Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:51, курсовая работа
Механизм хозяйствования экономических субъектов рассматривается на двух уровнях — в рамках фирмы (закономерности ее поведения изучаются микроэкономикой) и в рамках национальной экономики (изучаются макроэкономикой). Макроэкономика — это наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики в целом, а также инструменты и методы ее регулирования. Другими словами, это наука об агрегированном поведении субъектов в экономике. Именно совокупные экономические тенденции являются объектом исследования макроэкономики.
Введение…………………………………………………………………………………….….3
1.Национальная экономика : ее сущность, структура и цели………………………………4
2.Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики………………………………………………………………………………….....10
3.Особенности трансформации российской экономики на современном этапе…………16
Практическая часть…………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………..…….25
Список литературы…………………………………………………………….…………….26
Системная трансформация в России сопровождалась глубоким экономическим кризисом, сменившимся некоторым оживлением в экономике, но с затухающими темпами основных экономических показателей.
В сложившихся условиях для России особенно важным является выбор концепций и стратегии развития, основанных на анализе взаимодействия старого и нового и выявления устойчивых составляющих институциональной системы. После краха тотального огосударствления в России стал осуществляться вариант быстрой капитализации путем шоковой терапии, приведшей в итоге к системному кризису.
Процесс трансформации 
затронул и социально-трудовую сферу, 
в которой произошли 
В результате снизилась эффективность занятости, что проявилось в резком падении производительности труда за годы реформ, негативных
процессах в отраслевой структуре, занятых за счет опережающего сокращения ее численности, в прогрессивных отраслях экономики, больших масштабах недоиспользования рабочей силы, в виде расширения неполной занятости и роста безработицы.
Все это привело к выводу о том, что функционирование российской экономики и, в частности, социально-трудовой сферы трудно объяснить с позиций широко распространенных экономических теорий. Анализ факторов занятости и рынка труда за последние 10 лет свидетельствует об особенности развития социально-трудовой сферы в России и специфике формирующегося рынка труда. Негативные последствия трансформации в экономике и социально-трудовой сфере — это результат проводимой политики реформ. Особенности такой политики, на наш взгляд, заключаются не только в использованных методах (прежде всего неоклассические, монетаристские рецепты), но и в форсированном, широкомасштабном внедрении рыночных отношений в те сферы, где развитие нерыночных институтов может быть более эффективно.
В сложившейся ситуации исследование проблем занятости и рынка труда и, прежде всего, их теоретических аспектов, приобретает исключительную актуальность.
В ряде последних работ, посвященных исследованию занятости и рынку труда, исследуются структура и качественные характеристики занятых и безработных, выявляются связи между основными социально-экономическими и трудовыми показателями, рассматриваются вопросы социального партнерства и регулирования рынка труда и трудовых отношений. Однако фрагментарность ряда исследований и узость методологической базы не позволяет адекватно воспринять новые реалии социально-экономического развития.
Инструментами сохранения макроэкономической стабильности являются взвешенная курсовая политика, снижение инфляции, повышение реальных доходов населения, повышение реальных доходов бюджетов всех уровней.
Бюджет - не только важнейший стабилизатор нашей экономики, но и механизм повышения доверия к экономике. Повторение кризиса 1998г. России не грозит не потому, что цены на нефть не упадут, а потому, что мы готовы пройти испытание снижением цен.
26 августа этого года 
Правительство РФ внесло 
Прогноз макроэкономических показателей, принятый для расчета, составлен с учетом уточнений по итогам развития экономики в текущем году.
Несколько слов об этих показателях. Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 гг. определены исходя из прогнозируемого темпа роста валового внутреннего продукта ежегодно на 6,2-6,7% и прогнозного уровня инфляции, не превышающего в 2010 г. 8,5%, в 2011 г. - 7,0% и в 2012 г. - 6,8%. Предполагается увеличение инвестиций в основной капитал, ежегодный прирост которых в среднесрочной перспективе составит 10-15%. В 2010-2012 гг. будут продолжаться увеличиваться и реальные денежные доходы населения - на 8,2-10,5% в год. Рост средней заработной платы по отраслям экономики ожидается в среднем за год на 11,4% в реальном выражении. Росту денежных доходов также будет способствовать решение Правительства РФ об увеличении заработной платы работникам федеральных бюджетных учреждений. В субъектах Российской Федерации в настоящее время в рамках подготовки проектов бюджетов анализируется возможность принятия решений по повышению заработной платы региональных бюджетников.
