Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в  работе предлагается решение следующих задач:
-          дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
-          исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
-          провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
-          рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
-          исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
-          изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
-          рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
-          предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Введение
Глава 1. Становление системы  государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности  и роль малого  предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной  поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки  малого предпринимательства в Волгоградской  области
2.1 Анализ состояния и  развития малого предпринимательства  в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие  развитие предпринимательства в  Волгоградской области
2.3 Меры государственной  поддержки малого предпринимательства  в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства  в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки  малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса в  России
3.3 Основные направления  развития системы поддержки малого  бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности 
и роль малого  
1.2 Развитие системы 
Глава 2. Система поддержки 
малого предпринимательства в 
2.1 Анализ состояния и 
развития малого 
2.2 Проблемы, сдерживающие 
развитие предпринимательства 
2.3 Меры государственной 
поддержки малого 
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления 
развития системы поддержки 
Заключение
Список литературы
 
 
Введение
Экономическое развитие России в целом зависит в немалой степени и от развития малого бизнеса. Но, создавая малые предпринимательские структуры, вряд ли кто-либо ставит своей задачей развитие именно экономики страны. Цели создания собственного бизнеса различны и более низменны и эгоистичны в нормальном смысле этого слова – работа на себя, самостоятельность, возможность проявить себя, прилично зарабатывать, получать доходы, эквивалентные своему уму и стараниям, и прочее, прочее, прочее.
Но, в то же время, особенностью малого бизнеса, как и другого любого законопослушного бизнеса, является его универсальность. То есть, развиваясь и функционируя в своих интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуженно получила соответствующее государственное признание и поддержку.
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Деятельность малых 
Существенный вклад в исследование проблем предпринимательства внесли зарубежные экономисты К. Веспер, Д. Гелбрэйт, П. Друкер, Д. Маклеланд, А. Маршалл, А. Смит, Ж-Б. Сэй, А. Шапиро, Й. Шумпетер и др.
Значительное внимание проблемам развития малого бизнеса и предпринимательства в современных условиях уделили российские ученые: В. Н. Афанасьев, Л. В. Бабаева, А. В. Виленский, А. Р. Горбунов, А. Н. Колесникова, Д. Н. Кузин, М. Г. Лапуста, Ю. М. Осипов, Л. Н. Прилуцкий, В. В. Радаев, Ю. А. Ровенский, Ф. И. Шамхалов и др.
Объектом исследования является механизм поддержки малого бизнеса на региональном и федеральном уровнях.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого бизнеса.
Теоретической основой исследования являются научные работы классиков экономической теории, а также работы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области предпринимательства, малого бизнеса, статистики, микро- и макроэкономики, теории управления.
Методологической базой исследо
В процессе работы над дипломной работой были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации. Использованы Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
 
 
Глава 1. Становление системы 
1.1 Характеристика, особенности и 
роль малого 
Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
К субъектам малого и среднего 
предпринимательства относятся 
внесенные в единый государственный 
реестр юридических лиц 
Говоря о понятии юридического лица следует отметить, что оно должно обладать рядом отличительных признаков:
1. Наличие обособленного 
имущества (имущество, 
2. Приобретение и реализация 
гражданских прав (имущественных 
и личных неимущественных прав) 
от своего имени, а также 
самостоятельная 
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.
3. Возможность быть истцом 
и ответчиком в суде. Правосудие 
в сфере предпринимательской 
и иной экономической 
Малые предприятия могут 
учреждаться совместно с 
Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом № 208-ФЗ и подразделяются:
1) по цели деятельности
Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Обратимся к статьям 116–121 Гражданского кодекса РФ, описывающим некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все указанные организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству.
2) по составу учредителей
Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.
Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.
Следует обратить внимание, 
что согласно данному критерию – 
как, впрочем, и в соответствии с 
другими из ряда рассматриваемых, – 
не предусмотрено никаких 
До настоящего момента остались неурегулированными некоторые вопросы по отнесению юридического лица к субъекту малого предпринимательства.
Так нередко бывает достаточно 
сложно определить, выполняется или 
нет требование законодательства относительно 
состава учредителей. Например, такая 
ситуация часто наблюдается в 
открытых акционерных обществах, акционерами 
которых может быть значительное 
число юридических лиц и состав 
учредителей которых может 
Если уровень 25 процентов превышен не одним, а многими участниками АО, то определение статуса каждого из них представляется весьма затруднительным.
Следующий вопрос обусловлен неразвитостью рынка ценных бумаг, на котором обращаются акции только крупных организаций.
Если же в спекулятивной 
игре будут участвовать акции 
относительно небольших компаний, то 
при достаточном интересе со стороны 
участников рынка будет происходить 
довольно частая смена владельцев акций, 
что приведет к постоянной необходимости 
определения статуса каждого 
из них, и соответственно постоянной 
потере и приобретении статуса субъекта 
малого предпринимательства в 
3) по средней численности работников за отчетный период
Начиная с 2008 года к субъектам малого предпринимательства относятся фирмы, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.
Вновь созданные организации 
или вновь зарегистрированные индивидуальные 
предприниматели и крестьянские 
(фермерские) хозяйства в течение 
того года, в котором они 
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятий, малого предприятия или среднего предприятия.
Малыми предприятиями 
в настоящее время могут 
– в промышленности – 100 человек;
– в строительстве – 100 человек;
– на транспорте – 100 человек;
– в сельском хозяйстве – 60 человек;
– в научно-технической сфере – 60 человек;
– в оптовой торговле – 50 человек;
– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.