Экономический обзор нефтегазовой отрасли государства Индонезия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 03:49, курсовая работа

Описание работы

Республика Индонезия – государство в Юго-Восточной Азии. Население, по официальным данным на июнь 2010 года, составляет более 237,5 миллионов человек (по оценочным данным на июль 2011 года более 245,6 миллионов человек), территория – 1 919 440 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает четвёртое место в мире по количеству населения и четырнадцатое по территории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Государственная политика в нефтегазовой отрасли
2. Состояние нефтегазовой отрасли в национальной экономике страны
2.1. Нефть
2.2. Природный газ
2.3. Сжиженный природный газ
3. Инвестиционная политика
4. Налоговая политика нефтегазовой отрасли
5. Подготовка кадров
6. Состояние инфраструктуры
6.1. Нефтедобывающая
6.2. Нефтеперерабатывающая
6.3. Трубопроводы
6.4. Морской транспорт
7. Нефтехимическая промышленность Индонезии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Приемлемый для Казахстана опыт Индонезии
2. Внешние факторы, влияющие на состояние и развитие отрасли
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Индонезия.doc

— 274.00 Кб (Скачать)


Министерство образования Республики Казахстан

Казахстанско-Британский технический университет

Финансово-экономический факультет

Кафедра экономики и менеджмента

Дисциплина: «Экономика и управление в нефтегазовом секторе»

 

 

 

 

Курсовая работа

Экономический обзор нефтегазовой отрасли государства Индонезия

 

 

 

 

 

 

Выполнил:
Тайганов Нурлан
ФЭФ, 4 курс, экономика
08BD03170

Проверил:
Амирбек Е.

 

 

 

 

 

 

Алматы 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ             

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ             

1. Государственная политика в нефтегазовой отрасли             

2. Состояние нефтегазовой отрасли в национальной экономике страны             

2.1. Нефть             

2.2. Природный газ

2.3. Сжиженный природный газ             

3. Инвестиционная политика             

4. Налоговая политика нефтегазовой отрасли             

5. Подготовка кадров             

6. Состояние инфраструктуры             

6.1. Нефтедобывающая             

6.2. Нефтеперерабатывающая             

6.3. Трубопроводы             

6.4. Морской транспорт             

7. Нефтехимическая промышленность Индонезии             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             

1. Приемлемый для Казахстана опыт Индонезии             

2. Внешние факторы, влияющие на состояние и развитие отрасли             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ             


ВВЕДЕНИЕ

Республика Индонезия – государство в Юго-Восточной Азии. Население, по официальным данным на июнь 2010 года, составляет более 237,5 миллионов человек (по оценочным данным на июль 2011 года более 245,6 миллионов человек), территория – 1 919 440 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает четвёртое место в мире по количеству населения и четырнадцатое по территории.

Столица – Джакарта. Государственный язык индонезийский.

Унитарное государство, президентская республика. По состоянию на ноябрь 2011 года пост президента занимает Сусило Бамбанг Юдойоно, вице-президента – Будионо. Подразделяется на 33 административно-территориальные единицы, 31 из которых является провинцией и 2 представляют собой особые округа, приравненные по статусу к провинциям.

Расположена на островах Малайского архипелага и западной части острова Новая Гвинея. Омывается водами Тихого и Индийского океанов. Является крупнейшим островным государством в мире. Значительная часть островов относится к Зондским, которые в свою очередь подразделяются на Большие Зондские и Малые Зондские острова. Имеет сухопутную границу с Малайзией (на острове Калимантан), Папуа-Новой Гвинеей (на острове Новая Гвинея) и Восточным Тимором (на острове Тимор).

Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Большая часть верующих (около 88 % населения) исповедует ислам, что делает Индонезию самой большой мусульманской страной мира.

Независимость страны провозглашена 17 августа 1945 года. Предшествовавшие этому три года она находилась под японской оккупацией, а до того была колониальным владением Нидерландов, которые начали её освоение в первой половине XVII века и объединили большую часть территории современной Индонезии под своей властью к концу XIX века.

Индонезия относится к категории аграрно-индустриальных стран. По уровню национальной конкурентоспособности в 2010 году занимала 44 место в мире. Относится к категории наиболее перспективных в экономическом плане развивающихся стран — так называемой группе одиннадцати.

