Экономический рост в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

Перед Беларусью стоит сложная задача: совершить экономический рывок, который позволит выйти на бо¬лее высокий уровень народного благосостояния. При этом следует четко понимать, что именно не позволяет нашей стране не только увеличивать темпы экономического роста, но и достигать запланированных. Для этого необходимо четко представлять себе имеющиеся в распоряжении источники экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Возможности обеспечения экономического роста в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………...4
2 Фактор спроса……………………………………………………………….......7
3 Предложение и экономический рост…………………………………………10
4 Прямые иностранные инвестиции и динамика производства как факторы экономического роста в стране и мире………………………………………....12
Выводы………………………………………………………………………........16
Список использованных источников…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

01.doc

— 763.50 Кб (Скачать)

     Если  проблема расширения внешнего спроса во многом определяется конъюнктурой мирового рынка и умелой маркетинговой деятельностью и внешнеэкономической политикой государства, то внутренний совокупный спрос можно успешно регулировать на основе кейнсианского подхода. Он подразумевает в том числе сокращение дефицита денег у основной массы населения и государства. Этим рецептом с успехом пользовались США (в 30-е годы), Германия и Япония (после войны), Южная Корея и другие страны.

     Однако  использование кейнсианского подхода в условиях Беларуси должно учитывать специфику экономики переходного периода, значительную открытость и неустойчивость ее функционирования. Как показал опыт, накачка денег в экономику имела как положительный результат — сохранение производственного потенциала и рост объемов производства вследствие эмиссионной поддержки товаропроизводителей, так и отрицательные последствия в виде инфляции, падения курса национальной валюты и др.

     Это значит, что есть смысл сочетать применение кейнсианского подхода с антиинфляционными мерами, не позволяющими этому процессу выйти за пределы допустимых значений. 

     Таблица 1 – Разложение прироста ВВП по элементам  конечного спроса, %

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     Примечание  – Источник: [3, с. 98, таблица 1] 

     Говоря  об инвестициях, Кейнс отмечал, что  сами по себе они не могут обеспечить экономический рост, если не будут увязаны с расширением совокупного спроса. В этой связи проблема повышения инвестиционной активности, о которой много говорят у нас,— одновременно и проблема увеличения совокупного спроса, который, кстати, определенной своей частью является инвестиционным спросом.

     В данном контексте представляется, что  государственное решение о достаточно быстром увеличении заработной платы. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010гг. отмечено, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить в долларовом эквиваленте около 500 долларов США. При этом ставилась задача довести к концу 2006 года ее уровень в эквиваленте не ниже 200 долларов США. При этом источниками и факторами роста долларового эквивалента заработной платы в прогнозном периоде могут быть:

    1. рост ВВП на душу населения
    2. сокращение избыточной численности занятых в народном хозяйстве
    3. ликвидация перекрестного субсидирования цен, ведущая к увеличению добавленной стоимости предприятий
    4. сокращение льгот
    5. сокращение налогового бремени и рост доли заработной платы в ВВП
    6. легализация некриминальных теневых доходов
    7. укрепление белорусского рубля (рост реального курса). Этому будет способствовать увеличение цен на неторгуемые товары, а также повышение страновой конкурентоспособности белорусской экономики, обеспечиваемой не путем занижения курса национальной валюты и цен, а качественным совершенствованием характеристик экономики и создаваемых в ней товаров.

     Повышению совокупного спроса должна содействовать  гибкая бюджетная политика. Сегодня отказываться от дефицита бюджета не следует: большинство стран, находящихся в сложном экономическом положении и стремящихся стимулировать свое производство, идут на это. Снижая налоговую нагрузку, государство вправе иметь дефицит бюджета до 3%, который в значительной мере должен покрываться эмиссионным кредитованием Центрального банка. Но важно, чтобы эта эмиссия в большей мере вызывала экономический рост, а не инфляционные процессы, как об этом говорилось выше. Поэтому целесообразно иметь такие достаточно эффективные структурные программы, инвестируемые (субсидируемые или кредитуемые на льготных условиях) за счет бюджетных средств, которые позволяли бы увеличивать производство там, где возникает дополнительный платежеспособный спрос в результате эмиссионного выброса денег в экономику. К сожалению, не все реализуемые сегодня государственные программы удовлетворяют данному требованию. В первую очередь это касается централизованной поддержки неэффективных, не имеющих перспектив сельскохозяйственных предприятий.

