Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:02, реферат
Цель  данной работы состоит в изучении научно-технического развития как основного фактора экономического роста, его взаимосвязи с конкурентоспособностью, особенностей реализации его достижений в России и разработке на этой основе узловых положений рациональной научно-технической региональной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для экономического роста.
    Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:
    • изучить сущность научно-технического развития как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такой экономической категорией как конкурентоспособность;
    • определить содержание противоречий реализации категории конкурентоспособности, формы их проявления и влияние на решение проблемы экономического роста;
    • выяснить значение научно-технического прогресса и инновационной деятельности для современных рыночных отношений;
    • проанализировать опыт работы систем государственного регулирования инновационными процессами в России.
Введение……………………………………………………………….…………..3
1.Теоретические основы…………………………………………………………5
1.Исследование информационно-технологического фактора экономического роста………………………………………………………………………………………………..5
2.Наука как объект анализа…………………………………….………………………….6
3.Наука и производство..………………………………………….……………………….7
1.4 Научно-технический прогресс…………………….…………………………………….8
2. Современные  взгляды на проблему………………………………………..11
2.1 Ситуация в российской науке.………………………….………………………………11
2.2 Основные черты современного этапа НТП……………………………………………12
3.2 НТП в России…………………………………………………………………………….16
3. Статистические  данные………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список  использованной литературы……………………………………………29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Марийский 
государственный технический 
 
Кафедра 
экономической теории 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
«Научно-техническое 
развитие как фактор 
экономического роста 
России» 
 
 
 
 
 
 
                                                   
Шембулатова З.С.
Проверила:  
Татаринова Ю.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Йошкар-Ола
2009
 
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.4 Научно-технический 
прогресс…………………….…………………………………
2. Современные 
взгляды на проблему……………………………
2.1 Ситуация 
в российской науке.………………………….………………………………
2.2 Основные черты современного этапа НТП……………………………………………12
3.2 НТП в 
России………………………………………………………………
3. Статистические данные………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………29
 
