Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность, модели и факторы обеспечения экономического роста и развития.
Задачи курсовой работы :
- изучить общие проблемы экономического роста и развития;
- проанализировать факторы и показатели экономического роста и развития;
- рассмотреть основные типы и модели экономического роста
- изучить государственное регулирование экономического роста;
- проанализировать экономический рост в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Экономический рост и развитие, их сущность, факторы и показатели.
1.1.Сущность экономического роста и развития.
1.2.Факторы экономического роста.
1.3.Показатели экономического роста.
2. Типы и модели экономического роста. Государственное регулирование экономического роста.
2.1.Типы экономического роста.
2.2.Модели экономического роста.
2.3.Государственное регулирование экономического роста.
3. Национальная модель экономического роста Республики Беларусь, факторы, механизмы обеспечения, результативность и проблемы реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

Работа содержит 1 файл

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

- количество  и качество природных ресурсов (земля и полезные ископаемые, климат и т.д.) - чем лучше природные условия, тем больше возможностей страны для экономического роста;

- количество  и качество трудоспособного населения;

- наличие основного  капитала;

- уровень технологии, применяемой для производства  продукции.

К факторам спроса относятся такие, которые повышают общий спрос общества на производимую продукцию и тем самым стимулируют экономический рост:

- заработная  плата - чем она выше, тем выше  спрос;

- фискальная  политика государства - чем выше  налоги, тем ниже заработная плата,  следовательно, ниже спрос и экономический рост;

- склонность  населения к сбережению снижает  реальный реальный спрос, а  значит и экономический рост.

Распределение ресурсов должно быть организовано наилучшим  для экономического роста ( прироста продукции) образом.

Факторы экономического роста взаимосвязаны между собой. Так труд весьма производителен, если работник использует современное оборудование и материалы под руководством хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно сложно. Более того, эти факторы являются комплексными, состоят из ряда более мелких элементов, в следствии чего факторы можно перегруппировать.

По внешнеэкономическим  и внутриэкономическим элементам  можно выделить внешние и внутренние факторы. Например, капитал делится на поступающий в страну извне , на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы.

В зависимости  от количественного и качественного  характера роста факторы делят  на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам роста относятся:

- увеличение  объема инвистиций при сохранении  существующего уровня технологии;

- увеличение  числа занятых работников;

- рост объемов  потребляемого сырья, материалов, топлива и других элементов  оборотного капитала.

К интенсивным  факторам роста относятся:

- ускорение  научно-технического прогресса (введение  новых технологий)

- повышение  квалификации работников;

- улучшение  использования основных и оборотных  фондов;

- повышение  эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации. 

1.3.Показатели  экономического роста  и развития.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями экономического роста и развития являются:

- рост объема  ВВП или ВНД;

- темпы роста  ВВП и ВНД в расчете на  душу населения;

- темпы роста  промышленного производства в  целом, по основным отраслям  и на душу населения.

 ВВП ( валовый  внутренний продукт) представляет  собой совокупную стоимость всей  произведенной конечной продукции  и услуг в экономике страны  за год.

ВНД ( валовый  национальный доход) представляет собой сумму первичных доходов, получаемых владельцами факторов производства внутри страны (резидентами) плюс сальдо факторных доходов из-за границы.

В экономической  статистике для изучения динамики экономического роста используется годовой темп роста, темп прироста.

                       Темп роста ВНП = ВНП(о) / ВНП(б)  х 100%

где ВНП(о) - национальный продукт отчетного года;

      ВНП(б) - национальный продукт базисного  года.

Однако в  практике под темпом роста часто  понимают темп прироста.

Дискутируется вопрос о том, какие темпы роста  выгоднее. На первый взгляд кажется, что  выгоднее иметь высокие темпы. Но при этом следует учитывать:

- качество  продукции (например, высокие темпы  производства взрывающихся телевизоров  - это плохо)

- структуру  прироста продукции (при неоправданно  большом удельном весе в приросте  военной продукции и малом  - предметов потребления жизненный  уровень населения снижается  - это тоже плохо). Нулевые темпы  экономического роста не всегда  носят негативный характер (если они снижают материалоемкость и при этом приводят к экономии затрат на факторы производства - это не плохо). Полезен нулевой рост и расходах на милитаризацию. Отрицательные темпы - свидетельство кризиса национальной экономики. Они характерны для России 60-90-х годов XX века. Кризис российской экономики объясняется совокупностью причин: нерациональной структурой экономики с большим удельным весом средств производства и военной продукции, низкой фондоотдачей, развалом хозяйственных связей между республиками бывшего СССР, трудностями перехода к рыночной экономике. Оптимальные темпы не могут быть слишком высокими и слишком низкими. Они должны быть такими, которые смогли бы обеспечить макроэкономическое равновесие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Типы и модели  экономического роста. Государственное регулирование экономического роста. 

2.1. Типы экономического  роста.

Различают три  типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный).

Экстенсивный  рост - это увеличение национального  продукта за счет трех факторов:

а) основного  капитала ( фондов);

б) рабочей  силы;

в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).

Экстенсивный  рост производства - самый простой  и исторически первый путь расширенного воспроизводства. Ему присущи свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы.

Такой путь увеличения производства имеет и серьезные  недостатки. Ему свойственен технический  застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим  прогрессом.

Экстенсивное  расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. Однако при этом неизбежно ухудшаются условия воспроизводства. Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный путь роста выпуска продукции приводит к тому, что в национальном хозяйстве возникают тупиковые ситуации. Если в США показатель фондоотдачи в целом за послевоенный период практически не изменился, то у нас за последние 25 лет он упал почти в 2 раза. По оценке западных экономистов, СССР тратил на производство каждой единицы продукции в 2-3 раза большее количество энергии и сырья, чем страны Западной Европы и США. Экстенсивный  путь экономического развития давно себя исчерпал, он неизбежно вел к общему упадку производства, что и произошло.

Главным отличительным  признаком интенсивного типа развития является повышение эффективности  производственных факторов на базе технического прогресса. Интенсивный тип роста  экономики основывается на широком  использовании более эффективных средств производства. Увеличение его масштабов обеспечивается за счет применения более прогрессивной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных предметов труда, повышения квалификации кадров. Благодаря этим факторам достигается также повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережение, улучшение использования имеющейся материальной базы производства.

Интенсивное расширенное воспроизводство обладает рядом особенностей. В масштабе общества  развивается производство научно-технической информации, которая в конечном счете воплощается в более эффективные средства производства. Одновременно система образования, подготовки и переподготовки кадров обеспечивает повышение культурно-технического уровня работников. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства состоят в том, что при нем невозможны очень высокие темпы экономического роста, а вместе с тем научно-технический прогресс может вызвать безработицу, которая усиливается в трудоизбыточных регионах.

В реальной жизни  не существует либо того, либо другого  типа роста. Они переплетены и  представлены смешанным типом. Смешанный (реальный) рост - это увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии. 

2.2.Модели  экономического роста.

      Моделирование в научных исследованиях стало  применяться еще в глубокой древности  и постепенно захватывало все  новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

      Термин "модель" широко используется в  различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами получения знаний.

      Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в  процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале

      Под моделирование понимается процесс  построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

      Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

      Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

      Пусть имеется или необходимо создать  некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или  находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.

      Таким образом, изучение одних сторон моделируемого  объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. По­этому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограничен­ном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, кон­центрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

      На  втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.

      На  третьем этапе осуществляется перенос  знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.

      Четвертый этап - практическая проверка получаемых с по­мощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Информация о работе Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения