Эмиссия денежных знаков РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить тенденции развития современной денежной эмиссии. Для исследования данной темы, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие денежной эмиссии;
- рассмотреть эмиссию безналичных денег;

- рассмотреть эмиссию денежных знаков в России;

- выявить тенденции развития денежной эмиссии.

Объектом исследования является денежная эмиссия, безналичные деньги, денежные знаки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ВЫПУСКОМ ДЕНЕГ………………………………………………………………..6

1.1 Понятие денежной эмиссии……………………………………………………..6

1.2 Эмиссия безналичных денег…………………………………………………….9

1.3 Механизм эмиссии денежных знаков………………………………………...18

2 ЭМИССИЯ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ………………………………20

2.1 Нормативно – правовое регулирование денежных средств в Российской Федерации…………………………………………………………………………..20

2.2 Денежно-кредитная политика государства…………………………………...25

2.3 Влияние монетарной политики государства на экономику…………………29

3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭМИССИИ ДЕНЕГ………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………….38

Работа содержит 1 файл

Эмиссия денежных знаков в РФ.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

            ·«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

            ·«Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом  Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;

            3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии,  письма Минфина РФ и других  ведомств. Методические рекомендации  и инструкции призваны конкретизировать  учетные стандарты в соответствии  с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

            ·План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкция по  его применению, утвержденные приказом  Минфина РФ от 31 октября 2000 года  № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;

            ·Приложение № 2 к Постановлению  Министерства труда и социального  развития РФ от 31 декабря 2002 года  № 85 «Типовая форма договора  о полной индивидуальной материальной ответственности»;

            ·Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской  отчетности организаций» - применяется  в части требований по группировке  и детализации данных о движении  наличных, денежных средств и  иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;

            ·«Порядок ведения кассовых операций  в Российской Федерации», утвержденный  решением Совета директоров Центрального  банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 применяется в полном объеме;

            ·Положение о правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации,  утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

            ·Положение о порядке ведения  кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской  Федерации, утвержденное постановлением  Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в  части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;

            ·Приложение № 13 к Инструкции  Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года  № 31 «По эмиссионно-кассовой работе  в учреждениях банка России»  «Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России;

            ·Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении  предельного размера расчетов  наличными деньгами в Российской  Федерации между юридическими  лицами по одной сделке, указания  Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами;

            ·"О введении новых форматов  расчетных документов " Указание  от 22 февраля 1999 года N 502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 № 51-У;

            ·Инструкция № 28 о расчетных,  текущих и бюджетных счетах, открываемых  в учереждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября  1986 года ( С изменениями от 21.06.03 года № 1297-У );

            ·Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина  РФ от 13 июня 1995 года № 49.

            4-й уровень: рабочие документы  по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

            ·документ по учетной политике  предприятия;

            ·утвержденные руководителем формы  первичных учетных

            документов;

            ·графики документооборота;

            ·утвержденный руководителем План  счетов бухгалтерского

            учета;

            ·утвержденные руководителем формы  внутренней отчетности. 

     2.2 Денежно-кредитная политика государства

     В процессе осуществления своей денежно-кредитной (монетарной) политики государство контролирует предложение денежных и кредитных ресурсов, т.е. увеличивает или уменьшает количество платежных средств в обороте. Цель этой политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель реализуется через такие задачи, как фиксация количества денег в обращении, определение оптимального уровня обязательных банковских резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и др.

     Проводником денежно-кредитной политики государства выступает

Центральный банк, а ее объектами являются спрос  и предложение на денежном рынке.

     Рассмотрим  механизм регулирования денежной массы  в обращении, т.е. предложения денег. Существуют следующие инструменты  регулирования денежного обращения:

     1) операции на открытом рынке  с государственными ценными бумагами;

     2) политика учетной ставки ( дисконтная  политика);

     3) изменение норматива обязательных  банковских резервов.

     Операции  на открытом рынке в настоящее  время являются основным инструментом регулирования денежного обращения в развитых странах. Продавая или покупая государственные ценные бумаги, Центральный банк соответственно уменьшает или увеличивает количество денег в обороте. Обычно Центральный банк проводит эти операции совместно с группой крупных банков.

     Если  наблюдается избыток денежной массы  в обращении, Центральный банк, имея целью ограничить или ликвидировать  этот излишек, начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам. Вследствие увеличения предложения государственных ценных бумаг их цена падает, что делает их привлекательными для покупателей. Население и банки активно скупают правительственные ценные бумаги, т.е. переводят в них свои деньги, что приводит к сокращению денежной массы в обороте.

     Если  же в обращении наблюдается недостаток денежных средств,

     Центральный банк обычно проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Он начинает скупать государственные ценные бумаги у банков и населения. В результате повышения спроса их рыночная стоимость возрастает, и владельцы начинают активно их продавать, получая деньги за них от Центрального банка. Это приводит к увеличению денежной массы в обращении.

