Экономическое развитие России в первой половине XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно.

Работа содержит 1 файл

Экономическое развитие России в первой половине XIX в.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

- тайный провоз через  границу,

- провоз товаров через таможни без объявления.

Одной из причин роста контрабанды  в XVIII веке было принятие в 1724 году протекционистского тарифа, в соответствии с которым  резко возросли пошлины. Одновременно с этим принимались меры к закрытию границ. Создавались форт-постные команды из числа военных формирований. Они действовали на разъездах и не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполнили задачу по охране границы и задержанию беглых людей. Но это не остановило незаконный провоз товаров. Лишь умеренный тариф 1731 года некоторым образом снизил уровень контрабанды. В 1753 году были ликвидированы внутренние таможни, а таможенный сбор, составлявший 13 % таможенных доходов, переложен на пограничные таможенные учреждения. Увеличение таможенных сборов вновь способствовало активизации контрабанды.                Учитывая, что контрабандисты причиняют значительный ущерб казне, в 1754 году в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов.                           Среди всех мероприятий по снижению масштабов контрабанды наиболее действенным было понижение таможенных пошлин. Но несмотря на введение тарифов 1766 и 1782 годов избавиться от контрабанды не удалось.  В 1782 году был создан новый орган по борьбе с контрабандой - Таможенная пограничная стража из надзирателей (чиновников) и объездчиков. Понимание таможенного дела прежде всего как источника доходов казны, являвшееся основой откупной системы, отразилось в сохранявшихся нормах о прямой материальной заинтересованности таможенников в поимке контрабанды.

В 1811 году было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром  России Барклаем де Толли: на каждые 150 км границы выделялся Донской  казачий полк. Одиннадцать донских  казачьих полков несли службу от Палангена  до реки Ягорлык, впадающей в Днестр.

Среди казаков было много  злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев  и сами занимались незаконным провозом товаров через границу. Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. Опыт подтверждал, что защита экономических  интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно  осуществляется военными. Это привело  к мысли о создании пограничной  стражи по военному образцу. В 1822 году было принято решение об упразднении  Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков. В соответствии с Карантинным уставом 1832 года Таможенная пограничная стража была переименована в Пограничную стражу. Она подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов.

Пограничная стража в начале XIX века охраняла 8800 верст европейской  части границы. Мероприятия по перестройке  охраны границы в таможенном отношении  способствовали более активной борьбе с контрабандистами. Так, например, если в 1827 году в государственную  казну поступило 16 млн. руб. серебром таможенных сборов, то в 1857 году - 32 млн. руб.

В пограничных бригадах были учреждены учебные команды. Начиная  с 1856 года на офицеров, а с 1878 года и  на нижних чинов распространялся  порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной  границы и задержание контрабандистов.

Практика охраны границы  в таможенном отношении в XVIII -первой половине XIX века целиком оправдала  себя. Являясь составной частью органов  по защите экономических интересов  на государственной границе, Пограничная  стража внесла существенный вклад в  борьбу с незаконным перемещением товаров  в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.

Создание и превращение  в крупный центр международной  торговли Санкт-Петербурга обусловили важнейшую роль в охране экономических  интересов государства таможенной службы Санкт-Петербурга.

Фактически после прихода  первого иностранного торгового  судна (12 ноября 1703 года) произошло первое таможенное оформление грузов, и было положено начало внешнеэкономической  деятельности Санкт-Петербурга. Именно это событие - приход в петербургский  порт первого иностранного торгового  судна - голландского купеческого корабля  было принято в качестве условной даты начала деятельности таможенной службы в Санкт-Петербурге. Подтверждением того, что в первые годы существования  нового города в нем уже действовала  таможенная служба, может явиться  факт существования в начале XVIII века внутренних таможенных пошлин - обложения  торговых операций, совершавшихся на внутреннем рынке. Поэтому несомненно, что уже в год основания  Петербурга появилась в Санкт-Петербурге внутренняя таможня

Официальное учреждение портовой таможни в Санкт-Петербурге произошло, видимо, в 1724 году. Об этом свидетельствуют, в частности, официальные документы - ответ на запрос Ревизионконторы из Государственной Коммерц-Коллегии в июле 1756 года и представление Министерства финансов от 6 февраля 1912 года, в соответствии с которыми «Санкт-Петербургская портовая таможня учреждена с начала 1724 года ...и поныне обрета-етца». Портовая таможня становится главной таможней города. Именно на ее основе происходило развитие органов таможенной службы Санкт-Петербурга.

Развитие Санкт-Петербургской  портовой таможни проходило в  тесной взаимосвязи со становлением Петербургского порта. Предпосылками  его бурного развития явились  распоряжения Петра I, стремившегося  сделать Петербург «великим купеческим магазином». В 1731 году портовая таможня  была объединена с внутренней.

В течение XVIII - первой половины XIX века Санкт-Петербург превратился  в крупный центр международной  торговли. Таможенная служба Санкт-Петербурга прошла этап создания и успешно функционировала, выполняя функцию охраны экономических  интересов государства.