Объём ВВП за 2010 год составил, по предварительным оценкам, 1,03 триллиона долл. США — 16 место в мире и первое — в Юго-Восточной Азии (около 4300 долл. США на душу населения — 155 место в мире). Темпы экономического роста, зафиксированные в 2010 году, — около 6,1 % (50 место в мире). Доходная часть государственного бюджета за 2011 год — 119,5 млрд долл. США, расходная — 132,9 млрд долл. США, дефицит бюджета — 13,4 млрд долл. США.

Денежная единица — индонезийская рупия (индон. Rupiah), усреднённый курс за 2010 год — 9170 рупий за 1 доллар США. Разменная единица — сен, одна сотая рупии. Эмиссия денег осуществляется центральным банком страны — Банком Индонезии.

Для населения характерно значительное социально-экономическое расслоение, доходы наиболее имущих 10 % почти в 11 раз превышают доходы беднейших 10 % индонезийцев. Более 13 % проживает ниже уровня бедности.

Серьёзной проблемой экономики является коррупция — в рейтингах, составляемых организацией «Транпэрэнси интернешнл», Индонезия длительное время занимает места в начале второй сотни

Крупнейшей из национальных компаний является государственная монополия «Pertamina», контролирующая добычу и переработку нефти.

Добыча нефти (на 2009 год) составляла более 1,02 млн баррелей в день (37 место в мире), природного газа — 85,7 млрд кубометров за год (8 место в мире).

Именно о нефтегазовой отрасли Индонезии будет эта работа.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Государственная политика в нефтегазовой отрасли

В 1949, когда Индонезия завоевала независимость, ее экономика состояла из двух основных секторов. Один из них включал плантации, шахты, нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы и другие крупные промышленные предприятия. На всех этих объектах производственный процесс был механизирован, технологически отработан и обеспечен умелым управлением. Другой сектор состоял из крестьянских хозяйств и мелкой промышленности, зачастую в виде надомного производства.

Наиболее активно горнодобывающая и нефтяная промышленность, а также предприятия по переработке сырья начали развиваться на Внешних островах Индонезии, особенно на Суматре. Это не только увеличивало занятость и благосостояние местных жителей, но и способствовало быстрому приросту населения в индустриальных районах, которое в поисках работы вынуждено было возвращаться в деревню, где занималось возделыванием традиционных культур и надомными кустарными промыслами.

После 1969 индонезийское правительство приступило к плановому развитию экономики на основе задуманной на 25-летний срок программы, которая включала пять пятилетних планов, в которых нефтегазовой промышленности не уделялось особого внимания. Политический и экономический кризис 1997–1998 привел к срыву седьмого пятилетнего плана.

Нефтяная промышленность в Индонезии одна из старейших в мире. Первые месторождения нефти были обнаружены на Северной Суматре в 1883. Основная добыча и разведка нефти с 1907 осуществлялась компанией «Ройял Датч-Шелл», которой принадлежали концессии на Суматре, Яве и Калимантане. Незадолго до Второй мировой войны были обнаружены наиболее крупные месторождения – нефтяные поля Дури и Минас на Центральной Суматре. Их разработку в начале 1950-х годов начала американская компания «Калтекс» (компании «Шеврон» и «Teксaкo»). Пытаясь установить контроль над нефтедобычей, правительство в 1968 создало единую «Национальную нефтяную и газовую горнопромышленную компанию» («П.Н.Пертамина»).

В середине 1970-х – начале 1980-х нефтедобыча стала важнейшей отраслью промышленности в Индонезии, члена Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Экономическая политика Индонезии неоднократно менялась в зависимости от того, как складывались дела с добычей и продажей нефти. С середины 1960-х и вплоть до начала нефтяного бума в 1970-е инвестиционный климат в стране весьма чутко относился к запросам и потребностям частного капитала, особенно когда речь шла о транснациональных компаниях. В период нефтяного бума, продолжавшегося с 1974 по 1982, на смену благоприятной по отношению к рынку политике пришел режим жесткого государственного управления экономикой. Правительством были пересмотрены условия распределения прибыли между государством и иностранными компаниями в соотношении 85% и 15% в пользу Индонезии. С окончанием всплеска мировых цен на нефть в начале – середине 1980-х начался этап отката от регулирования экономики государством, многие установки предшествующих лет были отменены и уступили место прежней политике. Существовавшая ранее схема разделения продукции в отрасли была заменена соотношением 65% Индонезии и 35% инвестору. Резкое сокращение доходов в иностранной валюте, которым сопровождалось падение мировых цен на жидкое топливо, вынудило Индонезию расширить экспорт других видов продукции.

