Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена государственному регулированию экономики.
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.
|1. Введение |3 | 
|2. Регулирование экономики в рыночном хозяйстве |4 | 
|3. Государственное регулирование экономики: цели и |6 | 
|средства | | 
|4. Теоретические модели государственного |10 | 
|регулирования экономики. | | 
|5. Методы государственного регулирования экономики |11 | 
|6. Саморегулирование рыночной экономики. Недостат- |26 | 
|ки рыночного регулирования. | | 
|7. Негативы государственного вмешательства в эконо- |30 | 
|мику. | | 
|8. Некоторые принципиальные подходы к реализации |31 | 
|государственного регулирования экономики. | | 
|9. Список литературы |34 |
Очень важной предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное программирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально - экономического развития страны.
Возможные временные рамки среднесрочных разработок такого рода составляют от 4 до 7 лет. Это вполне оправданно. С одной стороны, они совпадают с периодами ротации исполнительной власти, разрабатывающей и реализующей программы развития. С другой, это минимальный срок для получения ощутимых конструктивных эффектов управляющих воздействий, если учитывать масштабы и инертность отечественной экономики.
Программа - это комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной , научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития.
Прогноз - это профессиональных и содержательных научный анализ потенциальных ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, общих направлений решения ключевых социально - экономических проблем, исходя из осмысления текущего состояния и реальностей возможного изменения воспроизводственных процессов в экономике.
Исходным пунктом как программ, так и прогнозов должен служить анализ текущего социально - экономического положения страны. В этом разделе должны содержаться: объективная оценка общеэкономической ситуации, позитивные и негативные тенденции развития, узкие места и точки роста, конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и другие аспекты, служащие базой обоснования и выработки конструктивных предложений на перспективу.
Следующим логическим шагом является формулировка целей и задач, намечаемых для решения в рассматриваемой перспективе. Выдвигаемые цели и ориентиры , как качественные , так и количественные , должны иметь четко определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для данного периода социально - экономических параметров в конце рассматриваемого срока.
В настоящее время ключевые задачи новой экономической политики могут быть сформулированы следующим образом:1
- повышение уровня 
загрузки еще сохранившихся 
- восстановление 
необходимых масштабов 
- формирование ценовых 
механизмов перераспределения 
- обеспечение устойчивых 
высоких темпов экономического 
роста на базе нового 
- создание предпосылок для формирования здоровых мотиваций деятельности экономически активного населения путем адекватного роста доходов и условий их реализации, создание высокоразвитого потребительского сектора экономики;
- структурная перестройка 
экономики, модернизация и 
- выход на мировые 
рынки обрабатывающей 
Общие предпосылки реализации конструктивной стратегии развития состоят прежде всего в существенном расширении функций и ответственности государства в регулировании экономических процессов:
- нормализации структуры относительных цен , регулировании цен в отраслях, подстегивающих инфляцию издержек;
- регулирование деятельности естественных монополий;
- ужесточении контроля 
внешнеэкономической 
- всесторонней поддержке 
спроса на продукцию 
Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие. Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными конечными результатами; включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.
В настоящее время 
можно выделить две трактовки 
программно - целевого подхода. Сторонники 
первой делают акцент на признаках взаимосвязанности 
целей и оптимизации затрат времени и 
ресурсов. Согласно второй, расширительной 
, версии, программа - это “комплекс локализованных 
во времени и пространстве, непротиворечивых 
конкретных мер в области социальной, 
структурно - инвестиционной, финансово 
- кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, 
внешнеэкономической, аграрной, научно 
- технической, институциональной политики, 
ориентированных на достижение как качественно, 
так и количественно определенных целей 
социально - экономического развития. 
При таком определении программа становится 
неотличимой от плана.1
Разработка и утверждение 
целевой программы 
Программа социально - экономического развития Российской Федерации представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально - экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В такой программе, рассчитанной на среднесрочную перспективу, отражаются:
- оценка итогов 
социально - экономического развития 
Российской 
Федерации за предыдущий период и характеристика 
состояния экономики;
- концепция программы социально - экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
- региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика.
Еще один важный метод государственного регулирование экономикой - планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер.
В системе управления и регулирования планирование должно быть представлено как система управления качеством, как государственное регулирование социальными процессами, социально - экономические оценки эффективности, система экономических и социальных нормативов, балансовые методы, линейное программирование, теория и модели оптимизации, государственное регулирование макропропорций, структуры воспроизводства, цен, внешнеэкономических отношений и связей.