Введение
Тема научно-технического развития как фактора экономического роста России актуальна в наше время. В современном обществе наука играет далеко не последнюю роль. Нормальное развитие экономики любого государства невозможно без адекватного научного развития. Однозначна и обратная связь – в стране с больной и слабой экономикой наука растет медленно, а деградирует быстро.
Стимулирование экономического роста является важнейшей задачей экономической политики. Динамично меняющаяся экономическая среда накладывает отпечаток и на особенности экономического роста.
Экономический рост в современной России имеет особые черты, требующие изучения. К ним можно отнести и региональную неравномерность экономического развития, и дефицит долгосрочных инвестиций, и необходимость восстановления после длительного периода спада. Анализ экономического роста в современной России осложняется ограниченностью статистической информации, коротким периодом роста, большой долей теневой экономики.
Экономика страны после длительного периода спада требует особого качества роста с целью восстановления утраченных возможностей и перехода на качественно новую ступень развития. Неравномерность развития регионов, наличие депрессивных областей и, наоборот, быстро развивающихся, осложняет регулирование экономических процессов на федеральном уровне.
Значительное внимание исследованию экономических проблем научно-технического развития, влияния на конкурентоспособность экономики, уделено в работах многих российских и зарубежных ученых-экономистов. В их числе: А.И.Анчишкин, МБраун, Е.М.Бухвальд, С.И.Глазьев, Е.Ф.Денисов, Д.С.Львов, М.Портер, Д.Сахал, Э.Мэнсфилд, Ю.П.Морозов, В.А.Насаревский, К.Оппенлендер, Б.Твисс, И.Шумпетер, Ю.В.Яковец, Э.Янч, и другие.
Цель данной работы состоит в изучении научно-технического развития как основного фактора экономического роста, его взаимосвязи с конкурентоспособностью, особенностей реализации его достижений в России и разработке на этой основе узловых положений рациональной научно-технической региональной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для экономического роста.
Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность научно-технического развития как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такой экономической категорией как конкурентоспособность;
    • 
определить содержание противоречий реализации 
категории 
    • 
выяснить значение научно-технического 
прогресса и инновационной 
    • 
проанализировать опыт работы систем 
государственного регулирования инновационными 
процессами в России. 
1. Теоретические 
основы
экономического роста
В современном мире вклад науки и новых технологий является решающим фактором социального и экономического развития. Значение технологии в развитии экономической системы трудно переоценить, так как технологические отношения буквально пронизывают производственную деятельность субъектов экономики и напрямую связаны с её количественными и качественными параметрами развития. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров и услуг и их разнообразие. Однако понятие технология, её место и роль в экономической системе изучены незначительно.
    Экскурс 
в историю показывает, что впервые 
это понятие вошло в научный оборот 
в начале ХIХв. в работах немецких ученых 
И. Бекмана, И.Г.М. Поппе и английского ученого 
Э. Юра. Серьезный политэкономический 
анализ технологии как способа производства 
материальных благ мы находим в работах 
К. Маркса. У Маркса довольно часто встречается 
рассмотрение технологии как процесса 
последовательного расчленения производства 
на отдельные операции, элементы, действия. 
В работах экономистов конца XIX - начала 
XX века уже не акцентировалось столько 
внимания на технологической составляющей 
экономического развития. В основном в 
политэкономической литературе наблюдается 
падение интереса к технико-технологическим 
исследованиям. Так, в одних работах отмечается 
лишь, что необходимо видеть взаимосвязь 
технических наук и политэкономии, так 
как они изучают хозяйство. Некоторый 
шаг вперед в познании природы технологии 
был сделан известным российским ученым 
М.И. Туган-Барановским. В своем учебнике 
он указывает на тесную взаимосвязь технологии 
и политэкономии как двух наук, исследующих 
хозяйственную деятельность. Технические 
науки рассматривают человека как «механическую 
силу», ничем в принципе не отличающегося 
от других движущих сил производства. 
Экономические науки рассматривают производство 
с позиций удовлетворения потребностей 
человека и гармонического соединения 
человека и природы. «Этим политическая 
экономия вполне определенно ограничивается 
от технологии, для которой человек не 
противостоит природе, а есть ее составная 
часть...» Именно благодаря тесной взаимосвязи 
науки и производства технология становится 
важнейшей характеристикой экономического 
роста. 
1.2 Наука как объект анализа
Кардинальная проблема развития науки состоит в том, в какой мере знание как общемировое достояние может способствовать увеличению национального богатства в его экономическом значении, т.е. росту благосостояния общества в отдельной стране. Воспроизводство научных знаний в определенных пределах осуществляется по законам, сходных с теми, по которым функционирует материальное производство. В общем случае можно утверждать, что научные знания обладают свойством многократного и альтернативного использования: в качестве знания как такового и одновременно в качестве «инструмента» повышения уровня благосостояния общества. Функциональная особенность знания как результата научного процесса состоит в различии возможностей его использования.
Основной результат фундаментального исследования оценивается по величине вклада в прирост существующего запаса знаний. Результат прикладного исследования – по приросту эффективности производства, полученному на конечной стадии внедрения нововведения, основанного на научном открытии. В процессе интеграции науки и производства эти результаты все в большей степени «сопровождают» друг друга.
    Наука 
как сфера человеческой деятельности 
должна обеспечиваться ресурсами и инфраструктурой; 
через них она тесным образом взаимосвязана 
с экономическим потенциалом и может рассматриваться 
как проекция системы экономических отношений. 
1.3 Наука и производство
Наряду с экономическими эффектами научная деятельность оказывает воздействие и на социальную сферу. «Межотраслевая поставка» науки в производство реализуется косвенно, путем индукции нововведений, состоящих либо в новой, более продуктивной техники или технологии, либо в создании продукта, имеющего принципиально новые потребительские качества, либо в улучшении условий жизни, условий и организации труда. В большинстве случаев в качестве промежуточного звена между наукой и производством выступает новая техника и технология. Деятельность, охватывающая все стадии процесса нововведения от исследований и разработок до создания и тиражирования новой продукции, является условием развития научно-технического прогресса.
Государство может регулировать инновационный процесс через потребности общества в развитии науки и техники, через предложение новой продукции, техники и технологии со стороны научных организаций и промышленных предприятий и, наконец, через формирование благоприятной «нововведенческой» среды.
    Влияние 
научно-технического потенциала страны 
на ее международные позиции, усиление 
фактора знаний в мирохозяйственных связях 
сейчас наиболее четко прослеживается 
в политике всех экономически развитых 
стран. На фоне повышения среднего уровня 
удельной отраслевой наукоемкости в большинстве 
развитых стран наблюдается новый тип 
экономической стратегии, включающей 
и различные модели экспортного поведения, 
опирающейся на научно-техническую политику, 
преимущественное развитие высокотехнологичных 
отраслей. Происходит свертывание материалоемких 
и энергоемких отраслей, отказ от «универсального 
набора отраслей» в пользу узкого набора 
новейших технологий, реализуемых на мелкосерийном 
и быстросменяемом производстве. 
 
1.4 Научно-технический прогресс
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновационная деятельность?”
Инновационная деятельность - деятельность, связанная с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
    Создание 
условий для активизации 
    1. 
Создание условий для 
Информация о работе Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России