Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в 2000-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Делая громкие заявления о необходимости преодолевать сырьевую зависимость, руководители государства уделяют большое внимание поддержанию и развитию экспортного потенциала нефтяной отрасли. И это понятно. Экспорт нефти и нефтепродуктов приносит России до 49% (в 2008 году) валютной выручки. Нефтедоллары остаются основой доходной базы федерального бюджета. Да и нефтяные компании получают основные доходы именно от экспорта. Ориентированная на экспорт транспортная инфраструктура отрасли развивается опережающими темпами. Проблема дефицита экспортных нефтепроводов и терминалов благополучно решена. Серьезно ослаблена транзитная зависимость. Расширена география экспортных маршрутов. Большего и не нужно — возможности экспорта ограничены. Однако правительство продолжает инициировать строительство новых магистралей, рассчитывая в будущем принять обильные транзитные потоки.
Сейчас мировая экономика постепенно выходит из кризиса. Восстанавливается спрос на энергоносители. Российские нефтегазовые компании пользуются ситуацией для увеличения валютной выручки. В нефтяном экспорте четко прослеживается тенденция к перераспределению потоков в направлении дальнего зарубежья.
На фоне изрядно выросших цен на нефть российские компании активно увеличивают экспорт нефти и – еще более высокими темпами – нефтепродуктов.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика показателей экспорта нефти и нефтепродуктов за период 2000-2010гг. 4
1.1. Экспорт нефти 4
1.1.1. Рынки и объемы 4
1.1.2. Экспортные потоки 6
1.2. Экспорт нефтепродуктов 10
1.2.1. Экспортные маршруты 15
2. Характеристика показателей экспорта нефти и нефтепродуктов за I квартал 2010 года 19
2.1. Экспорт нефти 19
2.2. Экспорт нефтепродуктов 21
Заключение 25
Список использованной литературы: 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая отрасль.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

Источник: [5]

      Более чем вдвое выросли экспортные объемы у «Газпром нефти». А ЛУКОЙЛ прибавил за восемь лет всего 10,6%: располагая достаточными мощностями переработки, компания стремится оптимизировать маржу, направляя значительные объемы сырья на свои НПЗ.

      «Татнефть», которую вытеснили с Кременчугского НПЗ, теперь вынуждена направлять больше сырой нефти в ДЗ. Наполовину сократила экспортные поставки «Башнефть» — в Башкирии избыток производственных мощностей переработки, и теперь они контролируются главным акционером нефтедобывающей компании.

      В 2009 году экспортные поставки по системе «Транснефти» сократили четыре ВИНК. Больше всех, на 43,2%, — «Башнефть» (по названной выше причине). Кроме нее — ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «РуссНефть». У двух последних из названных компаний сократились объемы добычи.

    1. Экспорт нефтепродуктов

      Динамика  экспорта российских нефтепродуктов отличается от аналогичных показателей по сырой нефти одновекторностью. Объемы вывоза из России нефтепродуктов из года в год растут.

      Если  экспорт сырой нефти к концу  десятилетия вырос в 1,5 раза, то количество отправляемых за пределы России нефтепродуктов — в 1,9 раза. Но в период с 2000-го по 2004 год экспорт нефти увеличился в 1,8 раза, а экспорт нефтепродуктов — всего в 1,3 раза. Зато за последнюю пятилетку, когда экспорт нефти снизился на 15%, продажи в другие государства нефтепродуктов выросли на 46,4%. (рис. 4)

      

      Рис. 4. Объемы экспорта нефтепродуктов из России (источник: [1])

      Заинтересованность нефтяников в сырьевом экспорте снижается, но на этом фоне растет стремление продавать за рубеж нефтепродукты. Впрочем, при более внимательном рассмотрении выясняется, что и с экспортом нефтепродуктов активность постепенно затухает. Если в 2005 году экспорт нефтепродуктов вырос более чем на 17%, то в 2007-м — на 8,6%, а в 2009-м — на 5,2%.

      Но, в конце концов, возможности не безграничны. Если в 2001 году за рубеж ушло 35,5% произведенных в стране нефтепродуктов, то в 2008 году эта доля выросла до 49,9%.

      О причинах, по которым темпы роста  вывоза из России нефтепродуктов опережают  динамику и производства нефтепродуктов, и экспорта сырой нефти, было сказано выше.

      К смене приоритетов подталкивает существующая фискальная система, которая при экстремально высоких мировых ценах на нефть снижает доходность экспорта сырья относительно переработки и тем более реализации нефтепродуктов на внешних рынках.

      Кстати, взрывной рост экспорта нефтепродуктов в 2005 году отражает реакцию нефтяников на значительные перемены в фискальной политике: 20%-ное увеличение ставки НДПИ, установление таможенных пошлин на сырую нефть на уровне 60% от цены Urals и понижающие коэффициенты для нефтепродуктов (в настоящее время 0,7 от ставки пошлины на экспорт нефти на светлые и 0,4 на темные).

