Экономический кризис: сущность, причины и меры преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе исследованы основные причины современного экономического кризиса, а также представлены пути выхода из него, исходя из мнений мировых экспертов. Особое внимание уделено сложившейся ситуации в Казахстане.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Кризисы в ритме циклического развития
1.1 Понятие, виды и функции кризиса, его динамика 4
1.2 Фазы цикла 6
1.3 Типы экономических циклов 10
1.4 Теории экономических циклов 12
Глава 2. Современный экономический кризис
2.1 Особенности современного экономического кризиса 16
2.2 Причины возникновения мирового экономического кризиса 17
2.3 Меры по преодолению кризиса 22
Глава 3. Влияние кризиса на казахстанскую экономику 27
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа конечный вариант.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

      Кризис  показал, что современный рынок  в период глобализации – это далеко не саморегулирующия система. Он не в состоянии функционировать «сам по себе», без активного вмешательства государства. Без активных антикризисных действий государств стран не остановить будущий финансовый кризис в мире. Можно согласиться с тем, что это означает конец Ямайской валютной неолиберальной монетарной системы и триумфальное возвращение кейнсианства. Достаточно убедительно утверждение, что  англо – саксонская модель капитализма не имеет шансов на выживание, где отдается приоритет на сугубо либеральный рынок.

      Представляется  целесообразным, что золотовалютные резервы Нацбанка РК и средства Национального  фонда нужно замораживать в минимально необходимом  размере, а все остальные  средства обратить в инвестиции, лучше  всего в виде  долгосрочных кредитных ресурсов банков  под проценты. В кризисных условиях названные средства быстро обесцениваются, и как показывает мировой опыт, в мире  нет сверхнадежных финансовых инструментов, которые гарантируют их сохранность.

      Кроме того, на мой взгляд, необходимо установить новые биржевые правила, отсекающие хотя бы частично игры спекулянтов и обеспечивающие свободный доступ игроков, имеющих реальную собственность, на биржи.

      В начале ноября 2008 года учрежден Фонд стрессовых активов. АО «Фонд стрессовых активов» — Государственный Фонд стрессовых активов банков второго уровня (ФСА) — фонд в Казахстане, учрежден в начале ноября 2008 года, в период финансового кризиса 2007—2010 годов для поддержки экономики. Фонд является коммерческой организацией при 100 % участии государства. Фонд должен был улучшить качество активов БВУ — скупить у банков невозвращенные ипотечные кредиты граждан и проблемных кредитов, обеспеченных недвижимостью.

      Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан оперативно был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках. Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор. В результате этого наблюдается значительное замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие, снижение глобального спроса на товары и услуги. Это требует принятия новых дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.

        Для достижения цели Правительство,  Национальный Банк и Агентство  по финансовому надзору сконцентрируются на следующих пяти направлениях:

      1.Стабилизация  финансового сектора.

      2.Решение  проблем на рынке недвижимости.

      3.Поддержка  малого и среднего бизнеса.

      4.Развитие  агропромышленного комплекса.

      5.Реализация  инновационных, индустриальных и  инфраструктурных проектов.

      Для финансового обеспечения Плана  будут использованы средства Национального  Фонда в объеме 10 млрд. долл. США. Они будут направлены на:

      1)стабилизацию  финансового сектора – 4 млрд. долл. США;

      2)развитие  жилищного сектора – 3 млрд. долл. США;

      3)поддержку  малого и среднего бизнеса  – 1 млрд. долл. США;

      4)развитие  агропромышленного комплекса –  1 млрд. долл. США 

      5)реализацию  инновационных, индустриальных и  инфраструктурных проектов –  1 млрд. долл. США.

      С учетом изменяющихся внутренних и внешних условий, накопившихся отраслевых дисбалансов в экономике Правительство разработало в 2010 году «Стратегию социально-экономического развития Казахстана до 2020 г.» Она обозначит четкие приоритеты и индикаторы развития страны на ближайшие десять лет с учетом:

  • повышения устойчивости экономики к внешним вызовам;
  • проведения структурных реформ для улучшения инвестиционного климата в стране;
  • модернизации инфраструктуры;
  • развития человеческого капитала;
  • ускоренной диверсификации экспорта, в первую очередь, за счет развития агропродовольственного сектора;
  • повышения эффективности государственного аппарата;
  • эффективного управления внешним долгом страны.

      В целом от реализации стабилизационных мер, экономика Казахстана дополнительно  получит государственную поддержку  в объеме 2 172 млрд. тенге, из них за счет:

  1. средств Национального фонда – 1 200 млрд. тенге;
  2. мер Национального Банка – 350 млрд. тенге;
  3. снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса – 500 млрд. тенге;
  4. создания Фонда стрессовых активов – 122 млрд. тенге.
 

