Экономический кризис в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин. Исследования экономических кризисов должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических кризисов и выяснить возможные пути выхода, чтобы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов. В эту главу входит сущность, функции и виды экономических кризисов. Во второй главе анализируется причины возникновения экономического кризиса. В третьей главе последствия и пути выхода из экономического кризиса. Объектом данного исследования является анализ условий экономического кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов
4
1.1 Сущность экономического кризиса
4
1.2 Функции и динамика экономического кризиса
5
1.3 Особенности и виды экономических кризисов
6
Глава 2. Причины возникновения кризисов и их последствия
9
2.1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
9
2.2 Причины экономического кризиса в Республике Беларусь
11
2.2 Последствия экономических кризисов
15
Глава 3. Пути выхода из экономического кризиса Республики Беларусь
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

В целях стимулирования усилий руководителей предприятий, работников и разработчиков по техническому перевооружению производства с использованием отечественных оборудования, машин, механизмов, технологий разрешить направлять на указанные цели до 50% от суммы экономического эффекта, полученного в течение трех лет после внедрения мероприятия. Указанные выплаты стимулирующего характера относить на себестоимость и производить при прибыльной работе предприятия и расширении объемов продаж продукции. Министерству экономики и Государственному комитету по науке и технологиям определить процедуру расчета и согласования экономического эффекта.

В дополнение к функционирующему Парку высоких технологий, резиденты которого реализуют проекты в сфере информатизации, назрела необходимость создания под эгидой НАН Беларуси инновационно-технологического парка по массовому внедрению в отраслях экономики высоких технологий, основанных как на отечественных, так и на зарубежных научно-технических разработках.

Необходимо совершенствование  процесса проведения тендерных и  конкурсных мероприятий путем представления  возможности более полного и  широкого использования лизинговых операций [12,c.144].

Учитывая социальную значимость решения жилищной проблемы - снизить на 50% налоги и платежи (при  существующей структуре) застройщиков, в том числе иностранных, обеспечивающих строительство и продажу жилья  соответствующих потребительских  качеств по ценам согласованным с соответствующими областными исполнительными комитетами и Мингорисполкомом. Предоставить указанные льготы инвесторам, осуществляющим финансирование таких застройщиков, в части объемов финансирования жилищного строительства.

Требуется создание единой открытой общегосударственной базы данных продажи жилья на первичном и вторичном рынках.

Особое внимание должно быть уделено топливно-энергетическому  комплексу (ТЭК), который формирует 13,5% объема производства продукции  и услуг отраслями экономики в основных ценах, при этом на долю нефтеперерабатывающей промышленности приходится 10,5% объема производства продукции и услуг или 78% объема производства ТЭК. Доля отраслей ТЭК в экспорте составляет 30,5%, импорте 31,2%.

Отраслями экономики  потребляется около 56% топливно-энергетических ресурсов, конечное потребление составляет около 5%, экспорт более 38%

Удельное энергопотребление  производства остается все еще крайне высоким. Значительная часть импортируемых  и генерируемых топливно-энергетических ресурсов используется в самих отраслях ТЭК. Здесь же наиболее высокие показатели удельного энергопотребления[1], которые в сопоставлении по отдельным отраслям составляют: электроэнергетика и теплоэнергетика 312,5%; нефтяная промышленность 680,9%; газовая промышленность 666,5%; горючие сланцы и торф 230,5%; черная металлургия 96,2%; химическая и нефтехимическая промышленность 123,5%; машиностроение и металлообработка 31,3%; промышленность строительных материалов 112,7%; легкая промышленность 23,9%; пищевая промышленность 22,6%; строительство 40,6%; сельское хозяйство 54,7%; транспорт 122,5%; связь 38,3% [10].

В целях снижения удельного  энергопотребления требуется принятие ряда решений, в частности, представление права и поддержки негосударственного бизнеса в деятельности по созданию новых энергогенерирующих мощностей.

Необходимо создание дополнительных организационно-экономических  условий для перехода на локальные  эффективные энергоустановки. Одним из таких перспективных направлений является внедрение когенерационных энерготехнологических установок и комплексов на базе газомоторных технологий (КЭТУ) или иначе - внедрение промышленной энергетики, имеющей существенно более высокий коэффициент полезного действия (КПД).

Необходима разработка и внедрение процедур согласования предприятиями внедрения энергосберегающих  мероприятий, оптимизации, в этом случае, работы «большой» энергетики.

Требуется оценка и прогнозирование  оптимальной структуры электрических мощностей и электрического баланса, использования высвобождаемых мощностей при планируемом вводе в эксплуатацию атомной электростанции.

