных ее целевой направленности.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  на основании анализа сущности проблемы управления предприятием выделены основные составляющие процесса управления, к  которым отнесены: цель управления, модель управления, структуру предприятия  и модель мотивации и стимулирования эффективной деятельности работников - проведен группировки круга локальных проблем в соответствии с этими составляющих. Изучение характерных особенностей соответствующих трансформационных этапов национальной экономики позволило выделить типичные подходы к решению проблемы управления предприятием и предложить альтернативные подходы, которые предопределяют необходимость ее решения в рамках концепции управления предприятием.

     Экономические методы занимают в управлении центральное  место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.2

     В деятельности практикующего высокопрофессионального  менеджера экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы — экономического. Не умаляя значимость психологических методов управления, следует сказать, что в настоящее время все более актуальной становится проблема экономической психологии — специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение.

     Данные  методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью  которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

     В случае использования экономических  методов управления коллектив распоряжается  материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

     Содержание  экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как  ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.

     В управленческой практике экономические  методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.

     Рассмотрим  их более подробно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Планирование
 

     Планирование - это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя:

  • фиксацию текущего состояния данного объекта планирования;
  • фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера;
  • перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.

     Менеджер  должен уметь из альтернативных возможных  действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий.

     Главное в планировании как в экономическом  методе руководства — выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

     Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть  методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В экономическом анализе сердцевиной экономической работы выступают такие категории, как возможный объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс; фиксация внеорганизационной цели организации, или текущей потребности организации, и нахождение конкретного способа использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного достижения внеорганизационной цели, т.е. ради удовлетворения в максимально высокой степени фиксируемой в текущий момент потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней.3 
 

  1. Хозрасчет
 

     Хозрасчет. Данный метод позволяет максимально  использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы.

     Хозяйственный расчёт, система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического  воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует Х. р., законодательно оформляя хозрасчётные отношения в правовых и административных актах. На практике Х. р. выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода. Х. р., базирующийся на общественной собственности на средства производства, принципиально отличается от коммерческого расчёта, который служит частным интересам. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося.

     Основные  принципы хозяйственного расчёта:

  • хозяйственная самостоятельность предприятий (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление);
  • материальная заинтересованность их коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности;
  • материальная ответственность за эти результаты;
  • контроль рублём.

     Хозрасчёт основан на использовании товарно-денежных отношений, характерных для капиталистической  экономики — в частности таких  категорий, как цена, прибыль, себестоимость продукции и т. п.4

  1. Ценообразование

Информация о работе Экономический инструментарий механизма управления предприятием