Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курс лекций
Тема 1.  ПРЕДМЕТ,  МЕТОД,  РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.  
      
Предмет региональной экономики.
      Вопросы темы:
Предмет региональной экономики.
      1.2 Методы региональных исследований.
            
Проблемы российского 
федерализма: 
2. 2. Конституция РФ — политико-правовая основа формирования и функционирования регионов.
Политико-правовой основой формирования и функционирования регионов — субъектов Федерации является в первую очередь Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
Известно, что Конституция РФ состоит из двух разделов, 9 глав, 137 статей, заключительных и переходных положений.
Конституция — наивысшая норма поведения для всех органов власти организаций, для всех граждан России. Кроме Конституции РФ к нормативно-правовой базе Российского государства относятся: конституционные законы (они вносят изменения и дополнения в Конституцию); федеральные законы; указы Президента, акты палат Федерального Собрания; постановления Правительства; акты министерств, ведомств, госкомитетов и др.
Важную роль в укреплении принципа федерализации России играет статья 5 Конституции РФ. В этой же статье определяются основы федеративного устройства Российской Федерации. К ним относятся:
— государственная целостность;
— единство системы государственной власти;
      — 
разграничение предметов 
— равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
      — 
равноправие субъектов 
      Заметим, 
что правовое закрепление 
понятие «субъект 
Российской Федерации» 
получило именно в 
Конституции РФ 1993 
г.  
Рассмотрим состав Российской Федерации. В статье 65 определен этот состав:
1. Республики — Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чувашия (Чаваш республики), Чечня.
2. Края —Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
       
3. Области — Амурская, Архангельская, 
Астраханская, Белгородская, Брянская, 
Владимирская, Волгоградская, Вологодская, 
Воронежская, Ивановская, Иркутская, 
Калининградская, Калужская, 
4. Еврейская автономная область.
      5. 
Автономные округа — Агинский 
Бурятский, Коми-Пермяцкий, 
      6. 
Города федерального значения 
— Москва, Санкт-Петербург. 
      Какие 
же полномочия и предметы ведения 
находятся в руках федерального 
Центра, субъектов Федерации, являются 
предметами совместного ведения? 
Согласно статье 71 в ведении Российской Федерации находятся:
— принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
— федеративное устройство и территория Российской Федерации;
— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина... регулирование и защита прав национальных меньшинств;
      — 
установление системы федеральных 
органов законодательной, исполнительной 
и судебной власти, порядка их организации 
и деятельности; формирование федеральных 
органов государственной 
      — 
федеральная государственная 
— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
— установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
— федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
— внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
— внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
        
— оборона и безопасность; оборонное 
производство; определение порядка 
продажи и покупки оружия, боеприпасов, 
военной техники и другого 
военного имущества; 
       
— определение статуса и 
—- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
— федеральное коллизионное право;
— метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
      — 
государственные награды и 
      — 
федеральная государственная 
      Данный 
перечень предметов ведения Российской 
Федерации фактически является исчерпывающим.  
Согласно статье 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся:
области, автономных округов Конституции Российской Федерация и федеральным законам;
— защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
— разграничение государственной собственности;
      — 
природопользование; охрана окружающей 
среды и обеспечение 
—общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
      — 
установление общих принципов 
      — 
административное, административно-
— кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
      — 
установление общих принципов организации 
системы органов 
      В 
статье 73 записано: «Вне пределов ведения 
Российской Федерации и полномочий Российской 
Федерации по предметам совместного ведения 
Российской Федерации и субъектов Российской 
Федерации субъекты Российской Федерации 
обладают всей полнотой государственной 
власти».  
      2.3. 
Разграничение полномочий 
между РФ и регионами. 
Предмет ведения РФ — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции Российской Федерации.
      Предмет 
совместного ведения РФ и субъекта 
РФ — сфера общественных отношений, 
регулирование которой отнесено 
Конституцией РФ и к компетенции 
Российской Федерации, и к компетенции 
субъектов РФ. 
Предмет ведения субъекта РФ — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции субъектов РФ.
Компетенция органов государственной власти — совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.
Полномочия органа государственной власти — права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.
Отметим принципы разграничения предметов ведения и полномочий.
               
2.  Принцип верховенства 
ведения и полномочий.
      4. 
Принцип недопустимости 
      5. 
Принцип согласования