Экономическое развитие России в первой половине XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно.

Работа содержит 1 файл

Экономическое развитие России в первой половине XIX в.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в  экономике переплелись самым  сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться  вперед с тяжелыми кандалами крепостного  права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось  очень трудно. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления  Александра I и Николая I. 
К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Население страны к середине века составило около 74 млн. человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, и это также накладывало отпечаток на состояние экономики. 
В это время капиталистические производственные отношения начинают проникают во все сферы экономики, углубляется общественное разделение труда, вырисовывается специализация промышленных и аграрных районов, что приводит к оживлению хозяйственных связей. Хотя рост промышленности и городов требовал увеличения сельскохозяйственного производства и повышения его товарности, сельское хозяйство – главная отрасль экономики России – развивалось по-прежнему крайне медленно.  
В 30-40-е годы XIX века в России начинается промышленный переворот – переход от мануфактур к фабрикам, основанным на машинной технике. Этот период занял примерно полстолетия. Промышленный переворот в России начался в эпоху крепостного права, а завершился уже в эпоху капитализма. В первую очередь он произошел в тех отраслях, где преобладал вольнонаемный труд. 
Естественно, что промышленный переворот имел свои социально-экономические последствия. Повысилась производительность труда, увеличился выпуск продукции, возникли первые машиностроительные. Однако техническая база, основанная на крепостном труде, была слаба.  
Что касается крупного капитала, то он сконцентрировался в основном в торговле и ростовщичестве. Капиталистические отношения охватили и сферу обращения; происходит смена форм внутренней торговли. Так, в городах ярмарки заменяются магазинами и лавками.  
Финансово-кредитная система и денежное обращение в первой половине XIX в. испытывают постоянные трудности из-за дефицита бюджета, увеличения государственного долга, нарастания инфляционных процессов.  
В начале XIX в. М. М. Сперанским был разработан проект финансовых реформ, намечавший широкий спектр мероприятий – образование частных банков, введение протекционистского тарифа, переход от подушного обложения к поземельному, замена винного откупа акцизом. Однако проект не был реализован, его идеи использовались в последующих преобразованиях. 
 
1. Государственный бюджет России 
 
Бюджет, как сбалансированный финансовый план доходов и расходов государства на ближайший год, стал формироваться в России лишь в начале XIX столетия. К тому времени финансовая и эмиссионная политика правительства под давлением внешних обстоятельств приобрела явно авантюрный характер. Дело в том, что бумажные деньги одновременно обслуживают две относительно обособленные, но все же связанные между собой сферы: рынок и бюджет. На рынке они используются в основном как средства обращения, меры стоимости и платежа. В сфере государственных финансов они применяются не только в качестве платежного средства, но и как инструмент реализации принудительных займов или налогов, в зависимости от того, намеренно ли правительство изъять излишние деньги из обращения или девальвирует их. 
В сфере государственных финансов после 1786 г. фискальная функция бумажных денег приобрела главное значение. Их эмиссия стала основным источником покрытия растущего разрыва между расходами и доходами государства. Рынок был переполнен ассигнациями. В 1802 г. обмен ассигнациями даже на медные деньги был окончательно приостановлен. Но, эмиссия их продолжалась, поскольку войны с Наполеоном требовали все новых, растущих расходов. Кстати, французы “помогали” в этом деле: они завезли в Россию большое количество фальшивых ассигнаций. 
 