Прогноз основных макроэкономических 
параметров исходит из ожидаемого снижения 
цен на нефть марки "Юралс". К 2012 г. 
ожидается снижение цены с 112 долларов 
США за баррель в текущем году до 88. 
Объем валового внутреннего продукта 
увеличится с 44 трлн руб. в текущем году 
до 67 трлн. руб. к 2012 г. Значительное увеличение 
его объемов прогнозируется в 2010 г. - на 
2,9 трлн. руб. относительно параметров, 
учтенных при формировании федерального 
бюджета на 2010 г. и плановый период 2011 и 
2012 гг. 
                              
Основные показатели развития 
экономики 
(в % к соответствующему периоду предыдущего 
года) 
2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
  2011  | 
  2012  | |
ВВП  | 
  8,1  | 
  7,8  | 
  6,7  | 
  6,6  | 
  6,2  | 
Инфляция, за период  | 
  11,9  | 
  11,8  | 
  7-8,5  | 
  5,5-7  | 
  5-6,8  | 
Промышленное производство  | 
  6,3  | 
  5,2  | 
  6,0  | 
  5,8  | 
  5,2  | 
Инвестиции в основной капитал  | 
  21,1  | 
  16,5  | 
  14,5  | 
  13,3  | 
  10,2  | 
Реальные располагаемые доходы населения  | 
  10,7  | 
  10,2  | 
  10,5  | 
  9,3  | 
  8,0  | 
Оборот розничной торговли  | 
  16,1  | 
  14,8  | 
  13,2  | 
  10,5  | 
  9,5  | 
Экспорт товаров, млрд. долл.  | 
  354,4  | 
  525,4  | 
  507,5  | 
  502,5  | 
  509,5  | 
Импорт товаров, млрд. долл.  | 
  223,5  | 
  308,6  | 
  370,0  | 
  434,5  | 
  489,7  | 
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель  | 
  69,3  | 
  112  | 
  95  | 
  90  | 
  80  | 
Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2011-2012 годов, а параметры бюджета на 2010 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2010 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до
9,69 трлн. рублей.
Исходя из текущей оценки 2010 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2010 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2011 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2012 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2010 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.
Резкое сокращение 
запланированных доходов 
Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2012 году по сравнению с 2009 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2012 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2009 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2010-2012 годы.
Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.
Доходы и расходы.
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2011 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С начала 2011 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов исходят из 91,3%).
Рисунок 1
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах.
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.
Предельный объем 
расходов федерального бюджета на 2010 
год и на плановый период 2011 и 2012 
годов определен исходя из прогноза 
поступления доходов в 
Таблица 3
Расчет предельного 
объема расходов федерального бюджета  
млрд. руб.
   | 
  Оценка  | 
  Прогноз  | ||
2009 год  | 
  2010 год  | 
  2011 год  | 
  2012 год  | |
2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
Доходы  | 
  6 561,3  | 
  6 636,2  | 
  7 346,9  | 
  8 097,4  | 
%% к ВВП  | 
  17,0  | 
  15,7  | 
  15,7  | 
  15,5  | 
Источники покрытия дефицита  | 
  3 418,8  | 
  3 186,6  | 
  2 011,7  | 
  1 563,8  | 
%% к ВВП  | 
  8,9  | 
  7,5  | 
  4,3  | 
  3,0  | 
Расходы (предельный объем) (1+2)  | 
  9 980,1  | 
  9 822,8  | 
  9 358,6  | 
  9 661,2  | 
%% к ВВП  | 
  25,9  | 
  23,2  | 
  20,0  | 
  18,5  | 
в том числе нераспределенные ресурсы  | 
  80,0*  | 
  234,0**  | 
  483,1**  | |
%% к общему объему расходов  | 
  0,8  | 
  2,5  | 
  5,0  | |
Изменения к предыдущему году  | 
  2409,2  | 
  - 157,3  | 
  - 464,2  | 
  302,6  | 
% (в номинальном выражении)  | 
  6,3  | 
  - 1,6  | 
  - 4,7  | 
  3,2  | 
% (в реальном выражении)  | 
  5,5  | 
  - 1,8  | 
  - 5,1  | 
  3,0  | 
Информация о работе Национальная экономика, ее результаты и их измерение