      В абсолютных цифрах экспорт нефтепродуктов из России вырос с 62,6 млн. тонн в 2000 году до 120,6 млн. тонн в 2009-м. При этом доля нефтепродуктов в совокупном объеме экспорта нефти и нефтепродуктов выросла с 30,2% до 34,2%.

      В среднем, 95% экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. Объемы устойчиво растут: с 60,8 млн. тонн в 2001 году до 115,4 млн. тонн в 2009-м. В целом за период — в 1,9 раза (что соответствует общей динамике).

      За 2009 год объем экспорта нефтепродуктов в ДЗ вырос на 7%. При этом доля ДЗ выросла до 96% по сравнению с 93% в 2008 году.

      Объем экспорта российских нефтепродуктов в  СНГ за период с 2001 года увеличился в 2,07 раза. И это притом что за 2009 год поставки в этом направлении сократились на 38,4% (с 7,79 до 5,18 млн. тонн). Впрочем, более высокая за период динамика экспорта в СНГ отнюдь не свидетельствует о предпочтениях экспортеров. Во-первых, объемы не велики. А во-вторых, в принятом за базу отсчета 2001 году произошел резкий спад поставок — до 2,5 млн. тонн по сравнению с 3,5 млн. тонн годом ранее.

      Стоит также отметить, что в 2008 году произошел  разовый всплеск экспортной активности в СНГ: объемы выросли почти на треть, а на следующий год произошел столь же мощный откат. Можно предположить, что связано это с реагированием бизнеса на обвал цен на нефть.

      Выручка России от экспорта нефтепродуктов выросла  с $10,9 млрд. в 2000 году до $78,33 млрд. в 2008 году. Кризисный 2009 год сломал красивую динамику роста: экспорт нефтепродуктов принес всего $46,8 млрд. — на 40% меньше, чем в самом «урожайном» 2008 году.

      В целом за 2000-е годы экспорт нефтепродуктов принес стране $320 млрд. Это более 30% совокупной валютной выручки России от экспорта нефти и нефтепродуктов.

      Любопытно, что средняя цена тонны нефтепродуктов, поставленных в СНГ, выше соответствующего показателя экспорта в ДЗ. Например, в 2009 году разница составляла $13,9 за тонну (3,6%). Эта разница объясняется качественной структурой поставок: импортерам из дальнего зарубежья малоинтересны наши светлые нефтепродукты, зачастую не отвечающие современным европейским требованиям.

      Еще более красноречиво ситуацию характеризует сравнение цен на продаваемые в дальнее зарубежье нефтепродукты с ценами на экспортируемую туда же сырую нефть. В 2009 году тонна нефтепродуктов стоила на 7,8% (на $32,6) дешевле сырой нефти. Причем, «уценка» (за порчу нефти?) растет. В начале 2000-х она составляла порядка 2,5%, в 2007 году выросла до 4,4%, а в прошлом году достигла 7,8%.

      Правда, на десятилетнем отрезке все же было два года, когда нефтепродукты в ДЗ продавались, в среднем, чуточку дороже сырой нефти (на 0,9% в 2005 году и на 0,1% в 2006-м).

      Цифры неумолимо опровергают миф о постепенной переориентации отечественной нефтянки с сырьевого экспорта на заработок валюты на продажах продукции с высокой добавленной стоимостью. Зачастую российские нефтепродукты западные покупатели рассматривают всего лишь как сырье для дальнейшей переработки, приобретаемое с некоторым дисконтом. Похоже, такое положение всех устраивает.

      Возвращаясь к истории со значительным удешевлением в 2009 году вывезенных в ДЗ нефтепродуктов относительно экспортной цены нефти, стоит назвать причины. Прежде всего, основой российского экспорта в ДЗ нефтепродуктов был и остается мазут.

      Он  давно уже продается нашим  западным покупателям с довольно стабильной, примерно 30%-ной скидкой к цене сырой нефти (благо более щадящие таможенные пошлины позволяют это сделать). В этом смысле ничего не изменилось. Но в условиях кризиса светлые нефтепродукты для ДЗ подешевели более серьезно, чем исходное сырье (бензин подешевел на 46%, дизельное топливо — на 48,2%, а нефть — только на 39,7%). Соответственно, и традиционная скидка на мазут на этот раз проявилась более ярко.

      В 2002 году на экспорт ушло по 55% произведенного в России дизельного топлива и  мазута, а автомобильного бензина — 10,4%. В 2006 году из России было вывезено уже 80% всего мазута, экспортная доля дизельного топлива практически не изменилась (56% от производства), а экспортная доля автомобильного бензина расширилась до 18%.

      В 2009 году за рубеж был отправлен практически весь произведенный за год мазут. Доля экспортируемого дизельного топлива остается стабильной — 55,6%. А пропорции по автомобильному бензину изменились в пользу внутреннего рынка (на экспорт ушло 12,6% производства).

