Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:38, курсовая работа
Провозглашение в Законе РФ ≪О недрах≫ в 1992 г. принципа платности пользования недрами как объектом государственной собственности не было принципиально новым положением для российского законодательства. Платность недропользования была установлена Горным положением СССР . Плата взималась за право добычи в зависимости от ее объема по ставкам, устанавливаемым государством или в процессе торгов. Осуществляться платежи могли в денежной или натуральной форме. Конституция СССР 1936 г. Провозгласила принцип бесплатного пользования землей, недрами и другими природными ресурсами. Это положение действовало до 1992 г. В мире принцип платности пользования ресурсами недр является практически всеобщим
Введение
Общие положения и система платежей и налогов
Порядок и принципы определения платежей за пользование различными видами недр
Регулярные и разовые платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии;
Налоги и платежи при СРП
НДПИ
Дифференциация НДПИ
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный университет нефти и газа
имени И.М. Губкина
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра горного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Налоги и платежи при пользовании недрами»
                              
Студент: Шешенева Алена Игоревна
             
Группа: ЮР-08-3                       
                      Руководитель: к. ю. н Мазков Евгений Юрьевич                       
«Допустить к защите»
«______» __________ 2011 г.
Дата представления работы: «______» __________ 2011 г.
Дата защиты:                  
Оценка: _________________
Москва, 2011 год
План
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Закон РФ «О недрах» содержит перечень видов недропользования. Недра предоставляются в пользование:
сбора 
минералогических, палеонтологических 
и других геологических коллекционных 
материалов. 
 
С 1 января 2002 г. платежи за пользование 
недрами при добыче полезных ископаемых 
были отменены в связи с введением налога 
на добычу полезных ископаемых. Одновременно 
платежи за пользование недрами, а также 
регулярные платежи за поиск, оценку и 
разведку полезных ископаемых выведены 
из налоговой системы и с 1 января 2002 г. 
стали неналоговыми платежами. С начала рыночных 
реформ (да и в последние годы советской 
власти) недропользование - это основной 
доминирующий сектор экономики нашей 
страны. Это - более половины доходной 
части консолидированного бюджета и созданные 
накопительные фонды нашей страны (золотовалютные 
резервы, резервный фонд и фонд национального 
благосостояния). Это - основа создания 
необходимой рынку финансовой системы 
и финансовой олигархии. Это - основная 
часть рынка ценных бумаг, его "голубых 
фишек". Это - львиная доля экспорта 
и поступления валюты в страну. Это - основа 
притока и оттока капиталов и основа сегодняшнего 
корпоративного долга западным банкам. 
Это - основа геополитического влияния 
нашей страны, основа нашей "великости". 
Это - основа экономической и национальной 
безопасности. В связи с этим, важность 
системы налогообложения недропользования 
сложно переоценить, наиболее важные экономические 
и финансовые показатели поставлены в 
зависимость от эффективности ее функционирования. 
Вступивший в силу в конце 90-х годов Налоговый 
кодекс Российской Федерации, стал, по 
сути, ключевым нормативным документом, 
задачами которого было установление 
единых правил и условий для обеспечения 
устойчивых темпов экономического развития, 
а также повышения деловой активности 
российского бизнеса. Однако, на сегодняшний 
день Налоговый кодекс не обеспечивает 
в должной мере решение поставленных перед 
ним ранее задач по стимулированию развития 
бизнеса и росту экономики, а является 
инструментом создания избыточной налоговой 
нагрузки на бизнес. По мнению ряда специалистов, 
основной проблемой, мешающей сегодня 
налоговым органам реализовать свой функционал 
с полной и положительной отдачей, является 
отсутствие тщательно проработанной системы, 
которая бы полноценно сочетала в себе 
механизмы правового регулирования стимулирующей, 
регулирующей и фискальной функций, в 
том числе в отношении налогового администрирования 
недропользования.
В связи с этим, целью данной 
курсовой работы был анализ существующей 
системы налогообложения 
Глава 1. Общие положения и система платежей и налогов
Пользование недрами в России является платным, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством.
Провозглашение в Законе РФ ≪О недрах≫ в 1992 г. принципа платности пользования недрами как объектом государственной собственности не было принципиально новым положением для российского законодательства. Платность недропользования была установлена Горным положением СССР . Плата взималась за право добычи в зависимости от ее объема по ставкам, устанавливаемым государством или в процессе торгов. Осуществляться платежи могли в денежной или натуральной форме. Конституция СССР 1936 г. Провозгласила принцип бесплатного пользования землей, недрами и другими природными ресурсами. Это положение действовало до 1992 г. В мире принцип платности пользования ресурсами недр является практически всеобщим. Он действует в капиталистических и развивающихся странах, в странах Восточной Европы, а теперь и во всех республиках бывшего СССР.
До введения в действие специальной главы во второй части Налогового кодекса недропользователь в качестве субъекта предпринимательской деятельности при пользовании недрами уплачивал все установленные законодательством налоги, сборы и платежи — общие для всех видов коммерческой деятельности (налог на прибыль, НДС, платежи в социальные фонды, плату за землю, местные налоги и др.), а также ряд специальных платежей, предусмотренных Законом РФ ≪О недрах≫ НК РФ существенно видоизменил систему налогообложения при недропользовании.
Платежи за право добычи полезных ископаемых
(роялти) получили статус 
федерального налога под 
Таким образом, с начала 2002 г. пользователи недр должны уплачивать все налоги и сборы, установленные НК РФ (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и акциз на природный газ. Кроме того, предусмотрено обязательство недропользователей уплачивать ряд платежей, установленных Законом РФ ≪О недрах≫. НК РФ отнес налогообложение при заключении СРП к категории специальных налоговых режимов (ст. 18. ч. I). До введения в НК РФ специальной главы налогообложение в системе СРП осуществляется в соответствии с специальными положениями НК РФ и ФЗ ≪О СРП≫.
Система платежей и налогов при пользовании недрами
При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1. разовые платежи за 
пользование недрами при 
2. регулярные платежи за пользование недрами;
           
3. плата за геологическую 
4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);1
5. Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Под налогом понимается обязательный, 
индивидуально безвозмездный 
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).3
Платежи за пользование недрами 
по своей правовой природе представляют 
собой вознаграждение, уплачиваемое 
пользователем недр собственнику недр 
- государству в связи с 
В принципе платежи за пользование недрами как вознаграждение пользователя недр собственнику устанавливаются по соглашению сторон и могут быть различными: или фиксированными, или переменными как процент от продукции (дохода), или представлять их комбинацию. В зависимости от стадии освоения участка недр платежи выступают в виде:
1) бонусов (bonus) - разовых платежей, уплачиваемых при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата и установленных в соответствии с условиями соглашения;
2) ренталс (rentals) - ежегодных платежей за проведение поисковых и разведочных работ, установленных за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;
3) роялти (royalty) - регулярных платежей, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемых инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.
С точки зрения срока уплаты платежи могут быть единовременными (бонусы, включая сборы, плату за использование геологической информации) или регулярными (ренталс, роялти), размер которых меняется в зависимости от стадии разработки месторождения.
Аналогичная система платежей существует 
и за рубежом. К примеру, в США 
добывающие компании в связи с 
предоставлением права 
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы
Налог на добавленную стоимость и акциз – это по сути налоги которые уплачиваются в связи с перемещение товаров через границу РФ
3)налог на доходы физических лиц;
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
4)налог на прибыль организаций;
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.4
5)налог на добычу полезных ископаемых;
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации5
6) водный налог;
Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.6
Информация о работе Налоги и платежи при пользовании недрами