     Итак, для увеличения темпов экономического роста в первую очередь необходимо обратить внимание на факторы, формирующие спрос. 
 
 

     3 Предложение и  экономический рост 

     Другой  аспект проблемы экономического роста  со стороны предложения в основном упирается в структуру, эффективность и качество производимых в стране товаров и услуг. Если исходить только из уровня использования производственных мощностей, то можно было бы говорить, что они достаточны для покрытия двукратно увеличивающегося спроса. Однако это далеко не соответствует действительности, поскольку имеющиеся основные фонды физически и морально устарели и не соответствуют структуре внешних и внутренних потребностей.

     Сказанное означает: необходимо безотлагательно модернизировать действующие мощности и создавать новые производства. А это невозможно без инвестиций, ориентированных на удовлетворение спроса внутри страны и за рубежом с учетом использования современных достижений НТП. Конечно, для реализации такой политики требуются соответствующие условия — благоприятный инвестиционный климат для привлечения средств как нерезидентов, так и резидентов.

     Различными  экономистами делается упор на важность преимущественного привлечения иностранных инвестиций, ибо они более эффективны: значительно повышают качество производимой продукции и снижают затраты на производство; привносят современный менеджмент: обеспечивают выход белорусских товаров на новые рынки сбыта.

     Для активизации привлечения иностранных  инвестиций рекомендуется ускорить процесс приватизации, сделав его  более льготным, что должно заинтересовать иностранных инвесторов. С этим трудно не согласиться. Однако, как показал опыт России, приобретение иностранным инвестором отечественного предприятия не всегда благо. Имеются факты, когда это делается с целью устранить конкурента путем закрытия. Не имея национальных корней в данной стране, зарубежный собственник часто не стремится решать определенные социальные, экологические, да и экономические проблемы. Поэтому продажа отечественных предприятий иностранным инвесторам должна быть достаточно взвешенной, обусловленной определенными гарантиями.

     Между тем у белорусских предпринимателей сегодня недостаточно средств, чтобы приобрести государственные предприятия и, более того, инвестировать их с целью вывода на конкурентоспособный уровень.

     Однако  имеются определенные схемы, позволяющие активным, умеющим решать производственные и маркетинговые проблемы бизнесменам-менеджерам приватизировать предприятия, обеспечив при этом рост производства на основе инноваций и инвестиций.

     Отсутствие  денег для приватизации должно быть компенсировано наличием идей и грамотных управленческих разработок, чтобы вывести предприятия с государственной собственностью на конкурентоспособный уровень. Фактически речь идет об обмене акций государства на интеллектуальный продукт (разработанный и реализованный) менеджеров, позволяющий повысить эффективность экономической деятельности.

     Практически алгоритм такой приватизации представляется следующим образом. Работающие или  приглашенные менеджеры предоставляют  самоокупаемый бизнес-план модернизации (реструктуризации) предприятия, который является их интеллектуальной собственностью. Принятый в соответствующем порядке к кредитованию банками прямо или под гарантии государства, он начинает реализовываться под руководством его создателей. Если в результате проведенных мероприятий предприятие выходит на плановые показатели и в намеченные сроки возвращает взятый кредит, часть собственности предприятия (акции) пропорционально приростным показателям (в первую очередь в меру роста добавленной стоимости, полученной вследствие осуществления бизнес-плана) переходит в собственность менеджеров, поскольку именно за счет их интеллектуального продукта (бизнес-плана) удалось улучшить показатели работы предприятия, а в дальнейшем и повысить уровень его капитализации.

     При реализации такого подхода у менеджеров появится больший интерес качественно и быстро решать задачи повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Аналогичная схема может быть использована и для других работников предприятия, когда они получают акции предприятия в обмен на рационализаторские предложения с учетом полученного от них экономического эффекта.

     Подводя черту, можно сказать, что на способность экономики Республики Беларусь к росту влияет также структура, эффективность и качество предложения в стране товаров и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Прямые иностранные инвестиции и динамика производства как факторы экономического роста в стране и мире 

     Степень влияния на народнохозяйственную динамику тех или иных факторов различна. Но ни у кого не вызывает сомнений, что источником экономического роста являются инвестиции.

