Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена государственному регулированию экономики.
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.
|1. Введение |3 | 
|2. Регулирование экономики в рыночном хозяйстве |4 | 
|3. Государственное регулирование экономики: цели и |6 | 
|средства | | 
|4. Теоретические модели государственного |10 | 
|регулирования экономики. | | 
|5. Методы государственного регулирования экономики |11 | 
|6. Саморегулирование рыночной экономики. Недостат- |26 | 
|ки рыночного регулирования. | | 
|7. Негативы государственного вмешательства в эконо- |30 | 
|мику. | | 
|8. Некоторые принципиальные подходы к реализации |31 | 
|государственного регулирования экономики. | | 
|9. Список литературы |34 |
Еще одной важной функцией государства является обеспечение государственной безопасности, что означает создание необходимых условий и предпосылок для всех сторон жизнедеятельности человека, субъектов и общества в целом - защиты территориальной целостности, экономической и политической независимости, жизнеспособности его систем, структур и институтов в соответствии с правовыми основами государственности и действующими законами. Включает в себя социальную, экологическую, внешнеэкономическую, национально - этническую стабильность, обороноспособную достаточность , ресурсную и научно - технологическую независимость, мобильность и др.1
Наконец, государство обеспечивает правильное безкризисное развитие экономики.
Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Оно регулирует отношения собственности и предпринимательства, инвестиции и структурную перестройку отраслей материального производства, рынок труда, финансовый рынок и денежное обращение, региональные рынки внешнеэкономическую деятельность.
В качестве объектов государственного регулирования выступают:1
- стратегические 
проблемы территориального 
- крупные региональные 
экономические, социальные и 
- обеспечение экономического 
и социального развития 
Теоретические модели государственного регулирования экономики.
Наиболее распространенные направления в регулировании экономики - кейнсианство и монетаризм.
Кейнсианство вошло 
в жизнь в 30 гг. нашего века, когда 
англичанин Дж. 
М. Кейнс опубликовал книгу “Общая теория 
занятости, процента и денег”. 
Теория Кейнса вывела США из кризиса и 
возобновила экономический рост.
Кейнс исходил из 
того, что система свободного рынка 
лишена внутреннего механизма, обеспечивающего 
макроэкономическое равновесие. Дисбаланс 
между сбережениями и ожидаемыми инвестициями 
вызывает снижение деловой активности, 
что, в свою очередь, усиливает инфляционные 
процессы и влияет на уровень безработицы. 
Согласно этой теории, изменение совокупных 
запасов потребительских и инвестиционных 
товаров в основном воздействует на уровень 
производства и занятости. Поэтому кейнсианство 
провозглашает активное вмешательство 
государства в экономику посредством 
фискальной политики 
(гибкое изменение налоговых ставок и 
государственных расходов).
В настоящее время политика 
Кейнса наиболее успешно используется 
в новых индустриальных странах Азии - 
Гонконге, Малайзии, Таиланде, Сингапуре, 
Тайвани. Среди промышленно развитых стран 
- Австрия, Великобритания, 
Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария, 
Новая Зеландия.
Монетаристы считают, 
что рыночная система в состоянии 
автоматически достигать 
Каждый из этих методов 
имеет свои плюсы и минусы, поэтому 
ту или иную политику и поэтому 
конкретный выбор зависит от системы научно 
- методологических предпочтений, избираемых 
соответствующими правительствами. 
Универсального правила регулирования 
экономикой не существует.
Методы государственного регулирования
Методы государственного регулирования экономики условно подразделяются на административные и экономические.
Административные 
методы базируются на силе государственной 
власти: это охрана окружающей Среды, 
создание минимальных условий 
К экономическим методам относится кредитно -денежная и бюджетная политика.
Через кредитно - денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос.
Мощным инструментом кредитно - денежной политики является изменение резервной нормы. Введение обязательной нормы резерва обусловлено необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям предложения денег.
Государство также 
регулирует денежную массу в обращении 
посредством политики процентной ставки, 
под которую Центральный банк 
предоставляет кредиты 
Еще одним способом 
кредитно - денежной политики также 
является проведение операций на открытом 
рынке. Это, с одной стороны, - покупка 
и продажа государственных 
Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня.
Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резерв. Суть такого регулирования - в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.
Государство предусматривает также применение дотаций и фиксированных цен.
Дотация - это как бы “налог наоборот”. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара.
Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг.
Государством применяются также методы прямого и косвенного регулирования экономики.
