Экономическое развитие социальных внебюджетных фондов Тамбовской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Социальные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Социальные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используется для решения общегосударственных задач. В состав государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Фондов социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая КАЗАКОВА.docx

— 57.06 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Социальные  внебюджетные фонды – это форма  перераспределения и использования  финансовых ресурсов для финансирования  общественных потребностей. Социальные  внебюджетные фонды имеют общегосударственное  значение и используется для решения общегосударственных задач. В состав государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Фондов социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     Средства большинства  социальных внебюджетных фондов  служат финансовой гарантией  конституционных прав граждан  России на социальную защиту  в случае старости, болезни, неблагоприятного  социального и экономического  положения некоторых групп населения.

    Предметом исследования данной курсовой работы выступают социальные внебюджетные фонды как институты экономики.

     Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с деятельностью социальных внебюджетных фондов, рассматриваемые в системе современной экономики.

    Целями, которые были поставлены при написании настоящей курсовой работы, являются: исследование такого института экономики, как, социальные внебюджетные фонды и практика их применения; анализ научного материала и литературы по данной теме; выработка собственного суждения по настоящей проблеме.

    Задачами, которые следует решить для раскрытия темы настоящей работы, являются: определение понятия социальных внебюджетных фондов; выявление видов и признаков социальных внебюджетных фондов; установление особенностей формирования доходов и расходов социальных внебюджетных фондов; исследование финансовых перспектив социальных внебюджетных фондов.

     Актуальность. В настоящее время тема, касающаяся социальных внебюджетных фондов, наиболее актуальна, поскольку на сегодняшний день одним из базовых компонентов социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой  является обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование, механизмы которых позволяют эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая материальную поддержку, медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

     Социальные  внебюджетные фонды – мощный  механизм достижения социального  согласия, а степень его развития  свидетельствует об уровне социальной  защиты трудящихся. Приближая сферу  этой защиты непосредственно к тем, кто трудится, к им семьям и трудовым коллективам, социальное страхование стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество – необходимые условия эффективного функционирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ В РФ

    1. Понятие социальных внебюджетных фондов

 

     Внебюджетные  фонды являются одним из важнейших  звеньев бюджетной системы любой  страны с рыночной экономикой. Начало их формирования совпало  с периодом перехода РФ к  новым экономическим отношениям.

     Наиболее важное значение принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской  Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

        Внебюджетные  фонды – одна из форм перераспределения  и использования национального  дохода государства на определенные  социальные и экономическое цели.

     Необходимость  образования государственных внебюджетных  фондов заключается в следующем.

     К началу 2006г.  доходы 20млн россиян был ниже прожиточного минимума.

     Задача общества  – поддержать существование лиц,  нуждающихся в помощи.

     В этой связи  существует реальная потребность  в целевых финансовых ресурсах  и необходимость их концентрации  на государственном и территориальном  уровнях.

      Наиболее известной формой организации государственных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет ( федеральный, территориальные и местные ).

      Практика  финансирования государственных  расходов из целевых социальных  внебюджетных фондов для финансирования  государственных расходов.

       С помощью  государственных социальных целевых  внебюджетных фондов можно решать  ряд задач:

     ● оказывать социальную помощь и услуги населению путём выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

      ● обеспечивать  восстановление и сохранение  трудоспособности человека;

      ● оказывать  социальные услуги населению  путём финансирования учреждений  социальной инфраструктуры;

      ● финансировать  пенсионное обеспечение.

      Источники  финансирования социальных внебюджетных  фондов имеют как относительно  постоянный, так и временный характер  в зависимости от экономического  и финансового состояния страны.

      Правом  образовывать целевые социальные  внебюджетные фонды обладают  как федеральные органы власти, так и субъектов РФ и муниципальных  образований.

      Целевые  фонды, созданные на федеральном  уровне, как правило, передают  средства в распоряжение территориальных  органов.

      Правовой  основной образования государственных  социальных целевых фондов является прежде всего Конституция РФ и БК РФ.

      Право граждан  России на социальное обеспечение  записано ст.39 Конституции РФ: « Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом».

      Действующие  законоположения допускают создание  целевых и резервных бюджетных  фондов, средства которых в целях  осуществления социальных, экологических  и других программ, ликвидация  последствий стихийных бедствий, проведение иных мероприятий  покрытия дефицита могут передаваться  безвозмездно в виде субвенций,  субсидий и дотаций бюджеты  нижних уровней.