Государственные расходы выросли за одиннадцать лет больше, чем в четыре раза, а обыкновенные доходы – только в три. Дефицит пришлось покрывать в основном за счет эмиссии ассигнаций и внутренних займов среди различных кредитных учреждений. В 1814-1815 гг. курс акций на петербургской бирже упал до самого низкого уровня – 20 копеек серебром. Возникла реальная угроза полного расстройства денежной системы страны. Правительство давно уже лихорадочно искало выход из создавшегося положения. Чтобы повысить спрос на бумажные деньги, еще в 1812 г. ассигнации были официально объявлены основным платежным средством. Все расчеты между казной и частными лицами должны производиться на основе ассигнаций. При этом устанавливался их принудительный курс: 1 бумажный рубль приравнивался к 50 коп. серебром. Такие меры не остановили продолжающегося обесценения ассигнаций. Только после окончания войны их рыночный курс поднялся до 25.3, а еще через год – 26.4 копейки. Главным направлением дальнейшего укрепления денежной системы, по мнению министра финансов Д. Гурьева, должно было стать сокращение на половину или хотя бы на одну треть общего объема ассигнаций, находящихся в обращении. Для того, чтобы получить деньги для их выкупа, пришлось выпустить несколько внутренних займов. За пять лет удалось с немалым трудом “вытащить” из оборота бумажных денег на 240 млн. руб. За это же время их курс повысился менее, чем на 1 копейку. 
Весной 1823 г. новым министром финансов был назначен Е. Ф. Канкрин. Ученый по призванию и опытный хозяйственник-практик Егор Францевич соединял в себе гибкий ум, огромное трудолюбие, честность, энергию и упрямство человека, который мог спорить и даже не соглашаться с Николаем I, если считал, что этого требуют интересы дела. 
В своей деятельности как министр финансов он опирался на выработанную им общую концепцию подъема российской экономики, в том числе, торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также науки и образования. Исходная предпосылка – наведение порядка в государственных финансах, прежде всего, установление равновесия бюджета. В этой связи он постоянно требовал и добивался рационального, бережливого отношения к расходованию финансовых ресурсов. 
 
Конкретные данные подтверждают, что линия на сдерживание государственных расходов, особенно в первое десятилетие деятельности Е. Канкрина, дала заметные результаты. Их общий объем в 1833 году по сравнению с 1823 годом увеличился всего на 3.3%. Военные расходы даже снизились. Удалось стабилизировать бюджеты Министерства иностранных дел, МВД, императорского двора и других.  
В то же время возросли затраты на народное образование, строительство дорог, а также платежи по государственному долгу. За первое десятилетие снизились подушные и другие прямые налоги. В то же время вдвое возросли таможенные сборы, что не только увеличило поступление денег в казну, но и защищало молодую еще национальную промышленность. 
Главным плодом своих свершений на посту министра финансов Е. Канкрин считал успешно проведенную денежную реформу, позволившую восстановить серебряное обращение в России. К достижению этой цели он приближался поэтапно, хотя определенные сбои в ритм такого движения внесли: война с Турцией (1828-1829 гг.), восстание в Польше, неурожаи хлебов. На начальном этапе, в 1827 г., было официально разрешено при взносах в казну некоторых налоговых платежей принимать от населения серебро по биржевому курсу 1: 3.7 или 27 копеек серебром за рубль ассигнациями. Формально это означало девальвацию бумажных денег, но фактически население уже несколько десятилетий использовало примерно такой курс в хозяйственной практике.  
Эксперимент прошел удачно, и в 1830 г. в 27 губерниях разрешили принимать металлические деньги при платежах за все подати и сборы по чуть уточненному курсу 27.4 копейки. Благодаря этому предприятию резко увеличился приток в казну звонкой монеты. Люди привыкли к забытой уже форме металлических денег, которые начали обращаться на рынке наравне с ассигнациями. Последние постепенно стали превращаться как бы во вспомогательные деньги. Тем не менее спрос на них возрос, поскольку и продавцы, и покупатели убедились на практике в устойчивом характере курсовой стоимости ассигнаций.  
1839 год принято считать началом денежной реформы Е. Канкрина серебряный рубль объявили базовой монетной единицей и установили его твердый курс по отношению к ассигнациям. С 1 января 1940 г. при государственном коммерческом банке открылись депозитные кассы для привлечения вкладов населения в звонкой монете. В обмен вкладчик получал специальные депозитные билеты достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 рублей серебром. Такие билеты имели хождение наравне с серебряной монетой по всей стране. Очень быстро население привыкло к тому, что: 
* в качестве платежного средства везде можно использовать и звонкую монету, и бумажные деньги; 
* курс ассигнаций в течение длительного времени остается практически стабильным; 
* при совершении крупных платежей использование денежных купюр предпочтительнее по сравнению с металлическими монетами. 
В конце 1841 г. депозитные билеты были заменены кредитными билетами. Еще через два года оставшиеся в обращении ассигнации были выкуплены по курсу 3.5 рубля ассигнациями = 1 серебряному рублю или 1 рубль ассигнациями приравнивался к 28.6 копейкам серебром.  
Несмотря на то, что стабилизация денежного обращения и была достигнута, она имела кратковременный характер. 
 