2. Состояние нефтегазовой отрасли в национальной экономике страны

2.1. Нефть

Добыча нефти в Индонезии упала за последние годы.

Согласно журналу «Добыча нефти и газа» (ДНГ), к январю 2007 г. Индонезия имела 4.3 миллиарда баррелей достоверных запасов нефти. За последнее десятилетие добыча нефти постоянно падала в связи с неудачной разведкой нефти и уменьшением добычи в больших и давно эксплуатируемых нефтяных месторождениях.

2.1.1. Организация сектора нефтяной промышленности.

В октябре 2001 г. нефтяная промышленность Индонезии подверглась значительным реформам в связи с  тем, что был принят новый закон по нефти и газу за номером 22/2001. Этот закон вынудил государственную компанию Пертамина отказаться от своей роли в выдаче лицензий на разработку новых месторождений и ограничил  монополию компании в ее деятельности в развивающихся проектах.  Регулирующие и административные функции компании Пертамина были переданы новому регулирующему звену, Бадан Перлаксан  Минйак Газ, или БП Мигаз. В 2003 году указом президента Пертамина была трансформирована в компанию с ограниченной ответственностью ПТ Пертамина (Персеро), хотя до настоящего времени она остаётся государственной компанией. В данный момент ПТ Пертамина готовится к проведению полной приватизации, которая должна произойти в недалеком будущем.

В нефтяном секторе Индонезии доминируют несколько  международных нефтяных компаний. Самой большой нефтедобывающей компанией является Шеврон, которая контролирует Калтекс Пассифик и Юнокол, бывшие индонезийские компании. БП, КонокоФилипс, Эксон Мобил  и Тотал так же являются серьезными производителями нефти в стране также как и принадлежащие государству ПетроЧайна и Чайна Нашионал Оффшор Оил Корпорэйшн (ЧНООК), которые являются заметными фигурами в этом бизнесе.

Либерализация индонезийского сектора нефти и газа являлась предметом обсуждений в течение ряда лет. Пертамина сохраняла свою монополию в области продажи нефти в розницу и распределения нефтепродуктов до июля 2004 г., когда первые лицензии по розничной торговле нефтепродуктами были выданы БП и Петронас оф Малайзия. В то же время, Пертамина сохраняет доминирующую позицию в индонезийском секторе, эксплуатируя все восемь нефтеперерабатывающих заводов страны.  Правительство продолжает обещать открыть этот сектор для полной конкуренции, хотя до сегодняшнего дня еще рано говорить о прогрессе  в этом вопросе. В течение  долгого периода времени Индонезия субсидировала потребляемую нефть на внутреннем рынке страны для розничных потребителей горючего, продавая продукты со скидкой относительно мировых рыночных цен. После серии небольших повышений цен на нефть за последние годы в сентябре 2005 г., президент Ядхойоно объявил о резком отказе в субсидировании. В результате, цены на розничный бензин и дизтопливо выросли в среднем на 125 %. Несмотря на это «одноразовое» решение, субсидии на потребление горючего составляют значительную статью расходов в бюджете страны.

2.1.2. Разведка и добыча

В течение 2006 г. добыча нефти в Индонезии составляла 1.1 миллиона баррелей в день, из которых 81 процент или 894000 баррелей в день, приходилось на сырую нефть. Начиная с 1996 г. общая добыча нефти в Индонезии упала на 32 процента  в связи с тем, что в самых крупных месторождениях страны добыча продолжает сокращаться. Текущая квота на добычу сырой нефти, установленная ОПЕК, равна 1.45 миллионов баррелей в день, что значительно превосходит возможности страны. За 2006 г., потребление нефти в Индонезии достигло 1.2 млн. баррелей в день, превращая ее в страну, импортирующую небольшие количества нефти.

