Экономический кризис в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин. Исследования экономических кризисов должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических кризисов и выяснить возможные пути выхода, чтобы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов. В эту главу входит сущность, функции и виды экономических кризисов. Во второй главе анализируется причины возникновения экономического кризиса. В третьей главе последствия и пути выхода из экономического кризиса. Объектом данного исследования является анализ условий экономического кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов
4
1.1 Сущность экономического кризиса
4
1.2 Функции и динамика экономического кризиса
5
1.3 Особенности и виды экономических кризисов
6
Глава 2. Причины возникновения кризисов и их последствия
9
2.1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
9
2.2 Причины экономического кризиса в Республике Беларусь
11
2.2 Последствия экономических кризисов
15
Глава 3. Пути выхода из экономического кризиса Республики Беларусь
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

6.3. Принимая во внимание высокое качество Инвестиционного кодекса Республики Беларусь и иного законодательства, регулирующего деятельность инвесторов, для обеспечения преемственности законодательства бывшего СССР и БССР с нынешним законодательством Республики Беларусь, в целях защиты прав прежних инвесторов, а также и новых инвесторов, привлекаемых к участию в приватизации подлежащих разгосударствлению объектов государственной собственности в Республике Беларусь, учитывая имеющиеся недостатки в правоприменительной практике и предложения участников Круглого стола, проведенного 10.02.2009г. на тему «Правовые и экономические проблемы реализации и защиты прав инвестора на объекты инвестиционной деятельности в свете массового акционирования»: [10]

  • Одобрить и рекомендовать принятие нормативного правового акта Президента Республики Беларусь «О законности производимых до 01.07.1999 года отчуждений объектов недвижимости путём их возмездной передачи в порядке действующего на момент отчуждения законодательства (за исключением передач в пределах одного собственника)»;
  • С учетом разъяснения Министерства юстиции Республики Беларусь (письмо от 10.02.2009г. № 05-1-14/454) просить Минэкономики, Госкомимущество и Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь при проведении намеченной ими работы по подготовке законопроекта, направленного на комплексный пересмотр положений действующего Инвестиционного кодекса Республики Беларусь,разработать механизм действия дополнительных государственных гарантий по обеспечению прав и защите экономических интересов инвесторов на территории Республики Беларусь от необоснованных изъятий собственности (в том числе и объектов недвижимости);
  • Просить депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, Генерального Прокурора Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь инициировать принятие постановления Пленума ВХС Республики Беларусь«О некоторых вопросах правоприменительной практики и законности отчуждений объектов недвижимости (зданий, сооружений и других) путём их передачи от одной организации к другой (за исключением их передач в пределах одного собственника), производимых до 01.07.1999 года на условиях компенсации, путем принятия решений уполномоченными на момент такой передачи органами, реализации инвестиционных проектов по таким объектам на условиях и в порядке действующего на момент такого отчуждения и инвестирования законодательства».

7. Одобрить и рекомендовать  примерные направления для выработки  антикризисных предложений и  системы мер (для разработки  и адаптации антикризисной программы  предприятия):

7.1. Анализ факторов внешней среды в сегменте деятельности предприятия (для их учета):

  • Внешние и внутренние причины и факторы, приведшие к кризису на макро- мезо- и микро-уровнях;
  • Возможные сценарии развития мирового финансового кризиса;
  • Последние тенденции в проявлении последствий мирового финансового кризиса;
  • Риски и угрозы, вызванные проявлением негативных тенденций и пути их минимизации;
  • Положительные факторы (возможности и перспективы), «точки роста» во время и после кризиса, работа в новых экономических условиях;
  • Прогнозы развития экономики (в том числе в сегменте деятельности предприятия) в посткризисный период.

7.2. Разработка антикризисной  стратегии предприятия:

  • Разработка возможных сценариев (вариантов) развития ситуации, работы предприятия в новых экономических условиях;
  • Создание «портфеля рисков» и выявление «точек роста»;
  • Разработка единой стратегии предприятия и разработка отраслевых политик предприятия (маркетинговая, кадровая, финансовая, экономическая, организационная, производственная, технологическая, инновационная, инвестиционная, социальная политика, политика управления, снабжения, развития, безопасности);
  • Разработка стратегического плана долгосрочных мероприятий;
  • Пути преодоления негативных тенденций и виды стратегий выживания и выхода предприятия из кризиса;
  • Основные стратегические ошибки, допускаемые предприятиями в период кризиса (их анализ, в целях упреждения).

7.3. Разработка тактического  плана антикризисных мероприятий  для предприятия:

  • Особенности управления предприятием в кризисный период;
  • Рекомендуемые тактические и операционные антикризисные меры;
  • Основные тактические ошибки, допускаемые предприятиями в период кризиса;
  • Эффективные теории и практики антикризисного развития и кризис-менеджмента предприятия;
  • Разработка отраслевых тактических планов краткосрочных мер по минимизации последствий кризисных явлений (антикризисные планы мероприятий в области маркетинга, финансов, персонала, права, снабжения и перевозок, безопасности, производства, исследований, инноваций, социальных вопросов).