 

 

 

 

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, показывается степень разработанности  проблемы, связанной со становлением и развитием таможенной службы Российской Империи, определяются цели, задачи, теоретические  и методологические основы исследования, его новизна, приводятся основные положения, выносимые на защиту, а также констатируется теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава - «Обеспечение финансово-экономических интересов  государства в Российской Империи  в XVIII - первой половине XIX века» - включает параграфы: «Становление отечественной  таможенной службы в процессе эволюции феодального государства» «Формирование  таможенной политики как следствие  активизации внешнеторговой деятельности России в XVIII - первой половине XIX века»  «Организационно-правовые основы становления  централизованной системы управления таможенной службой» «Создание механизма  защиты государственных интересов  в сфере борьбы с контрабандой на границах Российской Империи» «Место и роль таможенной службы Санкт-Петербурга в механизме обеспечения финансово-экономических  интересов государства в XVIII - первой половине XIX века» Диссертант отмечает, что таможенное дело в России имеет  тысячелетнюю историю и берет  свое начало с первых упоминаний в  летописях и древнерусских законодательных  актах о внутренних пошлинах, которые  взимали с товаров на пути их следования от производителя к потребителю, и о лицах, их собиравших. Самая  древняя из пошлин - мыт или мыто, упоминаемая в «Русской правде»  Ярослава Мудрого. В XI веке она представляла из себя плату за провоз предметов  потребления через внешние или  внутренние заставы, за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям. Одновременно взимались сборы  и с продажи товаров по общему правилу - с воза, меры (т.е. с количества транспортных средств), независимо от их стоимости и веса.

В Киевской Руси таможенное дело носило эпизодический характер, осуществлялось от случая к случаю. С образованием новых центров  государственности в период феодальной раздробленности содержание таможенного  дела стало в большей степени, чем прежде, определяться внутренними  экономическими интересами.

В условиях покорения монголо-татарскими завоевателями русских княжеств количество таможенных платежей увеличилось, система их стала сложней и  дифференцированней. Появилась новая  пошлина - тамга. В переводе с тюркского  слово «тамга» означало знак собственности, клеймо или печать. «Тамжить» - значило  взыскивать пошлину. Место на рынке, ярмарке, где таможили товар, стало  называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником или таможенником.

Взимание пошлин переводилось на откуп и передавалось князьями откупным таможенникам. Привнесенные в период средневековья изменения  в деле взимания пошлин прочно закрепились  в Московском государстве, «Тамга»  в широком смысле слова стала  означать пошлину со всех продававшихся  товаров, как с привозившихся  на рынок, так и отвозившихся с  него.

Пошлины, взимавшиеся в  удельное время можно условно  разделить на несколько групп: торговые, проезжие, пошлины за обслуживание, штрафные.

В XIV-XV веках система таможенных обрядностей утвердилась достаточно прочно. Свидетельством развития торговли и таможенного дела в XV веке явился рост постоялых и гостиных дворов, строительство таможенных изб.

