Эмиссионные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в гражданско-правовом анализе проблем, связанных с понятием и содержанием ценных бумаг, а также рассмотрением вопросов правового регулирования их выпуска (эмиссии). Для раскрытия темы автором дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- обозначить основные проблемы защиты прав инвесторов в ходе осуществления эмиссии ценных бумаг;
- рассмотреть правоотношения, возникающие по поводу только эмиссионных корпоративных ценных бумаг[5];
- исследовать правовую природу, сущность и значение эмиссии корпоративных ценных бумаг

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 6
1. Общие положения об эмиссии ценных бумаг……………………………7
1.1 Понятие и сущность эмиссии ценных бумаг …………………………….10
1.2 Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования эмиссии ценных бумаг …………………………….…………………………………….20
1.3 Виды акций и облигаций….24
2. Процедура эмиссии ценных бумаг………………………………….…..40
2.1 Принятие, утверждение решения о выпуске и размещении ценных бумаг …………………………………………………………………………………...41
2.2 Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг………………………….…………………………………………49
2.3 Государственная регистрация отчета об итогах выпуска………..60
(дополнительного выпуска) ценных бумаг…………………………………….73
3. Виды эмиссий ценных бумаг………………………………………………53
3.1 Эмиссия акций, размещаемых при учреждении
акционерного общества …………………………..….. ………………………..78
3.2 Эмиссия ценных бумаг, размещаемых путем
конвертации в них конвертируемых ценных бумаг ………………………………… …………………………………………….108
3.3 Эмиссия ценных бумаг при реорганизации юридических лиц ……………………………………………………………………………..….111
Заключение ………………………………………………………………..…126
Список использованной литературы ……………………………………….129

Работа содержит 1 файл

Эмиссия ценных бумаг.docx

— 146.76 Кб (Скачать)

2. ПРОЦЕДУРА ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ     2.1 Принятие, утверждение решения о выпуске и размещении ценных бумаг   

Известно, что принятию решения  о выпуске ценных бумаг предшествует утверждение эмитентом решения  об их размещении. Существуют все основания  утверждать: принятие решения о размещении является первым самостоятельным этапом эмиссии ценных бумаг. Данный тезис подтверждается наличием всех необходимых признаков этапа эмиссии - совокупность определенных действий и их направленность, преследуемая цель, а также конечный результат.        ФЗ «О рынке ценных бумаг» не содержит упоминания решения эмитента о размещении ценных бумаг. Утверждение эмитентом такого решения предусмотрено иными федеральными законами. В частности ФЗ «Об акционерных обществах» (до принятия поправок от 7 августа 2001 г.) придает решению о размещении ценных бумаг важное значение. Так, в п. 2 ст. 34 указанного закона дважды упоминается решение о размещении ценных бумаг:

·       акционерное общество определяет в решении о размещении форму оплаты дополнительных акций и иных ценных бумаг;

