Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в  работе предлагается решение следующих задач:
-          дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
-          исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
-          провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
-          рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
-          исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
-          изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
-          рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
-          предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Введение
Глава 1. Становление системы  государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности  и роль малого  предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной  поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки  малого предпринимательства в Волгоградской  области
2.1 Анализ состояния и  развития малого предпринимательства  в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие  развитие предпринимательства в  Волгоградской области
2.3 Меры государственной  поддержки малого предпринимательства  в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства  в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки  малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса в  России
3.3 Основные направления  развития системы поддержки малого  бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
· проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
· оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
· создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Теперь начиная с 1994 года, 
Правительство РФ начинает утверждать 
Федеральные программы 
Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства названы:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Программа предусматривала, 
что в компетенции Российской 
Федерации находится 
Указом Президента РФ от 6 
июня 1995 года № 563 в стране создается 
Государственный комитет РФ по поддержке 
и развитию малого предпринимательства, 
который отныне занимается разработкой 
и реализацией федеральных 
Федеральный закон РФ "О 
государственной поддержке 
Закон утратил уже свою силу, но рассмотрим основные положения Закона, действовавшие до 1 января 2008 года. Это поможет лучше увидеть и понять тенденции развития законодательства в области поддержки малого бизнеса.
Согласно статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия.
Также к субъектам малого предпринимательства согласно статье 3 Закона относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Государственная регистрация 
малых предприятий 
Отныне и до 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.
Государственная поддержка малого предпринимательства согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим направлениям:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
· установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
· поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Для решения этих и других вопросов федеральные органы исполнительной власти проводят следующие мероприятия:
· разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;
· проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности мер государственной поддержки;
· организуют разработку и реализацию Федеральной программы;
· подготавливают предложения об установлении льгот;
· оказывают содействие субъектам Российской Федерации;
· координируют деятельность федеральных органов для осуществления поддержки малому предпринимательству.
Новая программа в значительной 
степени опиралась на работу с 
Государственным комитетом по поддержке 
и развитию малого предпринимательства, 
Федеральным фондом поддержки малого 
предпринимательства, а также на 
работу с региональными фондами 
и создаваемыми центрами поддержки 
малого бизнеса в субъектах РФ. 
Положениями программы 
Целью второй Федеральной 
программы поддержки малого предпринимательства 
на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого 
развития малого бизнеса в производственной 
и инновационной и других сферах. 
Разрабатывалась концепция 
На тот момент, в России 
существовало около миллиона малых 
предприятий. Однако главной их проблемой 
оставалась выживаемость. Малый бизнес 
в то время не имел достаточной 
поддержки в регионах РФ. В связи 
с инфляцией, высокими налогами, отсутствием 
достаточных финансовых средств 
многие предприятия ликвидировались 
в течение нескольких месяцев 
после регистрации. Новая программа 
предусматривала поддержку 
Вскоре государство осознало 
необходимость изменения 
Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:
· ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;
· ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;
· ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств (не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
· и ряд других первоочередных мер.
Постановлением Правительства 
РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены 
вопросы Федерального фонда поддержки 
малого предпринимательства и 
Постановлением Правительства 
РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена 
новая Федеральная Программа 
государственной поддержки 
Постановлением Правительства 
РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена 
новая (четвертая по счету) Федеральная 
Программа государственной 
В период 2002 – 2004 гг. программы 
государственной поддержки 
В связи с этим стоит 
признать, что заявленные приоритеты 
государственной политики в области 
поддержки и развития малого бизнеса 
на тот период (1994-2005 годы) остались 
по большей части декларациями. Так 
уж получилось, что значительная часть 
важных положений была прописана 
в законе в виде отсылочных норм, 
обращенных к другим законам и 
подзаконным актам. В результате 
они оказались практически 
· упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;
· порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;
· порядок предоставления кредитных льгот не определен;
· ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.
В 2005 году ликвидируется Федеральный 
фонд поддержки малого предпринимательства 
в связи с тем, что Председатель 
Правительства России М. Фрадков 
подписал Постановление от 2 марта 2005 
г. № 106 "О ликвидации Федерального 
фонда поддержки малого предпринимательства". 
В документе говорится, что Федеральный 
фонд поддержки малого предпринимательства 
ликвидируется в связи с