      Цели  и задачи программы «Дорожная карта»

      Целью программы являлось максимально возможное доведение национальных индексов человеческого развития до общемировых стандартов. Достижение цели обуславливает в соответствии с алгоритмом "Дорожной карты" необходимость решения ряда задач:

      - определения стандартов в жизненно важных для населения аспектах, таких как жилье, образование, медицина, потребительская корзина;

      - анализ реального состояния с жильем, здравоохранением, образованием и потребительской корзиной, что позволит определить масштабность расхождения между нынешними и оптимальными показателями;

      - выявление и описание препятствий на пути достижения стандартов, обусловленных:

      - упущениями или недоработками в общеметодологических подходах в определении траектории развития общественных сфер;

      - характером распределения функций ветвей власти;

      - механизмами реализации управленческих решений;

      - состоянием институтов гражданского общества (политических партий, народно-патриотических организаций и т.д.);

      - несоответствием внутреннего законодательства международным правовым стандартам.

      - выработка мер по устранению лимитирующих обстоятельств, определение нового курса, реализация реформы управления.

      "Дорожная  карта" уже показала свою необходимость и эффективность. Местных властей появилась возможность трудоустройства большого количества людей на основных и сопутствующих работах. Были созданы социальные рабочие места, дан старт программе "Молодежная практика", активно шла работа по переподготовке кадров.

      В 2010 году выполнение программы будет  продолжено. Ее реализация, как и  в прошлом году, будет проводиться  по нескольким направлениям. Это ремонт, реконструкция и развитие системы  ЖКХ, дорожные работы, ремонтные работы в школах и на других социальных объектах. Будет продолжена деятельность по расширению программы социальных рабочих мест и организации молодежной практики.

      «Дорожная карта бизнеса 2020».

      Я считаю, что программа  «Дорожная  карта бизнеса 2020» и ее рабочие  механизмы реализации носят уникальный, креативный характер. Это очень важные программные рабочие документы для банков и для предпринимателей. Бизнес нашей страны получит поддержку на первой стадии посткризисного развития. У банков достаточно свободной ликвидности, но для того, чтобы превратить их в длинные, долгосрочные деньги, оказать реальную помощь нашим предпринимателям, нужны были уникальные финансовые инструменты, которые предложило правительство Республики Казахстан, это  - субсидирование, гарантирование, помощь в финансовом оздоровлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Крушение  сложившейся финансовой системы  стало причиной современного экономического кризиса. Кризис разразился быстрыми темпами во всем мире, все государства столкнулись с крушением экономики и ростом социального возмущениям действиям правительств. Поэтому для нормальной работы экономики нужна стабильная, ожидаемая и действующая по заранее известным принципам международная валютно-финансовая система. Современный кризис показал, что государства и ведущие компании не способны на данный момент поддерживать такую систему. Современный экономический кризис доказывает, что не надо опираться на стандартные подходы, нужно принимать совместные, скоординированные на мировом уровне решения. Всем государствам нужно функционировать твердо, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие.

      На  прошедшем в апреле 2010 года Вашингтонском саммите было достигнуто согласие по основным параметрам новой мировой финансовой системы. Большинство разработанных мер направлены на решение многих проблем, связанных с нестабильностью современной финансовой и экономической системы. Для окончательного преодоления  кризиса нужно продумывать меры индивидуально для каждой страны. Вместе с тем, необходима координация с другими государствами. Их комплексная реализация обеспечит условия для создания универсальной системы финансово-экономического регулирования, исключающей возможность возникновения глобального кризиса.

      Думается, осмысление причин, и анализ ситуации позволит извлечь соответствующие уроки, преподнесенные мировым финансовым кризисом, и учесть их с пользой для дальнейшего развития экономики страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы:

  1. Виссарионов А. «Уроки кризиса» // Экономист, 1999, №2,
  2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М: Экономика, 2002.
  3. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997. - 103 с.
  4. Классики кейнсианства. Т. 2. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М.: Экономика, 1997
  5. Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы экономики, 1998. -  №11.
  6. Журнал «Экономист» Выпуск 4 2009 г. Ю. Пахомов, С. Пахомов «Корни кризиса. Мировой финансовый кризис:  цивилизационные истоки».
  7. Журнал «Вопросы экономики» Выпуск 1 2009 г. Л. Суэтин «О причинах современного финансового кризиса».
  8. Журнал «Вопросы экономики» Выпуск 4 2009 г. Г. Фетисов «О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы».
  9. Экономическая и философская газета.- №51.- декабрь 2008 г.
  10. Деловой Казахстан.- №50.- 26 декабря 2008 г.
  11. KIT.- №23 -24.- 2008 г.
  12. Экономическая теория – под ред. В. И. Видяпина, М. 2003 – [469- 482 c.]
  13. Интернет – ресурсы: официальный сайт Д. Медведева: www.kremlin.ru
  14. www.stat.kz/vs_scheta/int_scheta/DocLib5
  15. www.perspectivy.info/oykumena/ekdom/osnovnyje_pokazateli_mirovoj_ekonomiki_dannyje_nojabra_2009_g_2009-12-03.htm
  16. http://census.stat.kz/publishing/DocLib/Urovenzjisni_rus_09.pdf

Информация о работе Экономический кризис: сущность, причины и меры преодоления