      За  последние четыре года прирост экспорта нефтепродуктов на 75% обеспечен увеличением продаж за рубеж мазута. Причем, за исключением 2009 года этот вклад неудержимо рос: с 29% в 2006 году до 92,6% в 2007-м и 132,4% в 2008-м (в последнем случае за счет мазута был не только полностью обеспечен рост экспорта нефтепродуктов, но и сокращение поставок по другим нефтепродуктам). В 2009 году прирост экспорта нефтепродуктов обеспечен вкладом мазута на более умеренные 46%.

      Осенью 2006 года на правительственной комиссии по ТЭК обсуждался доклад Минтопэнерго, посвященный развитию транспортной инфраструктуры. Было заявлено, что экспорт мазута должен сократиться к 2010 году до 30 млн. тонн. На практике получили более чем двукратный рост. [1]

      Пожалуй, комментарии излишни. Чиновники и бизнес рапортуют о расширении экспорта готовой продукции. Политики радуются мнимым успехам, символизирующим переход от сырьевой зависимости к выпуску конечной продукции, пользующейся спросом за рубежом. «Растет экспорт всех видов российских топливно-энергетических ресурсов, развивается экспорт нефтепродуктов, замещающий экспорт сырой нефти» — это цитата из ЭС- 2030. В действительности же, проблемы усугубляются.

      Структура российского экспорта нефтепродуктов неуклонно ухудшается. Доля мазута выросла с 32,7% в 2001 году до 53% в 2009-м. Доля бензина снизилась за этот период с 5,6% до 3,7%, дизельного топлива — с 36,4% до 31,1%. (рис. 5)

      

      Рис.5. Структура российского экспорта нефтепродуктов (источник: [3])

      Изменить  ситуацию способна корректировка таможенной политики. Пока вывоз светлых нефтепродуктов будет наказываться более высокими ставками таможенных пошлин, мазут будет оставаться главным и чрезвычайно выгодным экспортным нефтепродуктом. Однако выравнивание таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты произойдет не раньше 2012 года. Такое волевое решение принял премьер-министр В.Путин.

      1. Экспортные  маршруты

      В логистике светлых нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина, керосина) значительную роль играет «Транснефтепродукт». По трубопроводной системе этой дочерней компании государственной «Транснефти» перемещается до 57% производимых в России нефтепродуктов. В 2009 году было транспортировано 28,4 млн. тонн нефтепродуктов (годом ранее — 28,4 млн. тонн), в том числе на экспорт — 19,7 млн. тонн.

      К системе нефтепродуктопроводов, имеющей протяженность около 19,5 тыс. км, подключено 15 российских НПЗ и два завода в Белоруссии. Нефтяники охотно сотрудничают с «Транснефтепродуктом», предоставляющим самый экономичный способ доставки продукции: тарифы ТНП не могут превышать 0,7 платы за соответствующие перевозки по железной дороге. В то же время пропускная способность нефтепродуктопроводов (около 59 млн. тонн) используется менее чем наполовину.

      Непосредственно по трубам нефтепродукты поставляются в Белоруссию, Казахстан, Украину, Латвию и Венгрию. Однако до недавнего времени у России практически не было собственной инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов через свои морские порты. Единственным исключением был Санкт-Петербургский терминал, соединенный трубой с заводом в Киришах и способный обеспечивать отправку на экспорт светлых нефтепродуктов в объеме до 3 млн. тонн в год.

      В то же время через Вентспилский морской  порт в Латвии, совладельцем которого (с долей 34%) является ТНП, шло до 4550% объемов российского экспорта нефтепродуктов в Европу. Российское правительство, стремящееся минимизировать транзитные риски, активно занимается созданием собственной инфраструктуры для транспортировки нефтепродуктов через морские порты. К 2015 году правительство намерено почти весь российский экспорт нефтепродуктов (95%) осуществлять через отечественные порты.

      В 2008 году были введены в эксплуатацию экспортный магистральный нефтепродуктопровод Кстово (Второво) — Ярославль — Кириши — Приморск и терминал по перевалке светлых нефтепродуктов в порту Приморска (проект «Север»). Порт на побережье Финского залива оптимален с точки зрения использования крупнотоннажных танкеров.

      Комплекс  спроектирован на пропускную способность нефтепродуктопровода и мощность терминала 24,6 млн. тонн в год. Производительность первого пускового комплекса — 8,4 млн. тонн в год. Перспективы дальнейшего расширения проекта «Север» пока не ясны. Они будут зависеть от спроса на соответствующие транспортные услуги со стороны НПЗ. Пока и задача полного заполнения первого пускового комплекса решена только на бумаге.

      Ситуацию  осложняет то, что этот маршрут  ориентирован на экспорт дизельного топлива Евро- 5, доля которого в отечественном  производстве невелика. К тому же с 2010 года Евросоюз ужесточил требования к качеству топлива, наложив запрет на ввоз и использование дизтоплива 2000 ppm. Наиболее востребованным стал продукт с содержанием серы не более 0,1% (1000 ppm). Естественно, такие ограничения создали дополнительные проблемы даже на тех производствах, которые уже выпускают дизтопливо Евро-5.

Информация о работе Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в 2000-х гг