Добыча нефти продолжает падать на самых больших месторождениях Индонезии.


Добыча и потребление нефти в Индонезии 1986-2006 г.г.

Самыми большими месторождениями Индонезии являются Минас и Дури, которые эксплуатируются компанией Шеврон. Они расположены вдоль восточного побережья Суматры. Следует отметить, что и Минас, и Дури являются старыми месторождениями и нефтедобыча в обоих идет на убыль. В настоящее время в Индонезии воплощаются различные проекты по разведке нефти. Вместе с тем, на сегодняшний день, они не принесли каких-либо заметных результатов в добыче, чтобы можно было говорить о компенсации падающих темпов добычи на старых промыслах. Одним из последних неразработанных  месторождений нефти в Индонезии является куст Сепу, расположенный в восточной и центральной части острова Ява. Дочерняя компания Эксон Мобил в Индонезии разведала  250 миллионов  запасов нефти на территории контрактного  участка Сепу в 2001 г., а в настоящее время компания оценивает это месторождение, как способное давать 600 миллионов баррелей промышленных запасов нефти. В то же время Эксон Мобил не решила окончательно начать разработку перспективного месторождения, поскольку контракт компании на этот участок был заключен до 2010 года. После нескольких лет переговоров, в марте 2006 г. Эксон Мобил и ПТ Пертамина заключили Соглашение о совместной эксплуатации (ССЭ) месторождения Сепу. Каждая компания    будет иметь 45 процентов с проекта. Оставшиеся 10 процентов отойдут местной администрации данной территории в восточной и центральной части Явы.  Добычу нефти планируется начать в 2008 г., достигнув пика выработки в объеме 180 000 баррелей в день.

БП Мигас и Индонезийское правительство стали проводить политику, направленную на увеличение инвестиций в высокорентабельный нефтяной сектор. БП Мигас стала внедрять разнообразные программы для компаний для развития маргинальных нефтяных месторождений по всей стране для того, чтобы увеличить интерес зарубежных компаний к этому направлению. В октябре 2006 г. правительство отменило налог на импортные товары производственного назначения, направленные на разведку и добычу нефти и природного газа. БП Мигас  так же провела несколько аукционов по новым проектам  в Индонезии. В течение 2006 г. БП Мигас завершила свой пятый раунд предложения площадей, вручив достаточно большое количество лицензий на разведку и добычу нефти различным компаниям. Во время проведения пятого аукциона целый ряд лицензий был вручен лидирующим международным компаниям Эксон Мобил и Коноко Филипс, хотя большее число тендеров было выиграно более маленькими индонезийскими фирмами.

2.1.3. Низкорентабельные производства. Нефтеперегонка.

Согласно данным ДНГ за 2007 г. потенциал Индонезии в области нефтепереработки составлял 992 745 баррелей в день на 8 нефтеперегонных заводах – все они эксплуатируются ПТ Пертамина. Самые большие нефтеперерабатывающие заводы включают в себя Силикап в Центральной Яве мощностью 348 000 баррелей в день, Баликпапан в Калимантане – 241 000 баррелей в день и Балонган в Западной Яве – 125 000 баррелей в день. В августе 2006 г. ПТ Пертамина объявила о своих планах инвестиций в размере 10-11 миллионов долларов на поддержку угасающего сектора в течение 5 лет. В числе различных предложений в рамках этой инициативы были: модернизация существующих заводов или строительство новых, также как и расширение объемов сети распределения, транспортировки и маркетинга. Однако из всех предложенных проектов продвинулся лишь один - завод в Паре-Паре. В феврале 2006 г. местная компания ПТ Интаниайа Агромедига Абади, имеющая финансовую поддержку со стороны инвесторов из Саудовской Аравии и Интер Глобал Текнолоджиз – США, начала строительство завода, который намечают сделать первым частным нефтеперегонным заводом в Индонезии. Предполагаемая мощность завода составит 300 000 баррелей в день, он должен быть завершен в 2010 г.

Информация о работе Экономический обзор нефтегазовой отрасли государства Индонезия