Экспортный факторинг. Форфейтинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 06:53, реферат

Описание работы

Сегодня большие возможности для предприятий открывают мировые рынки. Внедриться и работать на них можно, предлагая не только продукт и сервис, соответствующий принятым стандартам, но и условия оплаты. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа. В данной работе я опишу наиболее часто используемые на Западе и развивающиеся у нас в стране финансовые инструменты – экспортный факторинг и форфейтинг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1 Факторинг…………………………………………………………………….4
Понятие и сущность экспортного факторинга………………………...4
Виды и типы факторинговых операций………………………………..7
Факторинг во внешнеэкономической деятельности………………….11
Выгоды участников факторингового соглашения……………………15

2 Форфейтинг…………………………………………………………………19

2.1 Понятие и сущность форфейтинга…………………………………….19

2.2 Участники, объекты и инструменты форфейтинга…………………..20

2.3 Основные направления развития форфейтинга………………………23

2.4 Техника совершения форфейтинговой сделки……………………….26

2.5 Основные характеристики форфейтинговых операций……………...33

3 Сравнительная характеристика, проблемы и перспективы развития факторинга и форфейтинга в России и за рубежом………………………..36

Заключение……………………………………………………………………38

Список использованных источников………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 93.67 Кб (Скачать)

 

2 Форфейтинг

 

2.1 История возникновения и развития форфейтинга

 

Форфейтинг возник после  второй мировой войны. Несколько  банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для  финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция  между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры  мировой торговли в пользу дорогостоящих  товаров с относительно большим  сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих  сделок.

По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие африканские, азиатские, а  также латиноамериканские страны стали  более активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели  все труднее предоставляли кредиты  за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих  сделок. Основные европейские финансовые институты приняли на себя обязательства  по оплате за произведенные поставки и предоставили необходимое финансирование западным экспортерам. Первоначально  форфейтирование осуществлялось коммерческими  банками, но по мере увеличения объема операций “а-форфе” стали создаваться  также специализированные институты. В настоящее время значительная часть форфейтингового бизнеса  сконцентрирована в Великобритании, Швейцарии и Германии.

Истоки форфейтинга в  России относятся к началу 60-х  годов XX столетия в то время, когда  экономики стран Восточной Центральной  Европы стали испытывать потребность  в западных товарах и технологиях  и при этом не имели достаточного объема твердой валюты, чтобы поддерживать такой импорт.

Производители, расположенные  на Западе, особенно в Западной Германии, с нетерпением ждали расширения своих рынков на так называемый коммунистический блок. Они были готовы предоставлять  финансирование на период до пяти лет  под импорт средств производства в эти страны. Интересно, что во времена СССР внешнеторговые контракты  проводились с помощью форфейтинговой схемы очень часто. Основным (если не единственным) игроком на этом рынке  был Внешторгбанк СССР. Он вполне эффективно обеспечивал российским предприятиям денежный поток, а сам участвовал даже в операциях на вторичном  рынке форфейтинговых обязательств.

Российские банки занимались дисконтированием платежных обязательств по экспортным контрактам для российских компаний до введения в действие закона "О валютном регулировании и  валютном контроле" в октябре  1992 г. Затем с принятием закона операции с платежными обязательствами, выполняющими функцию средства платежа по внешнеторговым контрактам, стали затруднены, и банки перешли на привлечение средств для финансирования экспортных контрактов своих клиентов под собственное имя путем выпуска собственных векселей. 
В некоторых случаях векселя стали простым механизмом фондирования, не связанным с внешнеторговыми сделками. Именно реализация векселей, выпущенных российскими банками, стала ассоциироваться в России с понятием форфейтинговой операции.

В настоящее время форфейтингового  рынка как такового в Российской Федерации нет, поскольку банки  пока не имеют желания и опыта  работать по схемам форфейтинга, особенно в случае среднесрочных рисков. Более  того, банки и не могут выступать  в роли форфейторов, поскольку существует ряд законодательных ограничений. Тем не менее, банки серьезно подходят к данному виду деятельности, и  некоторые из них ведут большую  работу в данном направлении. Основные игроки - London Forfaiting Company, имеющая представительство  в Москве, германский банк WestLB, у  которого в России есть дочерний банк - «ВестЛБ Восток» и Промсвязьбанк, который вступил в МФА [9].

 

2.2 Понятие форфейтинга, его участники, объекты и инструменты

 

Форфейтинг (от франц. a forfai - целиком, общей суммой) - покупка  форфейтером у экспортера денежных требований к импортеру (дисконтирование), как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг без  права обратного требования (регресса) к экспортеру. Это означает, что  покупатель долга (форфейтер) принимает  на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности  получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства  происходит, естественно, со скидкой.

Выкупаемое долговое обязательство  импортера обычно оформляется в  тех видах обязательств, которые  регулируются международными нормативными документами, и которые несут  в себе полное, безусловное, безотзывное  и полностью переводимое обязательство  с подтверждением банка или государственной  структуры в стране импортера. Обязательство  является безусловным и безрегрессным, что означает, во-первых, что оно  перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного  товара, а во-вторых, безрегрессность  означает невозможность для форфейтера обратить к экспортеру требование о  погашении задолженности покупателя. При этом на форфейтера переходят  все риски сделки — страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке. Ставка дисконта фактически отражает стоимость заимствования для покупателя и его страны на международном финансовом рынке [10].

Форфейтинг интересен  всем, но ориентирован в основном на импортера. Экспортер заинтересован  сбыть свой товар, работу или услугу, импортер заинтересован приобрести товар, работу или услугу в рассрочку. Кроме того, в современной конкурентной ситуации импортер из страны «развивающегося» рынка предпочтет иметь дело с  поставщиком, предлагающим более простую  и удобную для импортера схему  финансирования. Банк импортера, выступая гарантом платежа (либо эмитентом аккредитива), получает за это соответствующее  вознаграждение, в чем и состоит  его интерес. Банк экспортера обычно осуществляет предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке.

