Эластичность спроса: и ее измерение и использование в рыночной стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и свойства эластичности спроса;
2. Изучить факторы ценовой эластичности спроса;
3. Рассмотреть применение теории эластичности;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Эластичность спроса ……………..………………………………...6
1.1. Виды эластичности спроса ……………………………………………...6
1.2. Измерение эластичность спроса ………………………………………17
1.3. Применение теории эластичности ……………………………………19
Глава II. Применение теории эластичности спроса в рыночной стратегии
2.1. Отрасли применения…………………………………………………….25
2.2. Разработка стратегии предприятия……………………………………26
Заключение …………………………………………………………………....28
Список литературы……………………………………………………………30
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

эластичность спроса (курсовая).docx

— 119.92 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ                                                                     «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ    УНИВЕРСИТЕТ»                                                                  

ЯМАЛЬСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                               по дисциплине микроэкономика

Тема: Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новый Уренгой

2011 г.

          Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава I.   Эластичность спроса   ……………..………………………………...6

1.1.  Виды эластичности спроса ……………………………………………...6

1.2.  Измерение эластичность спроса ………………………………………17

1.3. Применение теории эластичности  ……………………………………19

Глава II. Применение теории эластичности спроса в рыночной стратегии

2.1. Отрасли применения…………………………………………………….25

2.2. Разработка стратегии  предприятия……………………………………26

Заключение …………………………………………………………………....28

Список литературы……………………………………………………………30

Приложение……………………………………………………………………31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса. 
         Задачи:  
         1. Рассмотреть сущность и свойства эластичности спроса;  
         2. Изучить факторы ценовой эластичности спроса; 

3. Рассмотреть применение теории эластичности;

4. Охарактеризовать практическое применение концепции эластичности спроса в рыночной стратегии.

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. 

 В  данной курсовой работе рассматривается эластичность спроса  и направление ее изменения. 

Эластичность – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о  том на какую величину измениться объем спроса при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, —  важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно  более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

В курсовой работе рассматривается  эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет  оценить влияние перечисленных  показателей на спрос, а также  теория потребительского выбора, которая  объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими  доходы в целях максимального  удовлетворения своих потребностей.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов  потенциальных потребителей, а также  цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию  фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и  продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения  фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится  величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к  ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы важно  определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение  цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.   Эластичность спроса  

1.1.Виды эластичности

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность. Рассмотрим их более подробно.

Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса показывает на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер  равен:                                                       

(1)

где  Q —  изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

«р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам  или какой-то другой экономической  величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для  оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального  порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:            

 

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению  величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению  величины спроса.

На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а  снижение цены с Рдо Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Qдо Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Рис. 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Рдо Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с  3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

Рис. 1.1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

Существует два крайних  случая. Первый случай — существование  только одной цены, при которой  товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

 

Рис. 1.2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно  неэластичного спроса (рис. 1.2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

  — спрос эластичен;  

      — спрос неэластичен;

       — спрос с единичной эластичностью.

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

1.Наличие товаров-заменителей.

Чем их больше, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен  на заменяющие и заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор  в сторону более дешевых. Напротив, отсутствие товаров-заменителей (в  силу специфики самого товара, на монопольном  рынке и по другим причинам) предопределяет абсолютную или относительную неэластичность спроса. Особым случаем степени заменяемости товара фактически является проблема определения границ его сходства и различия по отношению к другим товарам: чем шире круг конкретных предметов, считаемых нами однотипными и охватываемыми данным понятием, тем меньше эластичность спроса на такую группу.

Например, известно, что спрос  на хлеб в нашей стране неэластичен. Однако если от понятия "хлеб в целом" перейдем к различению понятий "черный хлеб" и "белый хлеб" , а затем к рассмотрению уже по отдельности спроса на различные сорта черного и белого хлеба, да еще если рассмотреть как самостоятельный вид товара, например, бородинский хлеб, продающийся в определенной области, городе, районе и даже конкретной булочной, то, проведя соответствующие наблюдения и исследования, будет видно, что с последовательной конкретизацией понятия "хлеб", а фактически - с сужением круга охватываемых этим понятием товаров коэффициент эластичности спроса будет постоянно возрастать. Так что владелец конкретной булочной, решивший существенно поднять цену на конкретный сорт хлеба, продающегося в его магазине, может обнаружить по реакции покупателей, что коэффициент эластичности спроса на данный товар значительно выше единицы, особенно если у него достаточно заменителей, да и другие булочные, торгующие по прежним ценам, находятся неподалеку.

2. Значимость продукции  для потребителя.

Представляется целесообразным подразделять продукты на три группы:

· товары и услуги первой необходимости;

· регулярно используемые товары, но не являющиеся необходимыми;

· относящиеся к категории  роскоши.

Очевидно, что с ростом номера группы возрастает и эластичность спроса. Действительно, нельзя обойтись без транспортных услуг в крупном  городе, но повышение цен на услуги химчистки или прачечной вынуждает  потребителя существенно сократить  пользование ими и стирать  и чистить одежду в домашних условиях. Тем более рост цен на золото позволяет  исключить его из статей расхода  потребителя. Следует, однако, иметь  в виду, что значимость одной и  той же продукции различна для  разных групп населения: социальных , территориальных, возрастных. Например, спрос на резиновые сапоги для детей менее эластичен, чем для взрослых, или более эластичен в городе, нежели в деревне, поскольку в деревне без них не обойтись и для детей они являются товаром почти первой необходимости.

3. Удельный вес затрат  на продукцию в расходах потребителя  (удельный вес дохода потребителя,  приходящегося на приобретение  данной продукции).

Считается, что чем больше удельный вес затрат на какую-либо продукцию  в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса на нее. Необходимо уточнить, что это утверждение  верно, если принимать во внимание степень  постоянства действия данного фактора  и значимости продукции для потребителя. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты  на нее невелики. Поэтому повышение  цен на данную продукцию не приведет к изменению величины спроса на нее. Однако, если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на который достаточно высоки в бюджете семей, величина спроса на него снизится. Это может существенно отразиться на величине коэффициента эластичности. Рост же цен на предметы роскоши надо анализировать в связи с доходами наиболее оплачиваемых групп населения, поскольку спрос на них в группах с низким уровнем доходов будет абсолютно неэластичен. Но и для лиц с высокими доходами в краткосрочном периоде может упасть спрос и, следовательно, вырасти коэффициент его эластичности по цене.

Информация о работе Эластичность спроса: и ее измерение и использование в рыночной стратегии