3. По сохранению рабочих  мест, обеспечению занятости населения.

Базовой основой для  сохранения рабочих мест и обеспечения занятости населения по республике в целом и по регионам является оптимизация работы предприятий и организаций, направленная на максимально полную загрузку производственных мощностей, повышение уровня (конкурентоспособности) выпускаемой продукции (работ, услуг) до показателей, обеспечивающих максимальную ее реализацию без протекционистских мер.

В условиях действия мирового финансового кризиса сохранение и увеличение числа рабочих мест должны являться важнейшими оценочными показателями деятельности руководителей предприятий, органов государственного управления, регионов.

Требуется инициирование  разработки комплексных программ ускоренного  социально-экономического развития регионов с высоким уровнем официальной  и скрытой безработицы, в том  числе и путем привлечения к финансированию региональных проектов по созданию новых производственных мощностей иностранных инвесторов (особенно заинтересованных инвесторов из сопредельных регионов России, Украины, Балтии и других стран) [3,c.162].

В целях повышения уровня и стимулирования занятости населения предлагается:

3.1. Обязать руководителей  организаций республиканской и  коммунальной форм собственности  представлять в бесспорном порядке  пустующие и неиспользуемые площади  негосударственным организациям, индивидуальным предпринимателям, лицам осуществляющим ремесленную деятельность в сфере производства и оказания бытовых услуг;

3.2. Создать в дополнение  к существующей государственной  базе данных вакансий профессий  и должностей открытую базу  данных временных работ и услуг, в том числе работ и услуг, выполняемых по договорам подряда;

3.3. Выработать дополнительные  меры по стимулированию организаций,  расположенных в городах, и  незанятого городского населения  - к временному и (или) постоянному  ведению деятельности в качестве сельхозпроизводителей, фермеров, ремесленников. В числе мер могут быть - бесплатное обучение и переобучение, представление безвозмездной финансовой помощи, включая компенсацию расходов на проживание и обустройство, освобождение на 2 года от всех видов налогов и отчислений, за исключением отчислений в фонд социальной защиты и пенсионный фонд, помощь продуктивным скотом, семенным материалом, в аренде техники, введение гарантированных государственных закупок сельскохозяйственной продукции у таких организаций и физических лиц с подписанием соответствующих долговременных соглашений;

3.4. Осуществить переход  на 7-ми часовой рабочий день (35 часовую рабочую неделю), не уменьшая  при этом размер заработной  платы низкооплачиваем категориям  работникам (до 500 тыс. руб.).

3.5. Вновь создаваемые  частные предприятия на первые 3 года деятельности, освободить  от всех видов налогов и  платежей, кроме исчисляемых из  фонда оплаты труда (подоходный  налог, пенсионный фонд, фонд социальной  защиты). Представлять им льготы по оплате за арендуемые производственные площади и складские помещения.

4. Международное сотрудничество [10].

Необходимо активизировать реализацию решений в рамках СНГ, в том числе «Стратегии экономического развития Содружества независимых  государств на период до 2020 года» (решение Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года), а также документов ЕврАзЭС, направленных на развитие торгово-экономического сотрудничества между странами-участницами данных межгосударственных образований, в том числе по реализации совместных и скоординированных мер минимизации и преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса.

В рамках деятельности Союзного государства целесообразна разработка и принятие единых балансов производственной и научно-технической кооперации субъектов хозяйствования Беларуси и России, предусмотрев в них развитие кооперационных поставок с целью создания новых рабочих мест и повышения занятости населения, снижения издержек производства.

Провести мероприятия  по организации на постоянной основе площадки взаимодействия государственных органов с промышленно-предпринимательским сообществом в процессе формирования Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России (с учетом письма Минэкономики от 15.01.2009г. № 16-01-02/22 и соответствующих предложений РОО «БНПА» и Республиканского союза общественных объединений «Белорусская конфедерация промышленников, предпринимательства и науки»).

С учетом «Приоритетных  направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года» (от 14.11.2008г.) рассмотреть возможность участия в формировании инфраструктуры инициируемого к созданию странами ЕС сквозного транспортного коридора комплексной перевозки грузов в направлениях: перевозка через балтийские порты западноевропейских стран, государств Балтии и Российской Федерации по морю; перевозка через территорию стран Балтии, Республику Беларусь и далее в Российскую Федерацию, Украину, Казахстан и другие страны автомобильным и железнодорожным транспортом и обратно. Это позволит лучше использовать логистические возможности Беларуси как транзитного государства [5,c.120].

