Экономический рост и его факторы: различия между странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы экономического роста являются важными как для экономики страны в целом, так и для каждого человека, проживающего в этой стране. Поэтому целью своей работы, я считаю, рассмотрение:
● основных теоретических аспектов, связанных с экономическим ростом, и их анализ,
● факторов, способствует увеличению экономического роста,
● ситуации, сложившейся в Узбекистане на протяжении последних лет, и ее сравнительный анализ с зарубежными странами мира

Работа содержит 1 файл

Экономический рост и его факторы.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

        Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

        При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

   Раздел  II. Анализ проблем экономического роста и перспективы его развития.

   Различия  между странами.

Узбекистан

 

 Основные задачи

 Для стимулирования экономического роста, основным двигателем которого является частный сектор, власти должны сократить рыночные диспропорции, являющиеся следствием наличия сложного режима регулирования, ограничить свое непосредственное участие в предпринимательской деятельности и реализовать согласно плану новую программу приватизации.

 Для дальнейшего развития частного сектора важнейшее значение имеет наличие мощной финансовой системы. Следует ускорить проведение реформ для полной либерализации процентных ставок, повышения качества банковских балансов и приватизации основных банков.

 Правительство может бороться с инфляцией, повышая номинальный курс национальной валюты, а не на основе ограничения денежных расчетов, которое является ополнительным препятствием для предпринимательской деятельности. 
 
 
 
 
 

 Данные по стране 

 Население (млн. человек)                    26,0
 Площадь (тыс. кв. км)                     448,9
 ВВП (в млрд. долл. США в 2006 году)                      7,0
 ВВП на душу населения в 2006 году(в долл. США

 По текущему международному ППС)                     2 295

 Денежная единица                    сум

 

 Ход структурных реформ

 Либерализация и приватизация

 В июле 2007 года Узбекистан объявил план массовой приватизации более 1 400 предприятий в большинстве секторов в ближайшие четыре года. Государство, тем не менее, сохранит мажоритарный контроль в стратегических отраслях, таких, как связь, энергетика, нефтегазовая отрасль и горнодобывающая промышленность, и от 25% (блокирующий миноритарный пакет акций) до 50% в банковском, текстильном и автомобильном секторах. Полную приватизацию планируется провести в сфере туризма, услуг, легкой промышленности (кроме текстильной)

 и МСП. Государство сохранит "золотую акцию" (позволяющую мажоритарному акционеру забаллотировать все другие акции) в некоторых агроперерабатывающих отраслях, включая переработку хлопка. Из программы исключены "УзМетКомбинат" — единственный производитель

 стали в стране — и "Авиалинии Узбекистана". Цель программы — привлечь иностранные инвестиции, которые принесут технологию и "ноу-хау".

 Высокими остаются тарифные и нетарифные препятствия к развитию торговли, отражающие стратегию страны, направленную на стимулирование экономического роста на основе замещения импорта. Вместе с тем по данным обследования более 1 500 предприятий, проведенного Торгово-промышленной палатой Узбекистана в 2006 году, только 20% этих предприятий поддерживают ограничения на импорт в целях защиты отечественной промышленности. Значительное большинство высказались за сокращение таможенных пошлин на импорт сырья и полуфабрикатов. 

 Деловой климат и конкуренция

 Развитию предпринимательства по-прежнему мешают различные препятствия нормативного характера. Официально зарегистрированные импортеры потребительских товаров по-прежнему ограничены в своем доступе к валютным средствам и сталкиваются с задержками в таможенной очистке товаров. Сохраняются ограничения на денежную наличность предприятий, и эта проблема особенно остро стоит перед малыми предприятиями, которые нуждаются в наличных деньгах для оборотного капитала. Остается в силе юридическое требование, согласно которому компании обязаны ежедневно зачислять наличные средства на свои банковские счета. Сумма денежных средств в местной валюте сегодня на 15-20% превышает эквивалентную сумму на банковских счетах, а местная валюта торгуется на черном рынке с надбавкой по сравнению

 с официальным обменным курсов.

 Компания "Newmont Mining Corporation" урегулировала свой спор с правительством и получит 80 млн. долл. США за свой 50-процентный пакет акций в совместном предприятии "Зарафшан-Ньюмонт" (СПЗН). В 2006 году, после отмены налоговых льгот, которые предоставлялись некоторым иностранным совместным предприятиям, узбекское правительство потребовало от СПЗН вернуть 49 млн. долл. США, и компания была затем объявлена банкротом. Урегулирование этого спора может стать позитивным сигналом для инвесторов в Узбекистане, которые все чаще выражают озабоченность по поводу кардинальных изменений в политике правительства. В первой половине 2007 года страна привлекла ПИИ на сумму 309 млн. долл. США, что в 2,4 раза больше, чем за тот же период 2006 года.

 Финансовая система

 Совокупные объемы внутреннего кредитования сократились с 37% от ВВП в 2001 году до 17% в 2006 году. Это сокращение является следствием продолжающейся реструктуризации активов государственных банков, на которые в конце 2006 года приходилось 84% всех активов банковского сектора. Качество активов государственных банков вызывает сомнения ввиду их роли в финансировании государственных проектов, которые не всегда бывают финансово жизнеспособными. Только в последние годы государственные банки начали возбуждать производство о банкротстве против не исполняющих свои обязательства должников, и Национальный банк Узбекистана (НБУ) успешно провел структурную реорганизацию нескольких обанкротившихся компаний и их продажу за последние 12 месяцев. Тем не менее, прежде чем они смогут снова повысить объемы своего кредитования, может потребоваться дальнейшая реструктуризация их балансов. Правительство планирует частично приватизировать два крупных государственных банка — банка "Асака" (к 2009 году) и НБУ (к 2010 году), — на которых совместно приходится более половины всех банковских активов. В сентябре 2007 года банк "BNP Paribas" был назначен для проведения оценки стоимости 51-процентного пакета акций государства в банке "Асака". 