·       порядок оплаты акций и иных ценных бумаг в форме неденежных средств отличный от того, который предусмотрен этим пунктом (оплата акций в неденежной форме в полном размере в момент приобретения) может быть определен решением о размещении.     Ситуация с обязательностью принятия решения о размещении и решения о выпуске ценных бумаг не согласуется с принципом исключительной компетенции органов управления акционерным обществом. Так, п. 1 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» не предусматривает среди вопросов компетенции общего собрания акционеров возможности принятия решения о размещении или решения о выпуске ценных бумаг. Одним из следствий принципа исключительной компетенции общего собрания акционеров является нормативный запрет, предусмотренный п. 3 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах», этому органу управления рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции законом. С учетом этого, общее собрание акционеров не имеет возможности правомерного утверждения решений о размещении и решения о выпуске ценных бумаг. Д.В. Мурзин в связи с этой проблемой отмечает: «Поскольку в силу п. 3 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров не вправе рассматривать вопросы, не отнесенные к его компетенции этим Законом, по формальным соображениям общее собрание не может и принять решение о выпуске акций, как на то предписывается ФЗ «О рынке ценных бумаг». Однако на уровне нормативного акта ФСФР России был найден приемлемый выход из этой на первый взгляд неразрешимой ситуации. Сравнительный анализ норм ФЗ «Об акционерных обществах» позволяет сделать вывод о том, что под решением акционерного общества о размещении понимается решение компетентного органа управления (общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет)) в том числе и об увеличении уставного капитала. Стандарты эмиссии определяют решение об увеличении уставного капитала как одно из решений о размещении, принимаемых эмитентом.       Если в уставе акционерного общества определены порядок и условия размещения объявленных акций определенной категории (типа), то порядок и условия размещения дополнительных акций этой категории (типа), определяемые решением об их размещении, должны соответствовать указанным положениям устава такого акционерного общества[35].  Стандарты эмиссии определяют решение о размещении ценных бумаг как «родовое для целого ряда решений, которые в соответствии с действующим законодательством являются основой для размещения эмиссионных ценных бумаг. Такой прием позволяет согласовать представления Закона «О рынке ценных бумаг» о необходимости в отношении каждого выпуска ценных бумаг документа, содержащего описание прав по этим ценным бумагам, и положений иных законов».    Принятие решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг является в соответствии со ст. 19 ФЗ «О рынке ценных бумаг» первым этапом процедуры эмиссии ценных бумаг. Легальное определение понятия «решение о выпуске ценных бумаг» сформулировано в ст. 2 указанного закона. В соответствии с данной статьей решение о выпуске ценных бумаг - документ, зарегистрированный в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.         Указанное определение позволяет выделить в понятии решения о выпуске ценных бумаг три наиболее важных элемента.     Во-первых, решение о выпуске ценных бумаг определяется законом как документ. В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об информации, и информатизации и защите информации» документированной информацией (документом) является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Содержание такой информации в решении о выпуске Ценных бумаг установлено ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также актами ФCФР России и иных регистрирующих органов.        Во-вторых, в соответствии с законом решение о выпуске является документом, зарегистрированным в органе государственной регистрации ценных бумаг. По каждому выпуску эмиссионных ценных бумаг должно быть зарегистрировано отдельное решение.      В-третьих, решение о выпуске должно содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством РФ.          Эта же статья указывает на еще одну функцию решения о выпуске - оно служит формой удостоверения прав, закрепленных как документарными (наряду с сертификатом), так и бездокументарными ценными бумагами. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что такое положение противоречит ст. 142 Гражданского кодекса, согласно которой только один документ может удостоверять права, закрепленные ценной бумагой[36].   Решение о выпуске ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ является не единственным документом, определяющим права их владельцев. Так, согласно п.3 ст.98 ГК РФ устав акционерного общества должен содержать в том числе условия о правах акционеров. П.3 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» конкретизирует положения ГК, предусматривая, что устав акционерного общества должен содержать сведения о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Для целей единообразного применения законодательства и эффективной защиты прав акционеров важным является вопрос о том, в соответствии с каким документом (уставом или решением о выпуске) определяются права, удостоверенные акцией?         Устав акционерного общества определен его единственным учредительным документом (пункт 3 статьи 98 ГК РФ). Обязательность исполнения требований устава акционерного общества всеми органами общества и его акционерами установлена п. 1 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах». Устав общества представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий внутренние отношения, складывающиеся в обществе между акционерами и органами управления. Юридическая сила этого нормативного акта, его обязательность для всех акционеров и органов общества основывается не только на факте утверждения устава учредителями, но и на последующей государственной регистрации общества[36].       Различные уровень и компетенция органов управления, утверждающих устав или решение о выпуске ценных бумаг не являются достаточным основанием для того, чтобы отдать предпочтение одному из документов в вопросе определения прав, удостоверяемых ценной бумагой. Однозначно разрешить коллизию между указанными документами (в случае разного объема прав из ценной бумаги) вправе только четкое указание в законодательстве РФ. В условиях его отсутствия не представляется возможным уверенно утверждать о большей или меньшей юридической силе положений устава или решения о выпуске в части различного объема прав из ценной бумаги. Приведенная коллизия норм не соответствует одному из важнейших условий нормального функционирования правовой системы — согласованности различных нормативных предписаний[37].     Поскольку в соответствии с требованиями Стандартов эмиссии решение о выпуске ценных бумаг составляется в двух экземплярах (или в трех в случае ведения регистратором реестра владельцев ценных бумаг), возможно расхождение между текстами решений. В такой ситуации истинным считается текст экземпляра решения о выпуске ценных бумаг, хранящийся в регистрирующем органе. Подобные коллизионные нормы являются четким ориентиром при разрешении возможных конфликтов. Содержание решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг предусмотрено статьей 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Более подробные требования к оформлению и содержанию решения о выпуске ценных бумаг предусмотрены Стандартами эмиссии. Решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. Таким образом, решение о выпуске является документом, конкретизирующим условия и порядок выпуска ценных бумаг. Согласно статье 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг» запрещается в любой форме ограничивать доступ владельцев ценных бумаг к подлинникам зарегистрированного решения, хранящимся у эмитента или регистратора.  Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания, и скрепляется печатью эмитента.      Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено Стандартами эмиссии, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.      В соответствии с П. 2.3.1. Стандартов эмиссии решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.            По мнению А. Кузнецова, приведенное положение Стандартов не вполне соответствует подп.6 п.1 ст.48 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которому совет директоров АО вправе принимать указанное решение только в случае, если это предусмотрено уставом общества.  Решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. В случае пропуска указанного срока требуется новое утверждение решения о выпуске. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено Стандартами эмиссии, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.      Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении[38].          

