Элементы рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 09:35, реферат

Описание работы

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

Содержание

Понятие «Рынок»
Условия возникновения рынка
Классификация рынка
Элементы рыночного механизма
Анализ развития рынка
Пример определения вида рынка
Регулирование и мероприятия по решению выявления работ

Работа содержит 1 файл

рынок.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

   Разные  рынки различаются способом, посредством  которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.

   Рынок непосредственной продажи — это рынок, в котором продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги или иные платежные средства покупателю. Обычно такой вид продажи товаров мы наблюдаем в магазинах, ларьках, на продовольственных и вещевых рынках.

   Продажа за безналичные (по безналичному расчету) имеет место, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет продавца.

   Продажа товаров в кредит широко распространена в странах с рыночной экономикой. Покупатель в данном случае приобретает товар в обмен на обязательство выплатить деньги целиком или отдельными частями позже в оговоренные обязательством сроки.

   В редких случаях наблюдается продажа  товаров в залог под личное имущество покупателя. Покупатель закладывает продавцу свои вещи и затем выкупает их, возвращая плату за товар, аналогично тому, как получают деньги за заклад вещей в ломбардах.

   Предоставление  товаров в прокат за определенную плату можно охарактеризовать как продажу товаров на определенное время пользования.

   Наконец, возможна товарообменная продажа, при которой продавцы продают товар в обмен на другие товары.

   По  признаку объемов продаж различают  оптовый и розничный рынки.

   Рынок оптовой торговли — это купля  и продажа товара в больших  количествах, крупными партиями продавцами непосредственно у производителей или На торговых базах, через биржи, на ярмарках.

   Рынок розничной торговли представляет собой  куплю-продажу единичных товаров, то есть в небольшом количестве по розничной цене. Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук, на продовольственных и вещевых рынках индивидуальным покупателям.

   По  степени легализации рыночных процессов  различают легальный (открытый, узаконенный) и так называемый «черный» рынок. Последний возникает чаще всего  либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин). Во втором случае правильнее говорить не о «черном», а о «теневом» рынке. Характерно, что теневой рынок вполне способен быть легитимным, то есть законопризнанным. Его существование зачастую имеет причиной простое нежелание участников рынка выносить на свет наличие рыночных отношений между ними. 

  1. Элементы  рыночного механизма
 

На протяжении всей истории существования рынка  ему присуща тенденция к экспансии - территориальному расширению и увеличению сфер влияния.

 Различают  местный, национальный и мировой рынок.

 Местный  рынок - стартовая форма рыночной  территории, обычно развивающаяся   в пределах села, города. Он был  характерен доиндустриальной стадии  производства.

 Национальный (внутренний для страны) рынок  образовался на индустриальной  стадии производства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства.

 В  результате мощного развития крупного машинного производства, появления крупного акционерного капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие мировой рынок.

 Роль  и функции рынка можно правильно  понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы, товарно - рыночного хозяйства. Оно состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: а) товарного производства и б) рынка. Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

 Исходное  звено общей системы - товарное  производство оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

 а)  в сфере производства постоянно  создаются полезные продукты, которые  столь же регулярно становятся  объектами рыночных сделок;

 б)  одновременно с изготовлением  товаров создаются потенциальные  доходы всех агентов товарного  хозяйства, которые подлежат реализации  в рыночном обмене;

 в)  в силу общественного разделения  труда, на котором основывается  товарное производство, создается  необходимость самого рыночного обмена продуктами.

 В  свою очередь, рынок оказывает  во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров.

 Одна  функция состоит в том , что  рынок соединяет сферу производства  и сферу потребления в общий  процесс активного обмена продуктами и услугами.

 Другая  функция рынка состоит в том,  что он выполняет роль главного  контролера конечных результатов  производства.

 Наконец,  важная функция рынка проявляется  в том, что рыночный обмен  служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе , который сформулировал А.Смитт: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно". Разумеется, этот принцип личной материальной заинтересованности предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

 Сейчас  в высокоразвитых странах реально  существует система рынков - единая совокупность множества рынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась окончательно во второй половине нынешнего столетия.

 Мы  не можем представить себе  современное товарное производство  без многозвенного разделения  труда. Столь же немыслима нынешняя  сфера обращения без свойственной  ей системы разделения труда.  В данной сфере проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) и особенное ( между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда.

      Общее расчленение рынка:

  В современной  системе рынков  достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:  

  • рынок потребительских  продуктов;
  • рынок  средств производства;
  • рынок услуг;
  • рынок труда;
  • рынок научных и опытно-конструкторских разработок;
  • рынок ссудных капиталов;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок валют;
  • рынок духовных благ.

  В  отличие от жесткого порядка  распределения в натуральном  хозяйстве, рынок в принципе  способен обеспечить его агентам  максимальную степень экономических свобод.

 Покупатель приобретает свободу:

  • выбирать товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ;
  • отыскивать продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям.

 Продавец обладает свободой:

  • выбирать наиболее подходящего покупателя;
  • иметь возможность распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.

 Для  покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки.

 По  степени развитости этих и  иных хозяйственных свобод рынки  можно подразделить на три  типа: 1) свободный; 2) нелегальный и 3) регулируемый.

 Тип свободного рынка . Ему свойственны следующие черты:

  • на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших фабрик;
  • производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями;
  • сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.

 Такой  рынок является свободным для  его субъектов.

 Рынок  первого типа свободен также  от вмешательства государства и от строгого правового регулирования.

 Тип нелегального рынка близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Нелегальный рынок включает два вида:

а) теневая торговля.

б) черный рынок.

 Общей  чертой свободного и нелегального  рынков является то, что они  развиваются вне государственного  контроля.

 Тип регулируемого рынка подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

 Основные  черты регулируемого рынка:

  • основную массу товаров реализуют хозяйственные объединения;
  • возрастающая часть продукции создается по предварительным контрактам и заказам крупных фирм и государства;
  • большой отряд торговцев-посредников занимается продвижением товаров от производства до потребителей;
  • крупные производители изучают рынки и формируют спрос покупателей;
  • государство и право устанавливают на рынке правила игры.

 В  настоящее время регулируемый  рынок достигает вершины, превращаясь  в социальный институт. 

  1. Анализ  развития рынка
  2. Пример определения вида рынка
  3. Выявление проблемы
  4. Регулирование и мероприятия  по решению выявления работ

Информация о работе Элементы рыночного механизма