Развитие внутренней и  внешней торговли способствовало товарообмену, совершенствованию таможенного  дела и развитию таможенного законодательства. Правовыми документами этой сферы  в XIV-XV веках являлись грамоты (ярлыки) монгольских ханов на право свободной  торговли, межкняжеские договоры и  духовные грамоты великих и удельных князей. В них содержались таможенные нормы права.

В этот период сформировался  тесный таможенный союз, основанный на государственном единстве Северо-Восточной  Руси куда входили Москва, Тверь, Рязань, Псков и Новгород.

Важную роль в централизации  таможенного законодательства и  таможенного дела сыграло Соборное Уложение 1649 года, положившее начало правовому  обеспечению отношений в этой сфере.

Таможенные функции выполняли  несколько учреждений: Четвертной Приказ, Приказ Большого прихода, Сибирский  и Казанский Приказы, Приказ Большой  казны. В конце XVII века большинство  функций были сосредоточены в  Приказе Большой казны.

В XVII веке в России таможни  имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их насчитывалось  несколько (в Москве, например, - Большая  таможня, Померная изба, где взимались  пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины  с леса, дров, скота). К середине XVII века в царствование Алексея Михайловича  российская таможенная система оставалась запутанной и архаичной. Принятием Торгового устава (1653), Уставной таможенной грамоты (1654) началось ее коренное преобразование.

В XVI-XVII веках сборы за провоз товаров и за содействие торговым людям направлялись на содержание государственного аппарата, и не были связаны с  производителем товара. Такой внеэкономический - характер таможенного дела сохранялся вплоть до первой четверти XVIII века.

При Петре I торговля сделала  значительный шаг вперед. При этом внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и часто сформировалась в соответствии с потребностями  соседних народов.

Ретроспективный анализ источников, характеризующих развитие правоотношений в сфере таможенного регулирования  позволяет сделать следующие  выводы:

- таможенная политика  в XVIII - первой половине XIX века  характеризуется непоследовательностью  и нестабильностью. Подчас решение  того или иного вопроса и  принятие правительственного документа  зависели от воли и желания  отдельных лиц, которые были  далеки от понимания механизма  таможенного дела;

- на формирование стратегии  и тактики таможенной политики  оказывала влияние внутренняя  и внешняя политика государства,  политическая конъюнктура, новые  территориальные приобретения России, расширение границ государства;  прокладывание новых торговых  путей сказались на изменении  структуры таможенной охраны  и формировании основных направлений  таможенной политики;

- таможенная политика  во многом определялась острой  необходимостью увеличения фискальных  сборов;

- в таможенном деле  появилось понятие «таможенная  граница», которое совпадало с  понятием «государственная граница»;

- таможенная политика  России первой начала XIX века представляла  смешение фискальных, меркантилистских  и протекционистских начал. При  разработке пошлин учитывалось,  что государства Запада нуждаются  в русских дешевых сырьевых  товарах, а в России повышался,  но не удовлетворялся спрос  на потребительские и промышленные  товары, машины, оборудование, сельскохозяйственные  орудия.

Рассматривая организационно-правовые основы становления системы органов  управления таможенной охраной, диссертант отмечает, таможенная система в России сложилась уже к концу XVII века, хотя ее структура и не являлась стабильной. Во главе таможен находились несколько государственных органов. Сбор таможенных доходов поступал в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в финансовую деятельность. О количестве таможен в России нет точных данных. Если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их насчитывалось около 500.

В 1715 году была создана Коммерц-коллегия, одной из главных задач которой  являлось развитие внешней торговли. Коммерц-коллегии были подведомственны  порядок таможенных сборов и учреждение института таможенных служителей.

По регламенту Коммерц-коллегии 1719 года были определены штаты таможен  и круг должностей. Во главе таможен  стояли директора из дворян. Из этого  же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, оберцолнеры  и другие должностные лица. В таможнях имелись инспектора, амбарные контролеры, стемпельмейстеры, вагмейстеры, досмотрщики.