В ходе мероприятий по минимизации и преодолению последствий  мирового финансового и экономического кризиса, для удовлетворения потребительского спроса населения на продовольственные товары в складывающихся социально-экономических условиях, продолжить развитие, государственную поддержку и повышение конкурентоспособности агропромышленного сектора, руководствуясь соответствующими республиканскими госпрограммами и «Комплексом совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств – участников СНГ» (от 14.11.2008г.).

Активнее использовать при работе с иностранными инвесторами  такую, предусмотренную законодательством  форму определения прав и обязательств сторон, как инвестиционный договор.

Целесообразно представление  отдельным коммерческим организациям, осуществляющим активную и эффективную  внешнеэкономическую деятельность, более широких полномочий по привлечению  в Республику Беларусь иностранных  инвестиций на основании заключения с такими компаниями агентских соглашений.

Органам государственного и хозяйственного управления, заинтересованным субъектам хозяйствования целесообразно, особенно в условиях работы по преодолению  последствий кризиса, более полно  использовать наработанные возможности общественных организаций промышленников и предпринимателей в налаживании и развитии прямых торгово-экономических связей между субъектами хозяйствования различных государств, освоении новых рынков и привлечении в экономику Беларуси иностранных инвестиций (в частности, задействовать и потенциал РОО «БНПА», имеющей около 40 соглашений и договоров с зарубежными партнерскими организациями: РСПП, УСПП, МКПП и др.) [10].

5. Дальнейшее совершенствование  аналитической работы и прогнозирования.

Современная экономика  требует новых подходов и методов  в анализе и прогнозировании  социально-экономической ситуации, как непосредственно в организациях, на предприятиях и в коммерческих банках, так на отраслевом и макроэкономическом уровнях.

В новых экономических условиях, обусловленных мировым финансовым кризисом, мониторинг и оперативная углубленная аналитическая оценка экономической ситуации, как на внутреннем, так и на внешних рынках, системный анализ последствий реализации принимаемых мер, их влияния на эффективность функционирования народнохозяйственного комплекса являются практически важными и крайне необходимыми.

Целесообразно создать  аналитический центр (на базе одного из действующих институтов), который  осуществлял бы мониторинг, анализ, оценку экономических, финансовых и иных процессов, представлял необходимую информацию органам государственного и хозяйственного управления, предприятиям и другим заинтересованным. Важной стратегической задачей такого центра является анализ и оценка эффективности отраслевой структуры национальной экономики, выработка рекомендаций по ее оптимизации в условиях следования инновационному пути развития таким образом, чтобы при завершении мирового финансового кризиса белорусская экономика была максимально обновленной и конкурентоспособной, с повышенным ресурсом экономической безопасности [6,c.163].

Требует своего совершенствования  в сторону большей сбалансированности система народнохозяйственного  планирования, доведения до отраслей, регионов, предприятий обоснованных экономических показателей (прежде всего, по реализации конкурентного продукта) и контроля их выполнения. Целесообразна разработка и принятие отраслевых и региональных балансов развития.

6. Дополнительные меры  и предложения по совершенствованию  законодательной базы экономики (тезисы):

6.1. Продолжить внесение предложений от промышленно-предпринимательских организаций по соответствующим законодательным актам, предусмотренным планом подготовки законопроектов на 2009 год, а также и по иным нормативным правовым актам (НПА), требующим совершенствования в новых экономических условиях.

6.2. Для создания дополнительных правовых условий сотрудничества в экономической сфере, особенно в условиях преодоления и минимизации последствий мирового кризиса, обеспечения возможностей для группы заинтересованных субъектов хозяйствования координировать свои усилия и действия для достижения экономической цели (без «жесткого» объединения в виде простого товарищества или создания коммерческой организации) целесообразно в оперативном порядке принять нормативный правовой акт Президента Республики Беларусь «О совершенствовании правовых средств производственной кооперации (кооперирования) путем введения особого типа договора» [10].

То есть, для формирования предпринимательской среды, которая полностью соответствует белорусской экономической модели, в правовую систему Республики Беларусь предлагается (с учетом комплексных правовых разработок Функа Я.И. - члена Юридического совета РОО «БНПА», председателя Международного арбитражного суда при БелТПП, к.ю.н.) ввести новый самостоятельный тип гражданско-правового обязательства - договор о кооперировании, который в настоящее время отсутствует в правовой системе не только Республики Беларусь, но и иных государств. При этом основная правовая природа договора о кооперировании в сфере предпринимательского оборота должна определяться как разновидность объединения субъектов без образования юридического лица. В связи с изложенным Гражданский кодекс Республики Беларусь необходимо будет дополнить новой главой "Кооперирование".

Информация о работе Экономический кризис в Республике Беларусь