      Государственные  целевые социальные внебюджетные  фонды имеют самостоятельные  источники их формирования, обособленные  от источников формирования бюджета  Российской Федерации и региональных  бюджетов.

     Эти фонды  действуют на основе положений  о фондов утверждённых законодательными органами, либо положений, утверждённых органами исполнительной власти в соответствии с федеральными и региональными законами.

      Контроль  за региональным и целевым  расходованием средств государственных  (федеральных) внебюджетных фондов  осуществляет Министерство финансов  РФ.

      Определённые  полномочия по регулированию  деятельностью указанных фондов  возложены на органы Федерального  казначейства. Главной задачей единой  централизованной системы Федеральное  казначейство является организация  обслуживание государственного  бюджета, а так же регулирование  финансовых отношений между федеральным  бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы в том числе внебюджетных фондов.

      Государственные  внебюджетные фонды в Российской  Федерации имеют социальную направленность  и строго целевое назначение. В зависимости от целевого  назначения государственные внебюджетные  фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические  фонды.

      К государственным  целевым социальным внебюджетным  фондам относятся:

* Пенсионный фонд Российской Федерации;

* Фонд социального страхования Российской Федерации;

* Фонды обязательного  медицинского страхования ( федеральный и территориальные ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды и признаки социальных внебюджетных фондов

 

     Пенсионный  фонд РФ ( ПФ РФ) образован постановлением ВС РСФСР от 22.12.90 и введён в действие с 1 января 1992г. постановлением ВС РФ от 27.12.91. ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельно финансово кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о ПФ РФ, утверждённым Постановление ВС РФ от 27.12.91. ПФ РФ и его денежные средства находятся в собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

     Пенсионный  фонд РФ – это централизованный  фонд пенсионного обеспечения  населения.

     Пенсия –  это гарантированное ежемесячная  денежная выплата для обеспечения  граждан по достижении ими  определённого закона возраста, а так же в случае потери  трудоспособности, потери кормильца.

     Пенсии, пособия  и другие виды социальной помощи  должны обеспечивать прожиточный  уровень жизни.

     Пенсионный  фонд является самостоятельным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствие с законодательством РФ и Положением о пенсионном фонде РФ ( России ), утверждённым постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000г. ).

     Согласно ст.2 вышеуказанного Положения денежные  средства этого фонда находится  в государственной собственности,  не входит в состав бюджетов  других фондов и изъятию не  подлежат.

     Пенсионный  фонд имеет в регионах Российской  Федерации свои отделения.

     Пенсионный  фонд осуществляет следующие  основные функции: 

     ● получении от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

     ● организацию  банка данных плательщикам страховых  взносов в Пенсионный фонд  РФ;

     ●индивидуальный  учёт поступающих в Пенсионный  фонд РФ от работающих граждан  обязательных страховых взносов,  имея в виду в дальнейшем  увеличение размеров государственных  пенсий за счет вносимых гражданами средств;

     ●межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции Пенсионного фонда.

     Указом Президента  РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 «  О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным  обеспечением в Российской Федерации» предусмотрено:

1)Закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий;

     2) Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в течение        2001г. заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочия по назначению и выплате государственных пенсий материально – технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а так же о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

     Таким образом,  Президент, издав Указ, наделил  Пенсионный фонд РФ полномочиями  по начислению и выплате государственных  пенсий (до Указа эти полномочия  принадлежали государственным органам  социальной защиты – собесам,  а Пенсионный фонд осуществлял  лишь финансирование выплат пенсий).

     Конституционный  Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9-П признал, что Указ  Президента РФ «О мерах по  совершенствованию управления государственным  пенсионным обеспечением в Российской  Федерации» в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий не противоречит Конституции РФ.

    Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и территориальных бюджетов.

     Руководство  Пенсионным фондом РФ осуществляется  правлением фонда и его исполнительной  дирекцией. Состав правления Фонда  утверждается Государственной Думой.

     Для контроля  деятельности исполнительной дирекции  Пенсионного фонда РФ, его региональных  органов образуется ревизионная  комиссия.

     В целях  обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000г. создать управления Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России.

     Основными  задачами Управления Пенсионного  фонда РФ в федеральном округе  являются:

     ● координация   и контроль за деятельностью отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;

     ● взаимодействие  с полномочным представителем  Президента РФ;

Информация о работе Экономическое развитие социальных внебюджетных фондов Тамбовской области