2.2 Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг           В процессе эмиссии государственная регистрация выпуска служит своеобразным водоразделом. Условно всю процедуру эмиссии ценных бумаг можно разделить на две большие части: до момента государственной регистрации их выпуска и после осуществления такой регистрации. До момента государственной регистрации выпуска регистрирующие органы осуществляют предварительный контроль за соответствием действий участников эмиссионных отношений требованиям законодательства[39]. После регистрации одна из задач регистрирующих органов заключается в последующем контроле за соответствием действий участников эмиссионных отношений требованиям законодательства РФ, а также условиям зарегистрированных решения о выпуске и проспекта эмиссии ценных бумаг. ФЗ «О рынке ценных бумаг» не предусматривает понятия регистрации выпуска ценных бумаг. Данный пробел восполняют Стандарты эмиссии, в соответствии с дефинитивной нормой которых под государственной регистрацией выпуска ценных бумаг понимается присвоение выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера[40].  Необходимо отметить, что ФЗ «О рынке ценных бумаг» упоминает только о регистрации выпуска ценных бумаг, не указывая на то, является ли она государственной или нет. Напротив, Стандарты эмиссии, а также иные нормативные акты ФСФР России употребляют исключительно понятие «государственная регистрация выпуска ценных бумаг» и не иначе. Представляется, что употребление понятия «государственная регистрация выпуска ценных бумаг» является единственно верным.   Во-первых, государственную регистрацию выпуска ценных бумаг осуществляют федеральные органы исполнительной власти (за исключением Центрального Банка РФ, занимающего особое положение в правовой системе России).            Во-вторых, для указанных органов осуществление государственной регистрации выпуска ценных бумаг является одним из проявлений части их административной юрисдикции. Осуществляя государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, тем самым федеральные органы исполнительной власти реализуют свои властные полномочия в сфере государственного регулирования отношений, возникающих в процессе эмиссии ценных бумаг. Приведенных доводов вполне достаточно для того, чтобы согласиться с авторами Стандартов эмиссии в части употребления термина, имеющего несколько иную дефиницию в федеральном законе. Представляется, что использование в ФЗ «О рынке ценных бумаг» понятия «регистрация выпуска ценных бумаг» без указания на ее государственный характер является одним из упущений законодателя и должно быть исправлено путем внесения необходимых изменений и дополнений в этот закон.    Частично недостаток в рассматриваемом термине был устранен в более позднем по отношению к ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартам эмиссии ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Данный закон главным образом оперирует понятием «государственная регистрация выпуска ценных бумаг» (в частности, см. ст. 5,6). Однако и в нем проявилась непоследовательность законодателя. Так, в п.1 ст.9 указанного закона употреблен термин «регистрация выпуска ценных бумаг», что также является упущением в юридической технике данного нормативного акта и должно быть устранено.       ГК РФ предусматривает государственную регистрацию юридических фактов нескольких видов. Закон связывает с государственной регистрацией того или иного юридического факта возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В механизме гражданско-правового регулирования государственная регистрация юридически фактов является разновидностью юридического состава. Особая роль таких юридических составов заключается в том, что само по себе наличие юридического факта в форме действия или события при отсутствии факта их государственной регистрации не вызывает гражданско-правовых последствий.            Отметим, что ГК РФ не упоминает о государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Обязательность такой регистрации была впервые на законодательном уровне предусмотрена в ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 20 и 38 этого закона). Ранее необходимость государственной регистрации содержалась в разделе II Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. Можно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что условие о государственной регистрации выпуска ценных бумаг следует отнести к числу других необходимых требований, которые могут предъявляться к ценным бумагам только законом или в установленном им порядке (п. 1 ст. 144 ГК РФ)[41].   Наиболее полно внутренняя природа, а также роль и значение какого-либо исследуемого явления раскрывается посредством изучения его функций и преследуемых целей.         Можно выделить следующие функции государственной регистрации выпуска ценных бумаг:

