Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие эластичности. Ее сущность и виды…………………………4
Сущность и виды эластичности…………………………………………...4
1.2 Прямая эластичность кривой спроса по цене…………………………...11
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене…………………..15
Глава 2. Эластичность спроса по доходу………………………………………18
2.1 Понятие эластичности спроса по доходу…………………………………18
2.2 Перекрестная эластичность спроса по цене………………………………22
2.3 Перекрестная эластичность по доходу……………………………………25
Глава 3.Эластичность предложения……………………………………………27
3.1 Понятие эластичности предложения……………………………………...27
3.2 Факторы, влияющие на эластичность предложения……………………..29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая Синцовой Марии.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Понятие эластичности. Ее сущность и виды…………………………4

    1. Сущность и виды эластичности…………………………………………...4

1.2     Прямая эластичность кривой спроса по цене…………………………...11

    1.     Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене…………………..15

Глава 2. Эластичность спроса по доходу………………………………………18

2.1   Понятие эластичности спроса по доходу…………………………………18

2.2   Перекрестная эластичность спроса по цене………………………………22

2.3   Перекрестная эластичность по доходу……………………………………25

Глава 3.Эластичность предложения……………………………………………27

3.1   Понятие эластичности предложения……………………………………...27

3.2   Факторы,  влияющие на эластичность предложения……………………..29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников…………………………………………..36

 

 

 

 

 

Введение

В  данной курсовой работе рассматриваются  кривые спроса и предложения и направление их изменения.  Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые  она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. 1

Поэтому понятие  эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос. Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен  на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас  интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как  изменится величина спроса при повышении (понижении) цены на продукцию. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для  фирмы важно определить, какое  в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

 

Глава 1. Понятие  эластичности. Ее сущность и виды

    1. Сущность и виды эластичности

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.2 Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену  Р,  а величину спроса Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

                                                            (1)

где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %; “Р” в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается).3

 

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало  увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

,                         

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с  относительно эластичным спросом. Иными  словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение  цены повлечет за собой меньшее изменение  величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.4

На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а  снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

 

Рис.1 Примеры эластичности спроса


 

 

 

 

 

 

Рис. 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов. Рис. 1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

Существует два крайних  случая. Первый случай — существование  только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

 

Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,

б — спрос абсолютно неэластичен


 

 

 

 

 

 

 

Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п.5

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

  — спрос эластичен;

  — спрос неэластичен;

       — спрос с единичной эластичностью.

 

Необходимо учитывать  два относительно самостоятельных эффекта, влияющих на выбор потребителя при изменении цен:6

Эффект дохода

Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины  покупатель может предъявить возросший  спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения

Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении  цены одного из товаров потребительской  корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

Рис.3 Эффект дохода и эффект замещения по Дж.Хиксу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линия бюджетного ограничения (1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней  находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода.7

Рис.4 Эффект дохода и эффект замещения по Е.Слуцкому

 
Первоначальная бюджетная линия (1) обеспечивает максимальный уровень  полезности U1 в точке А . При снижении цены товара Х новая бюджетная  линия (3) позволит переместить рациональный потребительский выбор в точку С на кривой безразличия U3. Фиктивная бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой соответствует новому соотношению цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует доход, необходимый для обеспечения прежнего благосостояния при новых ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку В характеризует эффект замещения, а из точки В в точку С – показывает эффект роста реального дохода.8

 

    1. Прямая эластичность кривой спроса по цене

Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное  изменение спроса на i -тый товар при изменении его цены. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах к относительному изменению цены:


(2)

 

Поскольку, как  правило, объем спроса с увеличением  цены снижается, D Q / D P < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, перед правой частью (2) часто вводят знак минус. 9

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены:

 


(3)

Информация о работе Эластичность спроса