Форфейтинг интересен  тем российским предприятиям, которые  занимаются импортом и получают от продавца торговые кредиты. Экспортер, продавая обязательства покупателя банку импортера (форфейтеру), получает деньги за свою продукцию сразу, направляет их на развитие бизнеса, а импортер в дальнейшем рассчитывается с форфейтером. Форфейтинг применяется практически  эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций.

Наиболее привлекательные  в плане торгового финансирования отрасли – это медицина и фармацевтика, строительство, деревообработка, полиграфия, горнодобывающая отрасль и сельскохозяйственное производство, услуги инвестиционного (капитального назначения и сфера  информационных технологий. То есть в  первую очередь те отрасли, которые  требуют перевооружения, обновления основных средств. Что касается проектов, то наибольшая вероятность финансирования у тех, которые имеют объективные  предпосылки для практической реализации. Срок финансирования, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный  срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтора, составляет не менее 6 месяцев, а максимальный - до 11 лет (чаще всего - 3-7 лет). Как правило, суммы форфейтинговых контрактов не опускаются ниже 100 тыс. долларов.

Таким образом, механизм форфейтинга  используется в двух видах сделок:

-в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

-в экспортно-импортных сделках - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит российскому импортеру.

К числу инструментов форфейтирования  принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Но не все из этих инструментов в  равной степени применимы в России сегодня.

Наиболее удобным и  эффективным инструментом форфейтирования  за рубежом считается вексель: для  банка импортера нет необходимости  выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток  импортера найти ничтожные расхождения  в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать  цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.

В России же сделки и совершаются, то и с векселями, и с аккредитивами. Аккредитив, как известно, - это расчетный  или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств  оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить  предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым  обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

Сложность валютного и  таможенного регулирования трансграничного  оборота внешних ценных бумаг  в Российской Федерации (да привычка отнесения векселя к ценным бумагам, не смотря на то, что он используется и как расчетное средство) не позволяет  российским экспортерам в настоящее  время широко использовать традиционные финансовые инструменты, такие, как  тратты и простые векселя.

Также при использовании  векселей у экспортеров могут  возникнуть проблемы с налоговым  законодательством, ведь если следовать  ему буквально, авансовый платеж считается единственно возможной  формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку  нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив — нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки  всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы контракта, включая дисконт, и только потом сумма дисконта перечисляется форфейтору, что увеличивает  издержки на перечисление средств.

С другой стороны, некоторые  крупные российские финансовые институты  могли бы обойти законодательные  преграды, заключая сделки через свои западные дочерние структуры. В дальнем  зарубежье, к примеру, их имеют Альфа-банк, Внешторгбанк (ВТБ), Промсвязьбанк и Росбанк. Однако такую возможность российские банки не используют, в лучшем случае выступая в роли агентов по привлечению клиентов для зарубежных форфейтеров. Проблема заключается в высоких рисках. Российская экономика, да и политическая ситуация не стабильны, что влияет на устойчивость предприятий-импортеров. В роли агентов сегодня активно работают лишь ВТБ и Внешэкономбанк.

Некоторые российские финансовые институты проводят «псевдофорфейтинговые» операции. Так, в Номос-банке довольно часто собственные векселя продают  зарубежным форфейтерам, направляя  при этом полученные средства на финансирование конкретных экспортно-импортных сделок своих клиентов. Таким образом, они  получают доступ к более дешевым  западным ресурсам и предоставляют  ссуды заемщикам на привлекательных  условиях. А если бы банк стал предоставлять  форфейтинговые услуги в чистом виде, пришлось бы использовать собственные  средства и финансирование обходилось бы клиентам на 2-3 процентных пункта дороже [19].

 

 

          2.3 Основные направления развития форфейтинга

 

В последние годы развитие форфейтинговых услуг в странах  с развитой рыночной экономикой шло  по следующим основным направлениям.

1)Вторичный рынок и ннвестиции в форфейтинговые активы.

Покупая активы, форфейтер  совершает инвестирование. Возможно, он вовсе не желает держать свои средства в подобной форме в течение  длительного времени, а наоборот, стремится к перепродаже инвестиции другому лицу, также становящемуся  форфейтером. На основе этой последующей  перепродажи долгов возникает вторичный  форфейтинговый рынок.

Форфейтер может перепродать  часть активов, находящихся в  его собственности, поскольку природа  сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель  со своим сроком погашения. Один или  несколько из этих векселей могут  быть проданы.

Не следует думать, что  первичный и вторичный форфейтинговые рынки сильно разграничены. На самом  деле одни форфейтеры, оперируя на вторичном  рынке, остаются держателями определенного  портфеля форфейтинговых ценных бумаг, а другие, мало связанные с первичным  рынком, могут быть активными трейдерами на вторичном. На обоих рынках действуют, как правило, юридические лица. Вложения в форфейтинговые активы частными лицами встречаются довольно редко, поскольку  далеко не каждым инвестор обладает солидным портфелем, позволяющим нести сопутствующие сделкам этого рода политические и экономические риски.

Зачастую непосредственной передачи форфейтинговых бумаг новому владельцу не происходит. Он знает  стоимость бумаг, сроки их обращения, знает гаранта, но не первоначального  эмитента. В этом случае предыдущий владелец по истечении срока действия ценных бумаг собирает платежи и  переводит их новому владельцу. Чем  же объясняется подобная секретность  на вторичном форфейтинговом рынке?

Информация о работе Экспортный факторинг. Форфейтинг