Вторая глава - «Организационно-правовые основы формирования и функционирования таможенной службы в пореформенной  России» - включает параграфы: «Взаимообусловленность развития внешней торговли и формирования таможенно-тарифной политики России во второй половине XIX - начале XX века»  «Организационно-правовые основы получения  государством таможенных доходов» «Структурные и функциональные преобразования таможенных органов во второй половине XIX - начале XX века» «Таможенная служба Санкт-Петербурга как орган защиты государственных  интересов в пореформенной России» 

Диссертант отмечает, что  развитию внешней торговли России во второй половине XIX - начале XX века способствовал  ряд обстоятельств, в частности: освобождение крестьян от крепостной зависимости, понижение таможенного  обложения привозных товаров, развитие сети железных дорог, отмена подушной подати с мещан и крестьян, создание земских учреждений, проведение судебной реформы, принятие городского положения  и др. Все эти меры были направлены на активизацию общественной и экономической  деятельности и обеспечение большей  свободы личности. На внешнеторговом обороте благоприятно сказывалось развитие промышленного капитализма. Однако стремление к активному балансу привело к усилению таможенной охранительной политики, особенно начиная с конца 70-х годов. Это неблагоприятно сказалось и на вывозе товаров: обороты внешней торговли почти не увеличивались.Застой во внешней торговле во многом был обусловлен тем, что:

1) в России восторжествовали  идеалы ультрапротекционистов. Государство  нуждалось в пополнении казны,  и российскую таможенную политику  стал характеризовать, по утверждению М. Н. Соболева, «не протекционизм, а фискатизм»

2) российские товары зачастую  оказывались неконкурентоспособными  на мировом рынке

3) Россия не имела развитого  рынка, оставаясь, по сути дела, сельскохозяйственной страной;

4) низкий уровень жизни  в России, в условиях которых  внутренний рынок остается слабым  и непрочным.

Структура внешней торговли отражала уровень экономического развития России, которая оставалась самой  промышленно отсталой среди крупных  стран мира со значительным внешним  долгом. Протекционистские тенденции  во второй половине XIX - начале XX века не ослаблялись, однако их тесная связь  с решением фискальных задач отрицательно сказывалась на жизненном уровне народа и его благосостоянии. Если промышленность страны была достаточно развита, то сельское хозяйство оставалось на уровне натурального. Россия по-прежнему была сырьевым придатком Запада. Это  накладывало отпечаток на внешнеэкономические  связи страны и, естественно, на развитие таможенного дела.

Фискальные интересы абсолютистского  государства проявлялись в политике усиленного обложения пошлиной товаров  народного потребления. Верхние  слои общества затрагивались этими  мероприятиями в меньшей степени. Таможенная политика 1870-х годов имела  тенденцию к повышению налогов, вызванному не возможностью расчета за иностранные товары в условиях общего снижения потребительской способности населения и резкого увеличения их потребления. Тарифы на ввозимые товары повышались в целях ограждения интересов крупных русских капиталистов от иностранной конкуренции и увеличения притока денежных средств в казну государства.

Таможенные доходы России являлись фактически косвенным налогом  на потребление, так как основной процент обложения, пошлиной падал  на жизненные припасы. Все активнее наблюдается рост таможенных доходов  в начале XX века. Они существенно  пополняли государственную казну, но в то же время ложились тяжелым  бременем на малоимущих.

В первом десятилетии XX века наметилась депрессия в промышленном производстве, но начиная с 1909 года Россия вступила в полосу промышленного  подъема. Это сказалось на организации  таможенного дела, перед которым  стояли основные задачи:

- фискальная (пополнение  государственной казны за счет  таможенных сборов в форме  таможенного дохода);

- экономическая защита  государственных интересов (решалась  через тарифы в форме протекционизма);

- полицейская (контроль  за привозом в страну предметов,  представляющих опасность с точки  зрения существующего государственного  и общественного строя);

- статистическая.

Поставленные задачи свидетельствуют  о том, что таможенные учреждения начали выполнять функции правоохранительных органов по защите политических устоев самодержавия. Это не противоречило  предназначению таможенной охраны как  составной части государственного аппарата. Однако процесс таможенного  досмотра был больше подчинен не столько  осуществлению проверки законности провоза предметов, сколько поиску запрещенных к ввозу нелегальной  литературы, оружия, взрывчатых веществ  и, конечно, контрабандных товаров.

Эволюция организационно-правовых основ таможенной службы Российской Империи происходила в соответствии с общими тенденциями развития отечественного государства и права. Отличительной  чертой такого развития стало неуклонное, хотя и не всегда последовательное, стремление царской власти ко все  более формализованной и единообразной  системе государственных органов  в целом, и таможенно-пограничной  службы в частности. Государство стремилось создать более полную правовую основу деятельности таможенных служб. Доказательством этому можно рассматривать высокую законотворческую активность в данной сфере и формирование стройной правовой базы таможенно-пограничной организации. Масштабы Российской Империи вынуждали самодержавие широко применять при разработке таможенных нормативных актов дифференцированный подход, но и в таможенных службах национальных владений империи, имеющих особый статус, последовательно проводилась унификация законодательной базы и структуры управления.

Вектором развития таможенной службы в рассматриваемый период являлся переход от гражданской  службы с элементами коммерческой структуры  к военизированному органу в системе  государственной бюрократии. С другой стороны, на протяжении всего периода  таможенные органы так и не превратились в обособленный государственный  орган, оставаясь частью финансового  ведомства. Наряду с совмещением  службой таможенных и пограничных  функций такая организация является характерной особенностью активно  развивающейся таможенной системы  Российской Империи. Оформился дуализм  таможенного законодательства, призванного  служить реализации и фискальной, и регулятивной функций.

Диссертант отмечает, важным звеном системы органов таможенной службы оставались таможенные органы столицы, выполняющие функцию обеспечения  финансово-экономических интересов  государства.                                         В заключении диссертации формулируются основные выводы и положения обобщающего характера.


Информация о работе Экономическое развитие России в первой половине XIX в