7.4. Организация работы по разработке и реализации антикризисной программы предприятия:

  • Методические подходы и принципы разработки антикризисной программы предприятия;
  • Структура и содержания антикризисной программы предприятия.
  • Методы организации работы на предприятии по разработке антикризисной программы;
  • Алгоритм разработки антикризисной программы предприятия;
  • Подходы для выявления скрытых внешних возможностей и внутренних ресурсов организации;
  • Основные, наиболее эффективные источники антикризисной информации.

7.5. Общие направления  при разработке и реализации  антикризисной программы на предприятиях:

  • Разработка и внедрение методик бережливого производства (БП), которые позволяют снижать себестоимость при повышении качества и, что важно - быстро реагировать на любые изменения, происходящие на рынке;
  • Комплексное использование систем менеджмента качества (СМК) во всех сферах предприятия: кадры, проектирование, технология, производство, сбыт (логистика), сервисное обслуживание и т.д.;
  • Антикризисные предложения консалтинговых компаний и фирм, оказывающих профессиональные услуги, в том числе по мерам сохранения кадрового потенциала коллективов, оптимизации и диверсификации производственных планов, снижении складских запасов, использовании кооперирования и других форм работы, сохранения традиционных и освоения новых рынков сбыта на основе предложений конкурентной по качеству и цене продукции (работ, услуг);
  • Выработка механизмов прекращения взаимных обязательств субъектов хозяйствования путем их зачета, а также проведения зачетов налогов и дебиторской задолженности (в том числе и бюджетных организаций) перед субъектами хозяйствования;
  • Системная информационно-воспитательная работа в коллективе предприятия, направленная на более полное использование интеллектуальных возможностей кадрового потенциала, проводимая на основе еженедельного обсуждения реализуемых антикризисных мер, выработку дополнительных инициативных предложений, восприятие и использование опыта других предприятий;
  • Использование предприятием рекламных, презентационных и выставочных механизмов, Веб-сайтов, информационно-компьютерных технологий (ИКТ), организации корпоративных дисконтных схем и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис - это крайнее  обострение противоречий в социально-экономической  системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризисы делятся на общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - только часть ее.

Выделяют два этапа  диагностики кризиса:

- установление принадлежности  объекта к определенному классу  или группе объектов;

- выявление отличий  диагностируемого объекта от  объектов своего класса путем  сравнения его фактических параметров  с базовыми.

Экономические кризисы разнообразны, и все они отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы.

Причины спада могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут  быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или  даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Все экономические кризисы  оказывают определенное - иногда парадоксальное - влияние на состояние государственных институтов, общества, культуры и даже моды.

Традиционно в эпоху  кризисов государственные структуры  оказываются более конкурентоспособными на рынке труда. Государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже "коммерческой", многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность (известно, что госструктуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний). В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов. В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов.

В Республике Беларусь отсутствуют  отдельные кризисные явления, характерные  для экономик с гипертрофированно  развитыми финансовыми и фондовыми  рынками, на которых в последние  годы активизировались спекулятивные  процессы, в том числе и посредством тотального применения заменителей реальных денег, включая разнообразную гамму производных ценных бумаг. Поэтому, потери производственных, финансовых, торговых операторов, уменьшение стоимости их активов, вследствие использования заменителей денег, у нас практически отсутствуют.

В то же время мировой  финансовый кризис инициировал резкое падение потребительского спроса. Особенностью негативных текущих потребительских  процессов в национальных экономиках является их усугубление как в  секторе промежуточного спроса, так и в сферах конечного потребления, валового накопления, экспорта товаров и услуг. То есть падение производственного и конечного потребления носит всеобщий и глубинный характер, что позволяет предположить о достаточно длительном возможном цикле спада производства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александр Владимирович Фадеев - заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ / Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономик Белоруси
  2. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. Учебник. - М.: МГУ, 2009. – 447с.
  3. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса//Экономист, 2001. №5.
  4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. - СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2003. – 652с.
  5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 784с.
  6. Долан Э., Линсдей Д. Макроэкономика. - СПб, 1994. – 480с.
  7. Макроэкономика: учебное пособие. /Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
  8. Макроэкономика: учеб. Пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  9. Причины кризиса белорусской экономики http://luchecon.livejournal.com/384716.html
  10. РЕКОМЕНДАЦИИ РСД ПО ТЕМЕ «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА» Приняты на заседании РСД БНПА (протокол от 10 марта 2009г. № 14)
  11. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006
  12. Теория и практика антикризисного управления / под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М., ЮНИТИ 1996
  13. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н.И. Базылева. – Минск: БГЭУ, 2002. – 752с.



Информация о работе Экономический кризис в Республике Беларусь