Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
- характеристика эластичности спроса и её измерения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
- характеристика эластичности предложения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность предложения.
- анализ практического применения теории эластичности

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........4
1.Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие………………….6
1.1 Понятие эластичности спроса и предложения………………………….6
1.2 Ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность по доходу……………………………………………………………………….....10
1.3 Эластичность предложения по цене ……………………………….........13
1.4 Взаимосвязь спроса и предложения……………………………………..15
2. Анализ эффективности применения концепции эластичности спроса и
предложения ……………………………………………………………17
2.1 Ценовая стратегия фирмы……………………………………………...17
2.2 Исследование спроса на товары и их предложение………………. …18
2.3 Классическая и кейнсианская теории вмешательство государства
в экономику……………………………………………………………...20
3. Перспективы практического использования концепций эластичности спроса и предложения……………………………………………………….23
3.1 Практическое использование концепции ценовой стратегии с учетом эластичности предложения………………………………………………….23
3.2 Практическое применение концепции эластичности спроса………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………………32

Работа содержит 1 файл

эластичность спроса.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.

     Различия  в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней белорусской семьи.

     Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса является доступность товара или услуги. Чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него (например, в условиях дефицита) [3, c. 76]. 
 

     1.2 Ценовая эластичность спроса и эластичность спроса по доходу  
 

     Ценовая эластичность спроса показывает на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

     Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:

     

      Ер =                                                                                       (1.1) 

     где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %; "Р" в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Если цена товара снижается  — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто  используется абсолютная величина показателя.

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в  данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса [1, c. 189-190].

     Существует  два крайних случая. Первый случай — существование только одной  цены, при которой товар будет  приобретаться покупателями. Любое  изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис.1.2, а).  

       P  P D

     

              P’ D 
 
 

        Q  Q

           Q’

           а) б)

     Рис.1.2 - Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен  

     Другой  крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис.1.2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.

     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности:

     1 < |Ep|— спрос эластичен;

     0 m |Ep| < 1 — спрос неэластичен;

     |Ep| = 1 — спрос с единичной эластичностью.

     Для того, чтобы измерить эластичность спроса по цене необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

     

                  =:  = *

     (1.2)

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и  объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

     Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

     В общем виде формула для определения  процентного изменения величины спроса DQ будет выглядеть:

     

     

       =  * 100                            (1.3) 
 

     где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены.

      Аналогично для определения процентного  изменения цены DP выбранном интервале получаем:

     

 =  * 100                           (1.4) 
 

     где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

     Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены:

     

        * 100 :  * 100 =  
 
 

     

  =  *                   (1.5) 
 

     Рассчитав коэффициенты эластичности, получим  количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах.

     На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке  неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

     Эластичность  спроса по доходу характеризует относительное  изменение спроса на какой-либо товар  в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:             

                                                                                            (1.6)

     Если  Еi < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

     Если  Еi > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

     Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < Е I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов ( Е I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( Е I = 1), называют товарами второй необходимости. Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.  

     1.3. Эластичность предложения по цене. 
 

     Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или  иной продукции реагирует на изменение  цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

     

       

         :  =    * 

                                                                                       (1.7)

                                                      

     где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; "s" в индексе означает эластичность предложения.

     Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

     Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

     Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным [4, c. 76].

     Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

     Долгосрочный  период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

     Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис.1.3).

      При единичной  эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет  место равновеликое изменение цен  и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.  
 

     Рис.1.3 - Варианты эластичности предложения: кривая А — единичная эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение.

     В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

     При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

     Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены. 
 

Информация о работе Эластичность спроса