Экономический рост и его факторы: различия между странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы экономического роста являются важными как для экономики страны в целом, так и для каждого человека, проживающего в этой стране. Поэтому целью своей работы, я считаю, рассмотрение:
● основных теоретических аспектов, связанных с экономическим ростом, и их анализ,
● факторов, способствует увеличению экономического роста,
● ситуации, сложившейся в Узбекистане на протяжении последних лет, и ее сравнительный анализ с зарубежными странами мира

Работа содержит 1 файл

Экономический рост и его факторы.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

 _________________________________________________

 Доля населения за чертой бедности — 26% (2003 год)

 Государственные расходы

 на здравоохранение — 2,4% от ВВП (2006 год)

 Государственные расходы

 на образование — 6,2% от ВВП (2006 год)

 Доля электроэнергии и водоснабжения в расходах домохозяйств — 5,2%

Россия

 Основные задачи

 ●  Набирают силу инвестиции в недобывающие отрасли экономики. Вместе с тем для углубления дальнейшей диверсификации в секторах, не связанных с природными ресурсами, и развития наукоемких отраслей промышленности необходимо создать равные условия, стимулирующие развитие частной инициативы.

 Стимулированию частных инвестиций в инфраструктуру поможет повышение

 прозрачности процедур организации конкурсов на государственные контракты и укрепление возможностей правительства для проведения переговоров с частными инвесторами и выполнения достигнутых с ними соглашений.

 Правительству следует придерживаться среднесрочных показателей в области расходов

 и опираться на рыночные механизмы для реализации инициатив в области промышленной политики, направленных на сдерживание роста профицита бюджета и обуздание инфляционного давления. 

 Данные по стране

 Население (млн. человек)                                                  142,2
 Площадь (тыс. кв. км)                                                    17 075,0
 ВВП (в млрд. долл. США в 2006 году)                            977,5
 ВВП на душу населения в 2006 году (в долл.

   США по текущему международному ППС)                 11 988

 Денежная  единица                                                             рубль

 Ход структурных реформ 

 Либерализация и приватизация 

 За  последние 12 месяцев достигнут дальнейший прогресс в направлении вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). В октябре 2006 года Россия заключила с США двустороннее соглашение о доступе на рынки и обязалась принять законодательство, предусматривающее приведение ее режима защиты интеллектуальных прав собственности в соответствие с международными нормами. Улучшен торговый режим для инвесторов в автомобильную отрасль промышленности: таможенные тарифы на импорт запчастей и комплектующих для автомобилей снизились на 0-3%. Наряду с этим, Россия по-прежнему является участницей ряда торговых споров с несколькими странами, такими, как Грузия, Молдова, государства Балтии и Польша, большинство которых касаются торговых стандартов

 и сертификации сельскохозяйственной продукции. Существенному  пересмотру подверглись договоренности о торговле энергоносителями, в частности с Беларусью и Грузией. Для стимулирования развития отечественных обрабатывающих отраслей промышленности правительство в июле 2007 года повысило экспортные пошлины на экспорт древесины и запланировало их дальнейшее повышение к январю 2009 года. 

 Деловой климат и конкуренция 

 В июле 2007 года на утверждение парламенту был представлен законопроект, предусматривающий  ограничения на иностранные инвестиции в стратегических отраслях экономики, таких, как горнодобывающая промышленность, самолетостроение и атомная энергетика. Законопроект не затрагивает правила участия иностранных инвесторов в нефтегазовом секторе, которые будут регулироваться поправками к закону о недрах, которые еще не приняты. Государство продолжило консолидацию своего контроля за значительными запасами нефти и газа через государственные компании "Газпром" и "Роснефть", а также увеличение своих пакетов акций в политически значимых отраслях, таких, как судостроение, авиакомпании и средства массовой информации. Вместе с тем государственные предприятия в секторе природных ресурсов по-прежнему заключают партнерства с иностранными инвесторами — например, в целях проведения геологоразведочных работ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море, — хотя и на других условиях (теперь иностранные инвесторы в основном предоставляют технологии и "ноу-хау" в качестве субподрядчиков без участия в акционерном капитале). Вне стратегических и энергетических отраслей объемы иностранных инвестиций возрастали, но сохраняются серьезные препятствия, такие, как коррупция и бюрократизм. 

 Инфраструктура

 В конце декабря 2006 года правительство приняло план либерализации цен на газ и электроэнергию, предусматривающий полную либерализацию цен к 2011 году. Достигнут прогресс в структурной реорганизации энергетической компании "ЕЭС", включая приватизацию некоторых из ее дочерних генерирующих компаний (ОГК). В ноябре 2006 года "ЕЭС" провела размещение акций

 "ОГК-5", продав 14% акций за 459 млн. долл. США, после чего 25% акций было продано за 1,5 млрд. долл. США компании "ЭНЕЛ" в июне 2007 года. Тем временем компания "Норильский никель" в несколько этапов увеличила свой пакет акций в "ОГК-3" к июлю 2007 года. Кроме того, в марте 2007 года "ЕЭС" и "Газпром" заключили долгосрочное соглашение о покупке газа, а летом 2007 года они договорились об обмене акциями на энергетические активы, в результате чего контрольные пакеты акций "ОГК-2" и "ОГК-6" перешли от "ЕЭС" к "Газпрому". 