В России долгое время 
наблюдался застой в теории и практике 
совершенствования самих 
Основные причины такого положения обусловлены 
следующим:1
- догматизм принципов 
огосударствления средств 
Планирование государственной, колхозно 
- кооперативной собственности и собственности 
общественных организаций велось на основе 
единых директивных принципов.
- ошибочность 
- политэкономическая формула отрицания или поиска особого характера товарно- денежных отношений при социализме ослабляла ценовую и финансово - денежную системы в обслуживании социально - экономических процессов и не могла получить реального отражения в научном обосновании теории, методологии планирования.
- догматизированный принцип опережающего роста производства над предметами конечного потребления в сочетании с принципом опережающего роста потребностей противодействовали методологической основе научности планирования - сбалансированности всех элементов производства, распределения, потребления;
- валовой подход 
к оценке динамики развития 
народного хозяйства 
В условиях современной рыночной экономики государство не может не планировать собственную деятельность касательно:
- установления и 
взимания налогов на 
- осуществления бюджетных 
расходов на содержание 
- привлечения , погашения и обслуживания госзаймов;
- приобретения, продажи и использования госимущества;
- деятельности госпредприятий.
Индикативное планирование. 
Существует несколько подходов к 
определению понятия 
1. Индикативное планирование 
- это макропланирование при 
“позднем” СССР, а также к следующей современной 
интерпретации: 
“Индикативное планирование - это процесс 
формирования системы параметров, характеризующих 
состояние и развитие экономики страны, 
соответствующее государственной социально 
- экономической политике, и установление 
мер государственного воздействия на 
социальные и экономические процессы 
с целью достижения указанных индикаторов”; 
“Индикативное планирование означает, 
что государство в интересах всей нации, 
с учетом потребностей регионов, а также 
субъектов рынка разрабатывает проекты 
экономического развития всего народного 
хозяйства (в том числе частного сектора) 
; устанавливает конкретные хозяйственные 
ориентиры, включая макроэкономические 
параметры и обеспеченные ресурсами структурные 
показатели. Тем самым мотивируется заинтересованное 
участие как предпринимателей всех форм 
собственности, так и субъектов Федерации 
в реализации проектов, важных для общества 
в целом”.
2. Индикативное планирование 
- ориентирование частных 
Индикативного планирования - информационно 
- ориентирующая, по сути выступающая и 
как мотивационная.
3. Индикативный план 
содержит обязательные задания 
для государства и госсектора. 
Частные предприятия 
“систему показателей, реализующих централизованное 
управление и косвенное регулирование 
различных секторов экономики, прежде 
всего государственного. 
Она включает в себя как ориентирующие 
показатели, имеющие лишь информационное 
значение для предприятий, отраслей и 
республик, так и директивные показатели 
- государственный заказ (важнейшая форма 
централизованного руководства, содержащая 
задания по межотраслевым и межреспубликанским 
поставкам продукции), лимиты, экономические 
регуляторы включая цены, налоги, процентные 
ставки, экономические нормативы).
4. Индикативное планирование 
- механизм координации действий 
и интересов государства и 
других субъектов экономики. 
“центра”, отраслей и предприятий в процессе 
самостоятельной разработки последними 
их производственно - хозяйственных программ. 
Правительство воздействует на экономическое 
развитие скорее посредством координации 
и обеспечения информацией, чем путем 
принятия решений и выдачи указаний. В 
результате обмена планами и информацией 
между правительством и частными предпринимателями 
должна выявиться схема экономического 
роста, включающая те проекты, которые 
по линии правительственных организаций 
являются взаимно совместимыми.
Объединяя вышеизложенные 
подходы, индикативное планирование можно 
определить как механизм координации 
интересов и деятельности государственных 
и негосударственных субъектов 
управления экономикой, сочетающий ее 
госрегулирование с рыночным и нерыночным 
ее саморегулированием, основанный на 
разработке системы показателей 
(индикаторов) социально - экономического 
развития и включающий определение его 
общенациональных приоритетов, целеполагание 
, прогнозирование, бюджетирование, программирование, 
контрактацию и другие процедуры согласования 
решений на макро- и микроуровне, налоговые 
и иные меры государственной поддержки 
хозяйствующих субъектов, участвующих 
в реализации плана ( под негосударственными 
носителями экономического управления 
понимаются институты местного самоуправления, 
управленческие органы корпораций, финансово 
- промышленных групп и других хозяйствующих 
единиц, саморегулируемые организации 
участников рынков и т. д. ).
Информация о работе Научные основы и методология государственного регулирования экономики