Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:27, реферат

Описание работы

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Работа содержит 1 файл

эластичность РЫНОЧНОГО СПРОСА.docx

— 101.74 Кб (Скачать)

1.2 Факторы, влияющие  на эластичность спроса

ГЛАВА 2. Эластичность предложения

2.1 Понятие эластичности  предложения

2.2 Факторы, влияющие  на эластичность предложения

ГЛАВА 3. Практическое применение эластичности

3.1.Ценовая политика  фирмы

3.2 Государственная  налоговая политика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

 

 

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической  науки. Впервые она была введена  в экономическую теорию А. Маршаллом  и представляет собой выраженное в процентах изменение одной  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.

 

Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить  выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

 

Для фирмы при  планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно  знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит  от цены товара, доходов потенциальных  потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло  и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

 

С повышением цен  на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к  снижению спроса на изделия фирмы. В  то же время с ростом доходов населения  фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

 

Однако нас  интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как  изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение  цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы  важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение  цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Актуальность  темы работы объясняется тем, что  эластичность имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую  величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, -- важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Целью работы является исследование теории эластичности спроса и предложения, а также определение  области практического ее применения.

.

 

Глава 1. Эластичность спроса

 

1.1 Понятие и  виды эластичности спроса

 

 

Спрос - это зависимость  между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и  желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

 

Для характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для анализа  многих других зависимостей, в экономике  используется так называемая функция  эластичности, отражающая степень чувствительности изменений одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов  изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины.

 

Примером может  служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

 

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:

 

(1.1.1)

 

где ?Q -- изменение  величины спроса, %;

 

?Р -- изменение цены, %;

 

"Р" в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене .

 

Аналогично можно  определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.

 

Показатель ценовой  эластичности спроса для всех товаров  является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто  используется абсолютная величина показателя, то есть знак "минус" опускается. Например, снижение цены хозяйственного мыла на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Используя формулу 1.1.1, можно рассчитать показатель эластичности:

 

,

 

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с  относительно эластичным спросом (См. Рис. 2в). Иными словами, изменение  цены в данном случае приведет к  большему количественному изменению  величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен (См. Рис. 2а). В этом случае изменение  цены повлечет за собой меньшее изменение  величины спроса.

 

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о  единичной эластичности (рис 2б). В  этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению  величины спроса.

 

Рис. 1. Виды эластичности спроса

 

Существует два  крайних случая. Первый случай -- существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 3, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным. Другой крайний случай -- изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 3б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись.

 

Рис. 2. Абсолютно  эластичный и абсолютно неэластичный спрос.

 

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

 

1<¦Е¦< ? - спрос эластичен;

 

0<¦Е¦< 1 - спрос  неэластичен;

 

¦Е¦=1 - спрос с  единичной эластичностью.

 

Реакция величины спроса на изменение в цене--наиболее общее, но не единственное применение такого ключевого понятия как эластичность. Поскольку величина спроса на товар является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, т.е. она может быть использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса. После цены другим таким важным условием является доход потребителей (остальным видам эластичности, например, по вкусам, по ожиданиям, сложно дать количественную оценку). Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся -- в товарах длительного пользования. Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

 

где ?Q и QСР -- приращение и средняя величина спроса,

 

?I и IСР -- приращение и средняя величина дохода.

 

Эластичность  спроса по доходу выступает в следующих  основных формах:

 

· положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши (рис. 2);

 

· отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;

 

· нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно  к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

 

Эластичность  спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может  быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. Немецким статистиком  Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей

 

Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Еd таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель -- безусловно, блага низшего порядка. Таким образом необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода. На рис. 4 изображены графики зависимости Q от I при различных значениях эластичности спроса по доходу:

 

Рис. 3. Эластичность спроса по доходу

 

1. Спрос на  неэластичные блага увеличивается  с ростом дохода лишь при  низких доходах домохозяйств. Затем  начиная с некоторого уровня I1 спрос на эти блага начинает сокращаться.

 

2. Спрос на  эластичные блага (например предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.

 

3.´. Спрос на  некачественные блага вначале  увеличивается, но начиная со  значения I3 сокращается.

 

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для  определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент  перекрестной эластичности (Ec) -- это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

 

 

Значение коэффициента перекрестной эластичности спроса зависит  от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

 

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав  коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти  два вида хлеба являются взаимозаменяемыми  товарами.

 

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие  расчеты помогут оценить решения  по изменению цен на выпускаемую  продукцию.

 

1.2 Факторы, влияющие  на эластичность спроса

 

 

К факторам, влияющим на эластичность спроса, относятся  следующие:

 

1. Наличие заменителей.  Чем больше хороших заменителей  данного продукта предлагается  потребителю, тем эластичнее бывает  спрос на него. Например, спрос  на любой сорт кофе эластичен,  потому что другие сорта являются близкими заменителями. При отсутствии у товара близких заменителей спрос на него будет неэластичным. Например, общий спрос на бензин неэластичен, потому что у него нет близких заменителей.

 

2. Удельный вес  в доходе потребителя. Чем большее  место занимает продукт в бюджете  потребителя при прочих равных  условиях, тем выше будет эластичность  спроса на него. Если общие  затраты (в неделю или в месяц)  на товар или услугу составляют  малую часть дохода домохозяйства,  то спрос на них будет неэластичным. Например, увеличение цены коробки  спичек на одну копейку считается  небольшим. На самом деле в  процентном отношении это довольно  большое увеличение. Но на величину  спроса оно окажет очень незначительное  влияние. Поэтому спрос на спички  неэластичен; то же самое можно  сказать о столовой соли, шнурках  для ботинок и заколках для  волос.

Информация о работе Эластичность спроса