 Финансовая система

 Продолжается быстрое развитие финансового сектора. Объемы кредитования частного сектора выросли в 2006 году почти на 5 процентных пунктов по отношению к ВВП, причем особенно быстрые темпы роста отмечены в регионах и в области новых продуктов, таких, как ипотечное кредитование.Банковский сектор укрепился, частично благодаря расширению сферы охвата системы страхования вкладов и использованию некоторых форм субординированного кредитования. В первом полугодии 2007 года крупнейшие российские государственные банки — Сбербанк и Внешторгбанк — также привлекли при помощи первичного размещения ценных бумаг примерно по 8 млрд. долл. США. Ряд приобретений был совершен иностранными инвесторами, а французский банк "Сосьете Женераль" предпринял действия в направлении реализации своего права на приобретение 30% акций Росбанка — десятого крупнейшего банка в России, — в результате чего его пакет акций, возможно, возрастет до уровня контрольного. 

 Макроэкономические показатели

 Рост ВВП в 2006 году составил 6,7% и ускорился, согласно прогнозам, до 7,8% в первом полугодии 2007 года. Его главным двигателем был внутренний спрос. В первом квартале сего года объемы инвестиций выросли почти на 20% в реальном выражении, что дает возможность устранить многие проблемы с нехваткой мощностей в российской промышленности и инфраструктуре и диверсифицировать экономику. Рост промышленного производства в первом квартале 2007 года составил 8,4%, а рост объемов производства в добывающей отрасли

 составил только около 2,4%. Рост по-прежнему подкрепляется благоприятными ценами

 на сырье и сопутствующим ростом реального располагаемого дохода. Дополнительным стимулом стал годовой рост объемов банковского кредитования частного сектора — более 50%.

 Активный внутренний спрос также способствовал исключительно резкому росту импорта. В реальном выражении импорт вырос в 2006 году на 21%, а экспорт — только на 7%, что объясняется низкими темпами роста объемов производства в секторе углеводородов. Это имело своим следствием быстрое сокращение недавних значительных активных торговых сальдо (около 14% от ВВПв 2006 году).

 Увеличение притока капитала стало дополнительным стимулом роста в течение года до июля месяца. Чистый приток частного капитала в Россию в первом полугодии2007 года (67 млрд. долл. США) намного превысил суммарный показатель за прошлый год, что объясняется активным притоком ПИИ, выручкой от первичного размещения акций за границей и заимствованиями государственных предприятий.

 Поскольку центральный банк по-прежнему допускает только минимальную гибкость, в том что касается обменного курса рубля, приток ликвидности воплощается в быстром росте денежной массы в обращении в стране. К середине 2007 года темпы инфляции превысили установленный властями контрольный показатель на конец года. Ожидается, что инфляционное давление усилится ввиду значительного ослабления федеральной бюджетной политики, а рост расходов к концу 2007 года должен ускориться. Тем не менее, приняв обязательные контрольные показатели других развивающихся рынков с аналогичными темпами роста и потребностей стареющего рынка капитала в России. Сдерживающим фактором роста опять может оказаться инфраструктура. Любое применение административных мер для ограничения ценового давления может привести к

 возникновению новых диспропорций в экономике и сказаться на более слабых банках. Волатильность на международных кредитных рынках имела следствием отток капитала и резкое повышение процентных ставок на внутреннем кредитном рынке, однако в последнее время банковская система значительно укрепилась и должна хорошо перенести такого роста испытания. 

 В среднесрочном плане быстрое сокращение профицита текущих операций высветит необходимость сохранения благоприятных условий для иностранных инвесторов. Темпы роста денежной массы в обращении должны замедлиться, что подтолкнет внутренние реальные процентные ставки. Эта тенденция усилится, когда центральный банк отдаст приоритет стабилизации цен, а не обменного курса национальной валюты, как было им объявлено, что создаст значительно более сложные условия для финансового сектора и корпоративных заемщиков.

   Либерализация и приватизация

 ________________________________________________

 Конвертируемость по текущим операциям — полная

 Ограничения на прямые инвестиции из-за рубежа — есть

 Либерализация процентных ставок — полная

 Курсовой режим — регулируемый плавающий курс

  Регулирование заработной платы — нет

 Купля-продажа земли — ограничена де-факто 

 Деловой климат и конкуренция

 ________________________________________________

 Антимонопольный орган — есть

 Качество законов о банкротстве — среднее

 Законы о сделках с обеспечением — не работают

 Качество законов о корпоративном управлении — высокое

 Инфраструктура

 _______________________________________________

 Независимый орган регулирования связи — нет

 Независимый орган регулирования электроэнергетики — частично

 Отделение инфраструктуры от производственно - эксплуатационной деятельности на ж/д транспорте — частично

 Независимость автодорожного ведомства — частичная

 Качество законов о концессиях — среднее 

 Финансовая система

 ________________________________________________

 Норматив достаточности капитала — 10-11%

 Система страхования вкладов — есть

 Качество законов о рынке ценных бумаг — среднее

 Частные пенсионные фонды — есть

Реформа социальной сферы в области расходов в среднесрочном федеральном бюджете, а также   уточнив функции резервных фондов и национальных фондов социальной поддержки, правительство повысило качество бюджетно-налоговой политики. 

 Перспективы и риски

 _________________________________________________

В краткосрочном плане, несмотря на недавнее оживление, инвестиции остаются на уровне        намного ниже показателей. Доля населения за чертой бедности — 15,8% (2005 год)

 Государственные расходы на здравоохранение — 3,7% от ВВП (2004 год)

 Государственные расходы на образование — 3,7% от ВВП (2005 год) 

 Доля электроэнергии и водоснабжения в расходах домохозяйств — 6,6% 
 

 

Казахстан

 Основные задачи

 Инфраструктура транспорта и энергетики нуждается в модернизации для повышения их эффективности и производственных мощностей.

 Для этого правительству необходимо внести изменения в правила, касающиеся проведения закупок и установления тарифов, чтобы регулируемые монополии смогли заключать долгосрочные договоры.

 Инициативы правительства по диверсификации экономики должны быть прозрачными и недискриминационными, чтобы не мешать

Информация о работе Экономический рост и его факторы: различия между странами