Методы прямого 
государственное регулирование 
не связаны с созданием 
К ним относятся:
- целевые программы 
и планы, определяющие 
- государственные 
заказы на поставки 
“Федеральный закон о закупках и поставках 
сельхозпродукции, сырья и продовольствия 
для государственных нужд” от 26.10.96 г, 
устанавливающий общие правовые и экономические 
принципы и положения формирования, размещения 
и исполнения на договорной основе заказов 
на закупку и поставку сельскохозяйственной 
продукции, сырья и продовольствия для 
государственных нужд предприятиями, 
организациями и учреждениями, расположенными 
на территории Российской Федерации, независимо 
от форм собственности.
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
- нормативные требования к качеству продукции;
- ограничения и 
запреты по выпуску 
- выдача лицензий 
на все виды материальной 
Методы косвенного государственного регулирования - это такие методы, которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности..
К ним относятся:
- уровень налогообложения;
- регулирование цен;
- платежи на ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
В последние годы в нашей 
стране стала все более зависимой от государства 
политика цен. Вначале это касалось преимущественно 
потребительских цен на социально - значимые 
товары первой необходимости и услуги 
массового спроса. Сфера такого регулирования 
постепенно сужалась, но и сейчас его масштабы 
значительны. Права по регулированию цен 
на товары и услуги для населения все больше 
передаются от федеральных органов субъектам 
Федерации. Из продуктов питания более 
всего административному воздействию 
подвергались цены на хлеб, молоко и молочные 
продукты, муку, соки и фрукты, консервы 
для детского питания. Полностью регулировались 
тарифы пассажирского транспорта и связи, 
детских дошкольных учреждений, учреждений 
правового характера. С 1994-1995 гг. в целях 
активизации антиинфляционной политики 
были проведены меры по усилению государственного 
регулированию цен на товары производственного 
назначения, поставляемые естественными 
монополиями, в первую очередь на электроэнергию, 
энергоносители , а также тарифы на железнодорожные 
перевозки грузов. Были применены следующие 
методы: установление предельно допустимых 
размеров рентабельности в ценах товаров 
и услуг; введение предельных соотношений 
в допустимом росте цен на товары топливно 
- сырьевой группы и тарифы по отношению 
к среднему индексу цен производителей 
в промышленности; заключение соглашений 
о размера увеличения цен между поставщиками 
и потребителями структурообразующих 
видов продукции, определяющих устойчивость 
работы предприятий; ограничение роста 
цен и тарифов на продукцию естественных 
монополий в пределах уровня инфляции 
в промышленности, усиление финансового, 
налогового воздействия на цены поставляемых 
ими на рынок товаров и услуг.1
Денежная политика. В России на первом этапе реформ этот подход носил ярко выраженный инфляционный характер - эмиссия денег была основным источником финансирования бюджетного дефицита и главным фактором раскручивания инфляционной спирали. Затем правительство наметило антиинфляционные меры и отказалось от инфляционных методов покрытия бюджетного дефицита , который стал финансироваться за счет кредитных, заемных средств ( внутренних и внешних займов, увеличения государственного долга) Это свидетельствовало о переходе к жесткому сдерживанию роста денежной массы в сочетании с ограничительной бюджетной и кредитной политикой.
Правительство и Центральный банк России с 1995 г. осуществили ряд мер по укреплению рубля и ограничению долларизации экономики. Наиболее крупные из них:2
- введение и поддержание валютного коридора, ограничивающего рамки колебаний курса рубля при свободной купле - продаже иностранной валюты в биржевых сделках и банковских операциях, поощрение расчетов и вкладов в рублях путем установления более высокой доходности государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ);
- смягчение нехватки денег при росте неплатежей, применением в расчетах налоговых освобождений, долговых обязательств и т. д. Система взаимозачетов в разных формах использовалась на всем протяжении реформы. В исполнении государственного бюджета она введена в начале 1996 г. и сыграла определенную роль в ослаблении кризиса неплатежей;
- проведение с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замены в течении трех лет старых рублей новыми. Обмен с формальных позиций денежной реформой не является, так как , по мнению Центрального банка и правительства, представляет собой техническую операцию.
Финансовая политика 
. Финансовое оздоровление производства 
в исходной концепции реформ связывалось 
с приватизацией и 
Бюджетная политика . В управлении экономикой России усилилась роль федерального бюджета как основного финансового плана государства, регулирующего потоки денежных ресурсов и через них отраслевые и территориальные пропорции народного хозяйства. Замысел реформы состоял в том, чтобы создавать посредством жесткой бюджетной политики условия саморегулирования рыночных процессов. Новые функции бюджета заключаются в регулировании инвестиционных процессов и поддержке развития отдельных отраслей; использовании финансирования как основного рычага управления предприятиями и организациями, деятельность которых оплачивается за счет бюджетных средств; реализации предусмотренного новым законодательством минимума социальных гарантий населению, регулировании социально - экономического развития субъектов Федерации, роль которых в руководстве экономикой в условиях реформы существенно возросла.
Информация о работе Научные основы и методология государственного регулирования экономики