Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:27, реферат

Описание работы

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Работа содержит 1 файл

эластичность РЫНОЧНОГО СПРОСА.docx

— 101.74 Кб (Скачать)

 

III. Применение теории эластичности

 

 

 

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью:

1. Переговоры об уровне заработной  платы. 

Объединенный  Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству  автомобильной промышленности следует  повысить заработную плату рабочим  и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен  поможет затормозить инфляцию, увеличить  суммарную выручку от продаж и  сохранить или даже повысить прибыли  производителей. Однако представитель  компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется  в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

2. Небывалый урожай.

Исследования  показывают, что спрос на большую  часть сельскохозяйственной продукции  крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря  хорошим погодным условиям или росту  эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как  социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что  сбор очень большого урожая может  быть нежелательным! Для политиков  это означает, что повышение доходов  фермеров зависит от ограничения  фермерского производства (см. гл. 35).

3. Автоматизация. 

Характер воздействия  автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости  частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое  трудосберегающее оборудование, и это  приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем  снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих  будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог  бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

4. Дерегулирование воздушного транспорта.

 Первым следствием  дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.

5. Акцизный налог. 

Выбирая, какие  из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет  до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки и сигареты.

6. Героин и уличная преступность.

Тот факт, что  спрос наркоманов на героин крайне неэластичен, создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдением  законности. Обычный метод, применяемый  для сокращения потребления героина, заключается в ограничении его  поставок в страну. Чтобы сделать  наркотик менее доступным, создаются  препятствия на пути его транспортировки  в Соединенные Штаты. Однако что  произойдет, если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная цена наркотиков резко  повысится, тогда, как количество покупаемого  героина сократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов  и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть  денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности - магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, количество такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить  под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами.

7. Минимум заработной платы. 

Федеральный закон  о минимуме заработной платы не позволяет  нанимателям пленить занятым  у них рабочим меньше чем 3,35 дол. в час. Критики закона утверждают, что введение минимума заработной платы, превышающего ее равновесный уровень, толкает найм назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет. С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона. Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю. Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным.

Эти примеры можно  было бы продолжить, но основная идея уже  ясна.

Эластичность  спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также  дня разработчиков государственной  экономической политики.

Заключение

 

 

Рыночный процесс  состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком  акте участвует продавец, на стороне  которого выступает предложение  товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение  являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и  служат связующим механизмом между  производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые  и неценовые факторы, которые  должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает  рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует  состояние рынка, при котором  величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения  спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также  отметить, что спрос выступает  одним из самых важнейших факторов при формировании экономической  стратегии предприятия, так как  только производство "нужных", пользующихся спросом у покупателей товаров  целесообразно и выгодно с  экономической точки зрения.

Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к  ценовой политике производителей. При  установлении цены на свой товар, а  также при определении ценовых  надбавок или скидок, производитель  должен улавливать те изменения, которые  происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в  ценах происходящие на рынке изменения , это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка . Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений .

На основе выше сказанного можно сделать следующие  выводы. При эластичном спросе с  уменьшением цены общая выручка, об этом упоминалось выше,  увеличивается (уменьшается). То есть мы пришли к выводу, что связь между ценой и  выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный, между ними возникает прямая зависимость. Единичная  эластичность не меняет величину дохода. Эту экономическую взаимосвязь  должен учитывать каждый производитель , чтобы манипулировать ценами , не нанося ущерба своим доходам.

 

 

 

 

 

 

 

Эластичность  спроса

       Эластичность спроса— изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

       Ценовая эластичность

       Согласно закону спроса, потребители  при снижении цены будут приобретать  большее количество продукции.  Однако степень реакции потребителей  на изменение цены может значительно  варьироваться от продукта к  продукту.

       Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения  чувствительности потребителей  к изменению цены продукции.  Если небольшие изменения в  цене приводят к значительным  изменениям в количестве покупаемой  продукции, то такой спрос называют  относительно эластичным или  просто эластичным.

      

       Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому  изменению в количестве покупок,  то такой спрос относительно  неэластичный или просто неэластичный.

      

       Когда процентное изменение цены  и последующее изменение количества  спрашиваемой продукции равны  по величине, то такой случай  называют единичной эластичностью.

      

       Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

      

       Если самое малое снижение  цены побуждает покупателей увеличивать  покупки от нуля до предела  своих возможностей, то такой  спрос является совершенно эластичным.

      

       Свойства эластичности

       Эластичность и ценовые интервалы.Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.

       Эластичность и наклон кривой  спроса.Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.

      

       Изменяющиеся и постоянные эластичные  кривые спроса

       Эластичность определяется на  заданном интервале. Определение  ее на некотором другом интервале  может быть таким же или  измениться в зависимости от  формулы спроса.

       Линейная кривая спроса.Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

       Кривая спроса постоянной эластичности.Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

       Факторы ценовой эластичности  спроса

       1.Заменяемость. Чем больше хороших  заменителей данного продукта  предлагается потребителю, тем  эластичнее бывает спрос на  него. Эластичность спроса на  продукт зависит от того, насколько  узко определены границы этого  продукта.

       2.Удельный вес в доходе потребителя.  Чем больше места занимает  товар в бюджете потребителя,  при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса на  него.

       3.Предметы роскоши и предметы  необходимости. Спрос на предметы  необходимости обычно является  неэластичным, спрос на предметы  роскоши обычно эластичен.

       4.Фактор времени. Спрос на продукт  более эластичен, чем длиннее  время для принятия решений.  Это зависит от привычек потребителя,  долговечности продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

одержание

 

Введение

Глава 1. Эластичность спроса

1.1 Понятие и  виды эластичности спроса

Информация о работе Эластичность спроса