Служителями во внутренних таможнях оставались выборные посадские  люди, пограничные и портовые таможни  комплектовались оплачиваемыми  работниками. Жалованье выплачивалось  из собранных «по примеру портовому  с платежного рубля по 4 копейки  со всех пошлин ефимочных и внутренних». До отмены внутренних таможен (1753) существовало два способа укомплектования их состава служителями: 1) за счет феодальной повинности в основном городского населения; 2) по найму - в портовых и пограничных таможнях.

В 1762 году Екатерина II подписала  указ об окончательном приеме таможен  в казенное ведение. Надзор над ними осуществляла Главная над таможенными  сборами канцелярия, а с 1789 года - таможенные экспедиции Казенных палат. В 1796 году была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии, в подчинении которой  находились таможни. Министр коммерции  стал главным начальником всех таможенных учреждений России.

В начале XIX века Коммерц-коллегия была разделена на семь экспедиций. После принятия Манифеста об учреждении министерств 8 сентября 1802 года таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. 25 июня 1811 года был подписан Манифест о новом учреждении министерства. В состав Министерства финансов вошел  Департамент внешней торговли, который  состоял из двух отделений: внешних  сношений и таможенного. Таможенное отделение ведало делами, относящимися к управлению таможен. В его составе  действовало три стола: первый - по всему производству дел в таможнях по европейской границе и на морях  Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй - по делам таможен на Азиатской  границе и по Каспийскому морю; третий - по делам обопределении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и производстве их; об определении и увольнении маклеров; таможенных зданиях.

В 1864 году Департамент внешней  торговли был переименован в Департамент  таможенных сборов, первым директором которого был назначен тайный советник, статс-секретарь князь Д. А. Оболенский. Департаменту таможенных сборов, кроме  таможен, подчинялись Пограничная  и Корчемная стражи. Общей тенденцией стала военизация службы.

Основой государственной  политики регулирования внешней  торговли в исследуемый период являлись стимулирование экспорта и ограничение  импорта. Такая структура внешней  торговли при ведущей роли морских  перевозок нашла свое отражение  в организационно-правовых основах  таможенного дела. Главными сопроводительными  документами на импорт были коносаменты  для морского и накладные для  сухопутного ввоза, а также таможенные декларации и объявления на получение  товара. Содержание коносаментов и  накладных подробно регламентировалось в ведомственных нормативно-правовых актах, а их реализация обеспечивалась путем установления особых правовых режимов.                                               Таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Это нашло отражение и в характере обмундирования чинов таможенного ведомства, и в ведомственной символике. Впервые вопрос о специальном форменном обмундировании для таможенных служащих был поставлен в 1827 году в связи с принятием «Положения об устройстве таможенной стражи». До этого времени таможенные чиновники носили мундиры тех губерний, на территории которых располагались таможни. Поскольку таможенное управление не подчинялось губернским властям, в 1834 году Министерство финансов предложило ввести для таможенных чинов цвета мундиров, установленных для Министерства финансов. При этом для чинов разных классов, начиная с V (начальники таможенных округов) и до IX (экзекуторы, корабельные смотрители, пакгаузные надзиратели) предусматривались отличия в деталях золоченого шитья (или в полном его отсутствии), в использовании разных материалов (бархата или сукна) на обшлагах и воротниках мундиров и т. п. Иные знаки различия не предусматривались.                                                                                                     С течением времени в форменное обмундирование вносились различные изменения, но ведомственная символика впервые была введена в форму одежды таможенных чинов лишь в 1885 году: в металлической арматуре для головных уборов появилось изображение двух перекрещенных меркуриевых жезлов, перевитых змеями (кадуцеев).                                                                  Рассматривая процесс создания механизма защиты государственных интересов в сфере борьбы с контрабандой на границах Российской Империи, диссертант отмечает, что отечественное законодательство различало контрабанду двух видов:

Информация о работе Экономическое развитие России в первой половине XIX в