     Политика  учетной ставки ( ставки рефинансирования) .Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка – процент, по которому

     Центральный банк покупает банковские векселя, что  равнозначно кредитованию коммерческих банков. Уменьшение ставки рефинансирования делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит, который запускает механизм банковского мультипликатора. Становятся более дешевыми и кредиты коммерческих банков предприятиям и населению, что вызывает более активный спрос на них. Это приводит к увеличению количества денег в обращении. Повышение же учетной ставки делает кредиты невыгодными.

     Некоторые коммерческие банки возвращают займы  Центральному банку, т.к. они становятся слишком дорогими. Это приводит к мультипликативному снижению количества денег в обращении.

     Иногда  политика учетной ставки применяется  при проведении операций на открытом рынке для стимулирования покупки  иди продажи государственных  ценных бумаг.

     Изменение нормы обязательных резервов направлено на изменение величины банковского мультипликатора. Т.к. его значение обратно пропорционально норме обязательных резервов (формула 2.7), то при ее увеличении величина банковского мультипликатора уменьшается. Это приводит к снижению темпов роста количества денег в обороте, т.к. первоначально эмитированные деньги увеличиваются в меньшее количество раз. И, наоборот, при уменьшении нормы обязательных резервов предложение денег увеличивается.

     Этот  инструмент денежно-кредитной политики является наиболее мощным. Но при этом он затрагивает основы всей банковской системы, поэтому применять его надо с большой осторожностью.

     В России основным инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение  учетной ставки ( ставки рефинансирования). В последние годы Центральный банк пытается проводить политику ее снижения, что должно стимулировать проведение кредитных операций и ускорять экономический рост

     ( ставка рефинансирования постепенно  снизилась с 210% в 1994 году до 25% в настоящее время).

     Однако 25% - слишком высокая ставка рефинансирования для России, т.к. кредит коммерческих банков предприятиям получается слишком  дорогим.

     Следует также учитывать, что Центральным  банком установлены довольно высокие  нормы обязательного резервирования – 10% по счетам в иностранной валюте, 10 и 7% по счетам в рублях для юридических и физических лиц соответственно( для сравнения, в странах зоны евро норматив обязательных резервов установлен в размере 2%).

     Все это указывает на то, что хотя Центральный банк России пытается смягчить свою монетарную политику, она по-прежнему остается очень жесткой, направленной на сохранение низких темпов прироста денежной массы.

     Операции  на открытом рынке в России еще  не нашли широкого применения.

     Отчасти это связано с кризисом рынка государственных ценных бумаг в августе

     1998 года. Сейчас введены в обращении  новые государственные ценные  бумаги - облигации Банка России ( ОБР) и Центральный банк начал  проводить операции с ними.

     2.3 Влияние монетарной политики государства на экономику

     Денежно-кредитная  политика государства оказывает очень большое влияние на экономику страны. Однако было бы ошибочным считать эту политику единственной причиной всех процессов, протекающих в сфере денежного обращения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, сложившуюся в России в середине 90-х годов.

     В 1995-1998 гг. в российской экономике наблюдалась массовая демонетизация, т.е. замещение в хозяйственном обороте денег бартером, неплатежами и различными денежными суррогатами. После кризиса августа 1998 года показатели демонетизации экономики стали довольно быстро снижаться. В качестве примера в таблице 4.1 приведена динамика доли продукции, реализуемой по бартеру различными предприятиями.

     Наиболее  очевидным объяснением демонетизации  экономики выглядит несоответствие количества денег в обороте реальной потребности в них.

     Сторонники  этой точки зрения видят причину  возникновения массовых неплатежей и бартера в чрезвычайно жесткой  денежно-кредитной политике государства. Они полагают, что с целью снижения инфляции государство проводило политику ограничения темпов роста денежной массы. Это привело к недостатку денег в обращении и замене недостающих денег бартером, неплатежами и денежными суррогатами.

     Эта теория частично объясняет сложившуюся  в середине 90-х гг. экономическую ситуацию. Государство действительно проводило жесткую монетарную политику, в результате которой инфляция значительно снизилось.

     Если  предположить, что денежная масса  в обращении оказалась недостаточной , то становится понятной причина массовых расчетов без использования денег. В

     1998 году в результате кризиса  произошел всплеск инфляции, что  привело к увеличению денежной  массы и возвращению денег  в хозяйственный оборот.

     Однако  денежная масса в 90-х годах в  России явно не была недостаточной. Это  ставит под сомнение всю логику данной теории. Кроме того, неясно, почему подобные явления не происходили при ужесточении денежной политики в раз-витых странах. Также эта теория не объясняет, почему различия в долях бартера в продажах разноотраслевых предприятий настолько существенны ( Таблица 4.1).

Информация о работе Эмиссия денежных знаков РФ