 Социальная сфера

 В проекте стратегии повышения благосостояния населения (СПБ) на 2007-2010 годы, разработку которой планируется завершить к концу 2007 года, будет сделан упор на борьбу с нищетой и сокращение неравенства, а также будут решаться вопросы о том, как быстрые темпы экономического роста могут улучшить жизнь широких слоев населения. По данным обследований бюджетов домохозяйств, процент населения, потребляющего меньше 2 100 килокалорий

 в день, сократился в 2005 году до 25,8% с 27,2% в 2003 году. СПБ имеет целью добиться снижения этого показателя до 20% к 2010 году и 14% — к 2015 году. В ней акцент будет перенесен с замещения импорта на государственные и частные инвестиции в качестве двигателя экономического роста, и основным каналом для таких инвестиций считается банковский сектор. Впервые будет применяться принцип составления бюджета на среднесрочную перспективу,

 и в СПБ будут также предусмотрены стратегии развития каждого региона. 

 Макроэкономические показатели

 В первом полугодии 2007 года ВВП вырос в реальном выражении на 9,7% (2006 год — 7,3%). Рост стимулируется активным внутренним и внешним спросом. Быстрое развитие потребления и инвестиций в недвижимость по-прежнему поддерживается притоком больших объемов денежных переводов (7% от ВВП в 2006 году) и благоприятными ценами на сырье (золото и углеводороды). Объемы экспорта выросли в первом полугодии 2007 года на 39% в годовом исчислении. 

 Согласно официальным данным, темпы инфляции снижаются: в первой половине 2007 года цены выросли на 2,7% (5,5% в годовом исчислении), а за тот же период предыдущего года — на 3,5%. Согласно пересмотренным прогнозам МВФ, на конец года темпы инфляции снизятся с 11,4% в 2006 году до 11% в 2007 году. Центральный банк продолжает осуществлять интервенции на валютном рынке в целях поддержания номинального обесценения национальной валюты, с тем чтобы обменный курс в реальном выражении оставался стабильным. Этой деятельности способствовало увеличение валютных активов коммерческих банков и Фонда реконструкции и развития.

 В чистом выражении валютные резервы в 2006 году выросли на 63% по сравнению с 30% в 2005 году, но этот рост частично компенсировался увеличением объемов государственных депозитов в центральном банке. Рост совокупной денежной массы снизился с 54% в 2005 году до 37% в 2006 году, что ослабило инфляционное давление. 

 Профицит консолидированного бюджета (включая Фонд реконструкции) вырос с 1,2% от ВВП в 2005 году до 5,2% в 2006 году, что объясняется повышением налогов и ростом других поступлений. Расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение и пенсии) выросли, а государственные инвестиции были сокращены. На 2007 год правительство поставило целью достижение показателя общего профицита бюджета в размере 2,9% от ВВП с учетом повышения заработной платы государственных служащих, пенсий и социальных выплат.

 Профицит по текущим операциям вырос с 13,1% от ВВП в 2005 году до 18,8% в 2006 году ввиду активного торгового сальдо в размере 12% от ВВП и денежных переводов от рабочих-мигрантов. Экспорт стимулировался благоприятными международными ценами на сырье и ростом

 объемов производства золота, электроэнергии и автомобилей, хотя экспорт хлопка относительно не менялся с точки зрения цен и объемов. Развитие экспорта продолжилось в первом полугодии 2007 года, когда активное торговое сальдо выросло до 16% от ВВП. Продолжилось сокращение совокупного внешнего долга с 29,1% от ВВП в 2005 году до 22,8% в 2006 году. 

 Перспективы и риски

 Перспективы на 2007 год — положительные: реальный ВВП, как ожидается, должен вырасти на 9,3%. Поскольку экономический рост имеет под собой относительно широкую основу, Узбекистану должно быть легче выдержать неблагоприятные внешние потрясения, чем его соседям по Центральной Азии. Наряду с этим, в среднесрочной перспективе различные диспропорции в экономике и слабость банковского сектора могут ограничить возможности для экономического роста, если эти проблемы не будут решаться. Правительству следует воспользоваться нынешними благоприятными экономическими условиями для ускорения проведения структурных реформ.

 Либерализация и приватизация 

 Конвертируемость по текущим операциям — ограниченная

 Ограничения на прямые инвестиции из-за рубежа — есть

 Либерализация процентных ставок — ограничена де-юре

 Курсовой режим — регулируемый плавающий курс

 Регулирование заработной платы — есть

 Купля-продажа земли — ограничена де-юре 

 Деловой климат и конкуренция

 ______________________________________

 Антимонопольный орган — есть

 Качество законов о банкротстве — низкое

 Законы о сделках с обеспечением — не работают

 Качество законов о корпоративном управлении — среднее 
 
 
 

 Инфраструктура

 ______________________________________________

 Независимый орган регулирования связи — нет

 Независимый орган регулирования электроэнергетики — нет

 Отделение инфраструктуры от производственно- эксплуатационной деятельности на ж/д транспорте — частично

 Независимость автодорожного ведомства — нет

 Качество законов о концессиях — низкое 

 Финансовая система

 ____________________________________________

 Норматив достаточности капитала — 10%

 Система страхования вкладов — есть

 Качество законов о рынке ценных бумаг — высокое

 Частные пенсионные фонды — нет 

 Реформа социальной сферы

Информация о работе Экономический рост и его факторы: различия между странами