     Сегодня основная форма инвестирования за рубежом - прямые иностранные инвестиции (ППИ). Это вложения в производство, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия, другие операции, связанные с установлением фактического контроля над компанией с расширением ее деятельности. По уставу МВФ они должны составлять не менее 25% акционерного капитала компании.

     В современных условиях наиболее значимым субъектом экономики являются транснациональные корпорации (ТНК). По данным «World Investment Report 2002», сегодня в мировой экономике работают 65000 ТНК с 850000 зарубежных филиалов. В 2001 г. зарубежные филиалы обеспечили занятость 54 млн. человек по сравнению с 24 млн. в 1990 г. Их продажи составили 19 трлн. долл. и были более чем удвоены, так же как и мировой экспорт в 2001 г. по сравнению с 1990 г. ПИИ, направленные за пределы национальных экономик, увеличились за этот же период с 1,7 до 6,6 трлн. долл. В зарубежных филиалах ТНК создается 1/10 мирового валового продукта и 1/3 мирового экспорта.

     Лидерами  в инвестировании и получении  инвестиций являются развитые страны.

     Говоря  об основных тенденциях на мировом рынке инвестиций, следует отметить, что они тесно связаны с динамикой мирового производства. Если производство растет, то растут и инвестиции. И наоборот, если растут инвестиции, то растет и производство. Без инвестиций рост невозможен. Особенно в условиях высокотехнологичного производства. Анализ мировой практики за последние десять лет показывает, что двигателем расширения (экспансии) мирового производства являлись три основных фактора:

     1) политика либерализации в различных странах, предполагающая открытие национальных рынков и разрешающая все виды ПИИ и соответствующих соглашений;

     2) ускоренные технологические изменения с растущими издержками и рисками толкают к поискам путей их снижения. Это с одной стороны, с другой - падение цен на транспортные и коммуникационные услуги позволило размещать производства по всему миру;

     3) этот фактор, как результирующая функция двух предыдущих, связан с конкуренцией. Сильная конкуренция заставляет фирмы искать новые пути роста эффективности, в том числе маркетинговые исследования рынков на ранних стадиях производства, а также разработку всевозможных мероприятий по снижению издержек на всех стадиях воспроизводственного процесса, включая слияния и поглощения компаний.

     Производство  высокотехнологичных товаров сосредоточено в развитых государствах, но темпы роста этих производств больше в развивающихся странах.

     В 2001г. ООН был рассчитан индекс технологического развития 72 стран. В этот список Беларусь не вошла, так как на тот момент отсутствовали необходимые статистические данные. Тем не менее данные, приведенные в Отчете ООН, свидетельствуют о неплохом уровне ее технологического развития. Например, такой показатель как «доля высоко- и среднетехнологичных товаров в общем экспорте» в Беларуси был равен 46,5%. Для сравнения: это выше, чем в Австралии (16,2%) , Новой Зеландии (15,4) , Израиле (45), Гонконге (33,6), Греции (17,6), Португалии(40,7). По данному показателю Беларусь обходит 7 европейских стран, включая Норвегию, Польшу, Бельгию и ряд государств Восточной Европы. Однако следует отметить, что высокотехнологичного экспорта у нас только 5%, как и у Австралии, Новой Зеландии, Греции. По этому показателю мы отстаем от Литвы (7%), Латвии (6), Эстонии (17).

     Если  поставить вопрос, является ли наша экономика привлекательной для иностранного инвестора, обычно можно услышать ответ «да». При этом приводятся следующие аргументы:

  • дешевизна рабочей силы,
  • высокий уровень ее квалификации,
  • центр Европы,
  • достаточно хорошо развитая сеть коммуникаций.

     И это все правильно. Однако существуют методики определения привлекательности той или иной страны для иностранного инвестора, которыми пользуются ТНК при принятии решений о вложении капитала. Большую роль в привлечении ПИИ играет инвестиционный климат. Согласно методике ЮНКТАД, о привлекательности той или иной страны свидетельствует индекс, показывающий отношение доли страны в притоке иностранных инвестиций к доле страны в мировом ВВП. Другой важный показатель - индекс, основанный на структурных факторах, согласно которым «все предсказуемо», законодательство «не имеет обратной силы», в управленческой иерархии устоявшиеся институты и т.п.

Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь