11. Научный, научно-технический 
и инновационный потенциалы Беларуси 
Научный потенциал 
определяется как совокупность ресурсов 
и условий осуществления научных 
исследований (фундаментальных и 
ориентированных фундаментальных). 
 Научно-технический 
потенциал – это совокупность ресурсов 
и условий осуществления прикладных научных 
исследований и разработок, включая опытно-конструкторские 
и опытно-технологические работы. 
 Инновационный 
потенциал — это совокупность 
всех видов ресурсов и условий 
обеспечения практического освоения 
результатов научных исследований и разработок, 
повышающих эффективность способов и 
средств осуществления конкретных процессов, 
в том числе освоения в производстве новой 
продукции и технологии. 
 В Беларуси 
научно-техническая деятельность 
оказалась в особо сложных условиях, поскольку 
она была широко вовлечена в общесоюзное 
разделение труда, а 75 % общих затрат на 
белорусскую науку контролировалось общесоюзными 
министерствами. Наукоемкость ВВП в Беларуси 
снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, 
и тенденция падения этого показателя 
продолжалась до 2002 г., когда его значение 
составило 0,73 %, т. е. значительно ниже критического. 
В 2003 г. снижение прекратилось, но значение 
показателя осталось прежним. С 1990 численность 
работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси 
сократилась в 3,4 раза, т. е. практически 
ежегодно этот показатель уменьшается 
на 500-700 человек, тогда как в странах с 
устойчивой экономикой наблюдается его 
стабильный рост на 3-5 % в год. В настоящее 
время на каждые 10 тыс. жителей республики 
приходится около 18 исследователей, тогда 
как в США - 52, Израиле - 38. России - 32, ФРГ 
- 29, Франции - 26, Южной Корее - 24. За этот 
же период в три с лишним раза сократились 
объемы работ, выполненных научными организациями 
Беларуси, существенно замедлилось обновление 
материально-технической базы науки, значительная 
часть которой морально и физически устарела 
(60 % основных фондов). Особенно большой 
спад наблюдался в 1991—1996 гг. Однако благодаря 
принятым государством мерам ситуация 
стабилизировалась, но на уровне, весьма 
далеком от высокоразвитых в техническом 
отношении государств. 
 Институционально-правовую 
базу функционирования науки 
в Республике Беларусь составляют 
законы «Об основах государственной 
научно-технической политики» (1993 
г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О 
Национальной академии наук Беларуси» 
(1998 г.), а также Указы Президента Республики 
Беларусь, постановления правительства 
и другие нормативные правовые акты в 
этой сфере. 
 Наряду с 
созданием законодательной базы 
в стране была образована организационная 
система научной деятельности, а также 
система органов государственного управления, 
обеспечивающих реализацию научно-технической 
политики: Государственный комитет по 
науке и технологиям, Национальная академия 
наук и Высшая аттестационная комиссия 
(ВАК). 
 В республике 
295 организаций и предприятий 
выполняют НИОКР, и них задействовано 
около 30 тыс. работников. Основная 
часть научного потенциала сосредоточена 
в НАН Беларуси, Министерстве 
промышленности, Министерстве образования, 
Министерстве здравоохранения, Министерстве 
сельского хозяйства и продовольствия, 
Белорусском государственном университете, 
концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено 
около 72 % организаций, 82 % работников и 
85 % внутренних текущих затрат на науку. 
 Традиционно 
научные организации делятся 
на три основные сферы, представляющие 
относительно обособленные элементы 
в научной системе: академическую, 
вузовскую, отраслевую науку. 
 Наиболее 
мощной (и с высшим научным 
статусом) организацией является Национальная 
академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 
92 научные организации и свыше 11 тыс. работников. 
 Вузовская 
наука представлена 34 университетами 
и другими вузами, а также 9 
научно-исследовательскими институтами 
(НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими 
организациями, подведомственными вузам 
и Министерству образования республики. 
Отраслевая наука включает, главным образом, 
научно-технические центры, конструкторско-технологические 
бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, 
строительства, АПК, учреждений системы 
здравоохранения. Наибольший потенциал 
сосредоточен в системе Министерства 
промышленности – 57 организаций и свыше 
8 тыс. работников. В секторном и региональном 
разрезах, структура научно-технического 
потенциала выглядит следующим образом: 
из 295 организаций в государственном секторе 
работали 122, предпринимательском - 122, 
секторе высшего образования - 51. Наибольшее 
число организаций расположено в г. Минске 
- 184 (62 %). По областям они распределены 
так: Брестская область - 16, Витебская - 
26, Гомельская - 27, Гродненская - 11, Минская 
- 15, Могилевская область - 16 организаций.
 Важной качественной 
характеристикой научного и научно-технического 
потенциала является его структура 
по отраслям наук. Традиционно выделяются 
естественные, технические, медицинские, 
сельскохозяйственные, общественные и 
гуманитарные науки. В последние несколько 
лет преобладающие позиции занимают технические 
науки – 50-65 % затрат. Затем идут естественные 
науки - свыше 20 %, сельскохозяйственные 
- свыше 6, общественные - свыше 5, медицинские 
- около 5 и гуманитарные науки - менее 2 
%. Такие же пропорции имеют место и по 
количеству проводимых в них исследований. 
 Исследователи 
и разработчики – важнейшая 
составляющая научно-технического 
потенциала. В Беларуси работают 783 доктора 
наук и 3431 кандидат наук. Большинство из 
них заняты в технических и естественных 
науках. Снижение этих показателей в последние 
годы – тревожная тенденция. 
 Не менее 
серьезными проблемами в формировании 
кадрового состава науки является нарушение 
рационального соотношения возрастных 
категорий работников, занятых НИОКР. 
С 1993 по 2003 г. доля исследователей в возрасте 
31-39 лет уменьшилась вдвое, а в возрасте 
60 лет и старше – возросла в 4,5 раза. 
 В последние 
годы доля средств республиканского бюджета 
в общем объеме финансирования науки составляет 
от 40 до 50 %, а в общих расходах республиканского 
бюджета - 2,0 % . И если в фактически действовавших 
ценах расходы бюджета на науку растут, 
то в постоянных ценах они снижаются.