·        подтверждающая;

·        фиксирующая;

·        контрольная;

·        охранительная;

·        информационная;

·        фискальная.

Подтверждающая функция  государственной регистрации выпуска  эмиссионных ценных бумаг заключается  в двух аспектах.    Во-первых, осуществление государственной регистрации для инвесторов означает, что уполномоченный регистрирующий орган проверил информацию, содержащуюся в представленных эмитентом документах, и считает ее полной. Под полнотой информации подразумевается соответствие представленных сведений перечню и объему данных, которые должны быть раскрыты в документах согласно закону и нормативным актам ФСФР России.            Факт государственной регистрации не может быть истолкован излишне расширительно. Нельзя утверждать, что эмитент, выпуск ценных бумаг которого прошел государственную регистрацию, не совершил каких-либо иных противоправных действий.         Важным является вопрос об ответственности эмитента, его должностных лиц, а также государственных регистрирующих органов за информацию в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Статья 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг» содержит отсылочную норму об ответственности за полноту и достоверность информации в документах, представленных для регистрации выпуска ценных бумаг, эмитента и должностных лиц его органов управления (в том случае, если уставом и (или) внутренними документами на этих лиц возлагается обязанность отвечать за полноту и достоверность информации).   Указанный закон не предусматривает обязанности государственных органов проверять достоверность информации, представленной эмитентом, что вполне логично. Контроль соответствия действительности огромного массива сведений для регистрации выпуска ценных бумаг - непосильная задача для регистрирующих органов, влечет значительное удорожание государственного регулирования. В оценке сведений регистрирующие органы должны следовать принципу презумпции добросовестности и разумности действия участников гражданских правоотношений (п. 3 ст. 10 ГК РФ). В этой связи уместно напомнить известное изречение римских юристов: «Quivis praesumitur bonus donee probetur contrarium» - Каждый предполагается честным, пока не доказано обратное.    Стандарты эмиссии указывают на то, что регистрирующие органы ответственны только за полноту сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах эмиссии ценных бумаг, но не за их достоверность. В связи с этим следует еще один важный вывод: государственная регистрация выпуска ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государственной регистрации выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удостоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии государственной регистрации выпуска. Такой подход еще раз подтверждает, что решение инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на факте государственной регистрации их выпуска. В любом случае инвестор должен следовать древнему латинскому выражению: Caveat emptor (покупатель должен быть бдительным).         Значение фиксирующей функции состоит в закреплении в форме письменного документа основополагающей информации относительно предстоящей эмиссии ценных бумаг. Это в первую очередь совокупность прав, удостоверенных ценной бумагой, и условий осуществления их эмиссии. Данные сведения содержатся в документах, представляемых эмитентом, — главным образом в решении о выпуске, проспекте эмиссии, актах органов управления эмитента. Часть из указанных документов (решение о выпуске и проспект эмиссии) проходит процедуру регистрации вместе с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг. После этого информация становится относительно стабильной: или не может быть изменена вовсе (как права из ценной бумаги), или изменение отдельных сведений допускается только в случае их предварительной регистрации. Условия первичного размещения ценных бумаг являются обязательными для соблюдения эмитентом и не могут быть изменены им по своему усмотрению без процедуры регистрации. Такой порядок придает эмиссионным отношениям большую стабильность и служит правовой гарантией инвесторам от произвольного пересмотра условий эмиссии.    П. 2.4.2. Стандартов эмиссии устанавливает список документов, которые необходимо предоставить для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган. Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган представляются дополнительные документы.   В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, который подписывается финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, для государственной регистрации такого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган дополнительно представляется меморандум.        Особые требования к  меморандуму, составленному финансовым консультантом, одновременно оказывающем услуги по размещению ценных бумаг[42].           Указанный меморандум должен быть подписан эмитентом и финансовым консультантом на рынке ценных бумаг.      Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, не сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов уже наступил].    Важное значение также придается оригиналам документов, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Эти документы, прежде всего это решение о выпуске и проспект эмиссии ценных бумаг, по одному экземпляру хранятся в регистрирующем органе и выполняют своеобразную роль эталонов. При возникновении расхождений в содержании нескольких оригиналов решения о выпуске, истинным (имеющим большее юридическое значение) является экземпляр решения, который хранится у регистрирующего органа.  П. 2.4.7. Стандартов эмиссии устанавливает требования к форме документов. Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии со Стандартами для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением решения о выпуске (дополнительном выпуске) и проспекта ценных бумаг, представляемых в трех экземплярах.   Все документы на бумажных носителях, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью эмитента на прошивке и заверены подписью уполномоченного лица эмитента. Верность копий документов, представляемых в соответствии с Стандартами в регистрирующий орган на бумажных носителях, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами РФ.             Документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг могут представляться в форме электронных документов. Указанные документы подписываются электронной цифровой подписью (подписями) в соответствии с условиями договора об использовании электронной цифровой подписи, заключенного с уполномоченной организацией, и требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В этом случае представление указанных документов на бумажных и магнитных носителях не требуется.      Документы на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должны быть представлены не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске (дополнительном выпуске), а если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг - не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг.          Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и магнитных носителей в соответствии с Стандартами[43].       Регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 2.4.9 Стандартов, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.    Регистрирующий орган вправе запросить документы, необходимые для проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.     На основании П. 2.4.11. Стандартов эмиссии регистрирующий орган вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или в проспект ценных бумаг, а также иные документы, представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, изменений и/или дополнений для приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства РФ и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.   Для исправления допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг.     Охранительная функция заключается в том, что государственная регистрация выпуска ценных бумаг выполняет роль правового барьера недобросовестным действиям участников эмиссионных отношений. В случае обнаружения регистрирующим органом нарушений, предусмотренных ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмитенту может быть отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Основания такого отказа предусмотрены статьей 21 указанного закона:

