Элементы рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 09:35, реферат

Описание работы

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

Содержание

Понятие «Рынок»
Условия возникновения рынка
Классификация рынка
Элементы рыночного механизма
Анализ развития рынка
Пример определения вида рынка
Регулирование и мероприятия по решению выявления работ

Работа содержит 1 файл

рынок.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

  1. Понятие «Рынок»
  2. Условия возникновения рынка
  3. Классификация рынка
  4. Элементы рыночного механизма
  5. Анализ развития рынка
  6. Пример определения вида рынка
  7. Регулирование и мероприятия  по решению выявления работ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие «Рынок»

    В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

    Экономическое содержание понятия  «рынок». В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого определения, поскольку они относили его к внешним, поверхностным явлениям экономики, а потому использовали преимущественно при характеристике рыночного спроса.

    Первую  попытку дать научную трактовку  рынка через определение места  его дислокации сделал французский  экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А. Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Американский экономист П. Хейне говорил, что рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов. Приведенные определения свидетельствуют о том, что их авторы исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных, или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен и, таким образом, выявляется его важная функция. При этом не следует ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.

    В современной политической экономии, в соответствии с предметом данной науки, при определении сущности рынка на первый план выдвигается  характеристика соответствующей ему системы экономических отношений. Делается также попытка связать сущность рынка с его определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.

    Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить, кто основные субъекты и как возникают и развиваются отношения между ними?

    Суммируя  сказанное, сущность современного рынка  можно определить как совокупность экономических отношений между  домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения. 
 

  1. Условия возникновения  рынка

   Рынок - понятие более широкое и вместительное, чем мы иногда думаем. Это и универмаги, универсамы, разные палатки, где покупают продукты питания, одежда, обувь, товары ежедневного употребления. Существуют рынки, на которых продают и покупают ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовые биржи.

   На  товарных биржах, где продают товары (зерно, цемент, сахар) по стандартным  показателям качества, покупатели и продавцы вступают в конкретные отношения. Два участника, или больше, берут на себя юридические обязательства, которыми определяются их действия и ответственность. Эти и прочие отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров формируют рынки.

   Как явление хозяйственной жизни  рынок появился много сотен лет назад вследствие развития производства и обмена, которые породили товарное хозяйство. Состоялось это через развитие общественного разделения труда, появление экономически самостоятельных, юридически независимых субъектов хозяйствования и перехода от натурального производства к прямому продуктообмену, а потом и к товарному обмену  и рынку.

   Хотя  товарное производство, рынок, конкуренция  существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка — в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

   Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

   Исторические  условия возникновения рынка  были следующими: 

   Первое  условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

   Разделение  труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались  в продуктах земледелия, а земледельцы  соответственно в пище. Обмен все  более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

   Бартер  — одна из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось  совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.  Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

   Второе  условие — это экономическая обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частичных интересов и разделение труда между товаропроизводителями. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограничен-ности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

   Третье  условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определен-ном развитии натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возраста-ющих потребностях, поэтому различные группы произво-дителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натураль-ного хозяйства, образованию товарного производства.

     Наличие подобных предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя.

     Рынок — понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении  людей рынок как место купли-продажи ассоциировался прежде всего с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли и продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.

   В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости  от того, где они происходят. В  данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

   Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок — это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов. 

  1. Классификация рынка
 

   Познание  рынка как экономической категории  невозможно без глубокого анализа  его структуры, то есть элементов, из которых он складывается, и которые взаимодействуют между собою. Для этого следует избрать критерий, за которым можно разграничить элементы рынка. Таких критериев может быть несколько, поскольку рынок есть сложным и разнообразным образованием экономической жизни.

   Классификацию рынков можно провести по следующим  признакам :

   а) по географическому фактору. Можно говорить о рынке внутреннем, когда отношения обмена осуществляются контрагентом на территории своей страны, и внешнем, когда он действует на территории другого государства. В свою очередь, внутренний рынок можно подразделить на ряд региональных рынков;

   б) по объектам купли-продажи.

   В целом рынки можно классифицировать следующим образом:

   рынки потребительских товаров и услуг:

   — рынок продовольственных товаров;

   — рынок непродовольственных товаров;

   — рынок услуг;

   рынки факторов производства:

   — рынок рабочей силы (рынок труда);

   — рынок средств производства;

   — рынок  сырья; рынки недвижимости:

   — рынок  жилья;

   — рынок  земли; финансовый рынок:

   — фондовый рынок;

   — денежный рынок;

   — фьючерсный рынок или рынок срочных контрактов; информационный рынок;

   — рынок  духовно-интеллектуального продукта.

   На  рынке потребительских товаров  происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя — домашние хозяйства.

   В зависимости от объектов продаж такой  товарный рынок подразделяется на рынок продовольственных товаров и промышленных товаров. Рынок продовольственных товаров, или продовольственный рынок, как ясно из названия, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия.

Информация о работе Элементы рыночного механизма