Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
- характеристика эластичности спроса и её измерения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
- характеристика эластичности предложения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность предложения.
- анализ практического применения теории эластичности

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........4
1.Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие………………….6
1.1 Понятие эластичности спроса и предложения………………………….6
1.2 Ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность по доходу……………………………………………………………………….....10
1.3 Эластичность предложения по цене ……………………………….........13
1.4 Взаимосвязь спроса и предложения……………………………………..15
2. Анализ эффективности применения концепции эластичности спроса и
предложения ……………………………………………………………17
2.1 Ценовая стратегия фирмы……………………………………………...17
2.2 Исследование спроса на товары и их предложение………………. …18
2.3 Классическая и кейнсианская теории вмешательство государства
в экономику……………………………………………………………...20
3. Перспективы практического использования концепций эластичности спроса и предложения……………………………………………………….23
3.1 Практическое использование концепции ценовой стратегии с учетом эластичности предложения………………………………………………….23
3.2 Практическое применение концепции эластичности спроса………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………………32

Работа содержит 1 файл

эластичность спроса.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     А) желание максимизировать прибыль  и конкуренция заставят предпринимателей создавать новые рабочие места  в разных отраслях, что приведет к полной занятости;

     Б) спрос, в основном, стабилен в силу действия закона Жана-Батиста Сэя, а  значит, его колебания бывают редко;

     Закон Сэя: в процессе производства создается  доход, равный стоимости произведенных товаров и этот доход является спросом на другие товары в том же объеме, т. е. спрос стабилен;

     В) даже если из потока расходов происходят утечки в виде сбережений, они вернутся в том же объеме в виде инвестиций, т.к. на денежном рынке их уравновешивает % ставка, т.е. люди покупают ценные бумаги или открывают депозит, которые превращаются в инвестиции- другой вид расходов. А значит, поток расходов стабилен;

     Г) гибкость зарплаты и цен делают стабильным уровень занятости. Если совокупный спрос упадет, рабочие, ожидая увольнения, станут соглашаться на временное  снижение зарплаты. Издержки фирм упадут и фирмы снизят цены на товары, не сокращая объем производства и занятость

     Классическая  теория использовалась до кризиса 30-х  годов 20 века («Великая депрессия»). Возврат  к ней произошел во второй половине 20 века. Современные неоклассические  теории, такие как, теория рациональных ожиданий, полностью отрицают необходимость государственного вмешательства в экономику, считая, что государственное вмешательство дестабилизирует экономику. Сторонники монетаризма (М. Фридмэн, А. Шульц) считают, что роль государства должна быть ограничена контролем над денежной массой, а сторонники теории экономики предложения (Лаффер и др.) ограничивают роль государства контролем над общей ставкой налога. Если общая ставка налога оптимальна (30-50%), производство расширяется, происходит легализация бизнеса, AS сдвигается вправо, снижаются цены, растет объем производства и занятость, а так же растут налоговые поступления в бюджет (см. кривую Лаффера). 
 
 
 
 
 
 

       
 

        В целом считается, что классическая  теория применима для длительного  периода.

     Кейнсианская теория возникла после кризиса 30-х годов. В 1936 г Д.М.Кейнс опубликовал книгу «Общая теория процента, занятости и денег». Основной постулат этой теории: рыночная система нестабильна, часто возникают кризисы, поэтому государство должно активно вмешиваться в экономику, воздействуя на совокупный спрос, т.к. именно его колебания вызывают нестабильность, поэтому экономика чаще находится «до» уровня полной занятости, т.е. в состоянии спада [14, c. 864].

     Основные  аргументы:

     А) в 20 веке происходит монополизация многих отраслей, а монополии делают цены негибкими. На рынке труда монополией является профсоюз;

     Б) закон Сэя не действует, т.к. полученный доход люди частично сберегают, и  таким образом происходят «утечки» из потока расходов в стране, а значит, совокупный спрос нестабилен;

     В) % ставка не уравновешивает сбережения и инвестиции, т.к. сбережения в виде депозитов не полностью инвестируются  банками (часть этих денег, например, направляется на валютные спекуляции). Также люди имеют склонность частично сберегать в «чулках» - эти деньги не «работают» на экономику. Сбережения в большей мере зависят от дохода, а не % ставки: если доход низкий, а % ставка высокая – люди не будут сберегать. Следовательно, «утечки» в виде сбережений не равны «инъекциям» в поток расходов в виде инвестиций, а значит, спрос не стабилен.

     Г) «эффект храповика» означает, что  цены и зарплата могут повышаться, но не имеют тенденции к снижению. Если спрос на товары упадет, прибыли фирм упадут, и фирмы станут снижать объемы выпуска и занятости. В стране наступит спад.

     Следовательно, государство должно активно влиять на совокупный спрос, самым нестабильным компонентом которого являются инвестиции. На инвестиции можно воздействовать посредством фискальной (бюджетной) политики - через налоги и государственные расходы, а также кредитно-денежной политики - через процентную ставку.

       Самой эффективной считается фискальная (бюджетная) политика, т.к. посредством фискальной политики можно воздействовать напрямую на государственные расходы, через налоги и таможенные пошлины - на инвестиции, потребление, чистый экспорт [15, c. 384].

     Анализируя  эффективность применения концепции  эластичности спроса и предложения  пришли к выводу, что теория имеет важное практическое значение. Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Анализируя положение на рынке, необходимо первостепенное значение уделять оценке и прогнозу конъюнктуры, и в первую очередь таким её элементам, как спрос, предложение и цена. Не малое значение уделяют вопросу о степени вмешательства государства в экономику, и его влияния на спрос и предложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3

    ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦЫЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРАДЛОЖЕНИЯ 
 

    3.1  Практическое использование  концепции ценовой  стратегии с   

          учетом эластичности  предложения. 
     

    Предложение, независимо от того, возникло оно вследствие планового решения или инициативы, является по известному определению одним из основных компонентов хозяйственной деятельности. Оно есть результат процесса производства, если речь идет о товарах и услугах конечного потребления, или одно из звеньев этого процесса, если речь идет о факторах производства или о товарах и услугах производственного потребления.

    В системе императивного планирования экономики предложение предопределено планом, устанавливающим структуру  и объем производства, а также  порядок распределения на данный период. В системе индикативного планирования, или либеральной рыночной экономики, предложение зависит от прогнозов производителей. Вот почему в классической либеральной теории предложение является центральным понятием при анализе экономических механизмов. Идеальная схема развития экономической деятельности основана на проявлении посредством механизма ценообразования закона спроса и предложения. При таком подходе можно полагать, что предложение косвенно

    Предложение ex post, понимаемое в смысле обеспечения рынка вне зависит от спроса и прямо пропорционально цене: чем выше цена, тем больше предложение. В действительности сторонники классической и неоклассической теорий давно спорят о том, можно ли вообще говорить о предложении как о какой-то функции. Различие между предложением ех ante* и предложением ex post* внесло некоторую ясность в эту проблему. зависимости от товарных запасов, представляется как некая данность. И наоборот, предложение ex ante, то есть развертывание процесса производства, за которым последует выставление товаров на рынок, позволяет рассматривать предложение как некую функцию — как нечто зависящее от ожиданий хозяйствующих субъектов в отношении спроса, то есть от возможностей сбыта продукции по ценам, уровень которых должен быть соизмерен с ожидаемой величиной затрат и доходов, связанной с факторами производства, используемыми в определенной пропорции и при заданном результате. Опираясь на упомянутую выше идеальную схему (хотя и не называя ее), сторонники марминализма делают вывод о том, что объем предложения устанавливается на таком уровне, при котором предельная себестоимость произведенной продукции равняется ее цене (в случае предложения ex ante речь может идти только о прогнозируемой цене, полученной в результате сопоставления определенного предложения с определенным уровнем спроса). [16, c. 78]

    • Наблюдаемые факты позволяют  сделать вывод об относительном  характере значения предложения, но не отменяют его существования как  функции либеральной рыночной экономики.

    • Функция предложения, когда она  проявляется, не всегда представляет собой  возрастающую функцию цены. Так, обратную зависимость можно отметить в  сельскохозяйственном производстве, когда  относительное снижение цен заставляет производителя наращивать предложение, чтобы сохранить свой доход, или в области трудовых отношений, когда рост зарплаты толкает трудящихся на сокращение продолжительности рабочего времени, либо вообще приводит к спаду деятельности трудоспособного населения.

    • Если функция предложения проявляется ex ante, по крайней мере в некоторых случаях, текучесть экономики еще не достигает того уровня, когда вступает в действие спрос. Во многих случаях предложение факторов производства или товаров и услуг конечного потребления оказывается недостаточно гибким: невозможность ввиду необходимости соблюдения сроков производства быстро увеличить предложение, когда возникшая в результате спроса цена оказывается особенно привлекательной; трудности, возникающие при попытке снизить предложение, если цена покажется недостаточно выгодной, поскольку продавец не в состоянии дожидаться улучшения конъюнктуры (в таком положении находятся сельскохозяйственные производители, а также наемные работники, живущие на зарплату). Именно в силу отсутствия в экономическом процессе мгновенно и автоматически срабатывающего адаптационного механизма наблюдаются:

    - перекосы более или менее локального  масштаба на некоторых рынках (чередование избытка и дефицита  в предложении сельскохозяйственных  продуктов) или даже всеобщие (феномен инфляции, подстегиваемой спросом);

    - развитие в рамках рыночной  экономики механизмов государственного  вмешательства, призванных содействовать  ex ante лучшей адаптации предложения  к спросу (такова, например, роль  планирования), регуляции рынка (создание  сельскохозяйственных рынков, контроль над картелями, гарантия минимального дохода для лиц наемного труда) [17, c. 99]. 
 

    3.2  Практическое применение  концепции эластичности  спроса 
 

     Проиллюстрируем применение концепции эластичности спроса на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

     Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг: 

     |Хлеб      |0,15 |

     |Говядина     |0,64 |

     |Баранина      |2,65 |

     |Яйца      |0,32 |

     |Электричество  в домах  |0,13 |

     |Табачные  изделия  |0,46 |

     |Газеты  и журналы   |0,42 |

     |Одежда  и обувь    |0,20 | 

     Приведенные данные характерны для экономики  США. Для Беларуси показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.

     Для фирмы важно иметь в виду, что  эластичность спроса на ее продукцию  и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

     Если  фирма при принятии решения о  цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

     Эластичность  спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

     Если  фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

Информация о работе Эластичность спроса