·        нарушение требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации;

·        несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

·         внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).      В соответствии со ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг» отказ в регистрации выпуска ценных бумаг является одной из форм недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг выполняет роль превентивной охранительной меры, обеспечивающей предотвращение нарушения прав инвесторов.            В связи с этим следует еще один важный вывод: государственная регистрация выпуска ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государственной регистрации выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удостоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии государственной регистрации выпуска. Такой подход еще раз подтверждает, что решение инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на факте государственной регистрации их выпуска. В любом случае инвестор должен следовать древнему латинскому выражению: Caveat emptor (покупатель должен быть бдительным).       В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа.            В соответствии с П. 2.4.16. стандартов эмиссии решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:

·       нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;

·       несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ "О рынке ценных бумаг",  Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

·       непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, либо исправленных и/или дополненных документов;

·       несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

·       внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).    Так же перечислены основания по которым не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций.           П. 2.4.18. стандартов эмиссии  устанавливает обстоятельства, при которых не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.      Стандарты эмиссии запрещают одновременно осуществлять государственную регистрация двух и более выпусков (дополнительных выпусков) обыкновенных акций или двух и более выпусков (дополнительных выпусков) привилегированных акций одного типа, за исключением случаев одновременной государственной регистрации двух или более дополнительных выпусков обыкновенных акций или двух или более дополнительных выпусков привилегированных акций одного типа, размещаемых при реорганизации акционерных обществ в форме присоединения[44].          При отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг документы не возвращаются.          Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке.         Основания отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг заслуживают критики[45].  Общим замечанием для всех оснований является их излишняя формальность, что не соответствует целям государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг. Действительно, практически любое нарушение требований законодательства РФ или обнаружение любых недостоверных сведений может повлечь отказ в государственной регистрации выпуска, что само по себе уже является существенным негативным последствием для эмитента. Существующие основания отказа в регистрации сформулированы без учета тяжести нарушения или значимости недостоверных сведений для принятия потенциальным приобретателем ценных бумаг инвестиционного решения. Данные основания необходимо пересмотреть и согласовать их с принципом соразмерности правонарушения и мер воздействия, применяемых государством.            Кроме того, представляется излишним указание на какую-либо форму вины эмитента по включению недостоверных сведений. Само по себе субъективное отношение эмитента (а точнее, отношение его должностных лиц) к своим неправомерным поступкам не должно быть существенным элементом юридической квалификации действий эмитента в качестве основания отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Акцент должен быть сделан не на то, как относятся должностные лица эмитента к своим действиям, а на существенность характера и значимость недостоверной информации, на возможные последствия для потенциальных инвесторов.         Информационная функция государственной регистрации выпуска ценных бумаг обеспечивает публичность и доступность сведений. Любое заинтересованное лицо вправе получить необходимую ему информацию о фактах государственной регистрации выпуска ценных бумаг.  Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется ФСФР.      Государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется путем присвоения выпуску государственного регистрационного номера (ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Порядок присвоения указанных номеров утвержден распоряжением ФСФР России от 26 февраля 1997 г. № 61-р. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственный регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, идентифицирующий конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.  Согласно пункту 11 Положения о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, утвержденного постановлением ФСФР России от 4 марта 1997 г. № 11, каждый регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена. ФСФР России на основании данных, представленных регистрирующими органами осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена (пункт 13 указанного Положения).     Информация о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, вносимая в упомянутые реестры, позволяет упорядочить сведения об эмитентах и выпусках их ценных бумаг. В целях обеспечения раскрытия информации Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» обязывает соответствующий федеральный орган исполнительной власти вести информационные базы данных, содержащие сведения в том числе о зарегистрированных выпусках ценных бумаг.          Фискальная функция эмиссии ценных бумаг находит свое проявление в следующем. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной регистрации выпуска предшествует уплата государственной пошлины. Порядок ее уплаты установлен Налоговым Кодексом РФ. Плательщиком налога является эмитент ценных бумаг, выпуск которых подлежит государственной регистрации. Объект налогообложения — номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.   Кроме этого, факт регистрации выпуска ценных бумаг обусловливает правомерность начала осуществления рекламы эмиссионных ценных бумаг. Так, ст. 36 ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает запрет на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг, а также предусматривает недействительность договоров на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг.    Несколько иной спектр юридических действий, запрещенных до момента государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предусмотрен в Федеральном законе «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». П. 1 ст. 5 этого закона предусматривает запрет на публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.        В литературе было высказано следующее мнение о последствиях государственной регистрации выпуска ценных бумаг: эмиссионные ценные бумаги становятся собственно ценными бумагами и объектами гражданских прав лишь при условии государственной регистрации их выпуска.  По мнению А.Ю. Синенко такая позиция представляется недостаточно обоснованной. Он предлагает представить, что некое акционерное общество осуществило эмиссию акций без надлежащей государственной регистрации их выпуска.  Совершены все необходимые действия, связанные с внесением приходных записей по лицевым счетам в реестре. Эмитент, являясь в данных правоотношениях обязанным лицом, в этом случае вполне может осуществлять исполнение прав, удостоверенных акциями. «Таким образом, продолжает он, можно констатировать появление ценных бумаг как объектов гражданских прав в отсутствии обязательного факта государственной регистрации выпуска».         Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственная регистрация выпуска ценных бумаг является одним из условий правомерности их размещения, а также иных последующих действий, связанных с эмиссий ценных бумаг. Такой позиции придерживается, в частности, А.А. Маковская, которая отмечает, что для эмиссионных ценных бумаг необходимым условием их допуска в гражданский оборот является их регистрация в установленном законом порядке[46].          Размещение ценных бумаг является одним из наиболее важных этапов процедуры эмиссии. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается их отчуждение эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Существенный элемент указанного определения - «отчуждение» свидетельствует о следующих аспектах размещения ценных бумаг:

Информация о работе Эмиссионные ценные бумаги