Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций
Раскрыто несколько вопросов по экономике.
Тема 
9. РЕГИОНАЛЬНАЯ 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 
9.1. Основы региональной экономической политики
      9.2. 
Государственное 
регулирование социально-
      9.3. 
Местные бюджеты 
как финансовая 
основа социально-
9.1. 
Основы региональной 
экономической политики 
Регион – это часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.
Регион – целостная территориальная часть страны, которая характеризуется комплексом присущих ей признаков. К признакам относят структуру производства, развитость внутренних связей, концентрацию населения, определенной производственной и социальной инфраструктурой.
В состав Украины входят 24 области, АР Крым и два города общегосударственного подчинения Киев и Севастополь. Всего в стране существует около 12 тыс. разных территориальных образований. Разные территории Украины имеют свои особенности и отличия как относительно экономического развития, так и в социальном, историческом, языковом и ментальном аспектах.
Отдельную региональную хозяйственную структуру составляют экономические районы. В Украине нет законодательно определенных экономических районов. Однако, Министерство экономики разрабатывает территориальные программы социально-экономического развития следующих экономических районов: Донецкого (Донецкая и Луганская области); Приднепровского (Днепропетровская, Запорожская и Кировоградская области); Восточного (Полтавская, Сумская и Харьковская области); Центрального (г. Киев, Киевская и Черкасская области); Полесского (Волынская, Житомирская, Ровненская и Черниговская области); Подольского (Винницкая, Тернопольская и Хмельницкая области); Причерноморского (г. Севастополь, АР Крым, Николаевская, Херсонская и Одесская области); Карпатского (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Чернивецкая области).
     Недостаток 
собственной государственной 
     Объектами 
ГРЭП являются территориальные образования, 
в границах которых осуществляется государственное 
управление и местное самоуправление. 
Состав объектов определяется административно-
Субъектами ГРЭП являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетенции решают проблемы социально-экономического развития регионов.
Предметом ГРЭП являются распределение власти между центром и регионами и повышение эффективности практической деятельности государства в лице государственных органов в регионах.
Цель государственного регулирования развития регионов – обеспечение максимально возможного использования потенциала региона на основе оптимального сочетания государственных и региональных интересов.
     Важно 
различать государственную 
Исходя из цели госрегулирования региональная политика государства – это сфера деятельности государства и региона в управлении политическим, экономическим и социальным развитием отдельных территорий страны с учетом общенациональных интересов.
Основные направления ГРЭП в Украине утверждает Верховная Рада. Президент Украины направляет деятельность органов государственной исполнительной власти на решение важнейших проблем социально-экономического развития регионов, издает нормативно-правовые акты по этим вопросам. Кабинет Министров Украины определяет государственные приоритеты и утверждает государственные программы социально-экономического развития регионов, обеспечивает выполнение их, принимает участие в создании системы экономических регуляторов, нормативной и методологической базы пространственного размещения производительных сил.
Правительство АР Крым, местные государственные администрации (МГА) исполняют полномочия государственной власти и делегированные ей исполнительные функции соответствующих советов (Верховного, областных и районных) через созданные управления, отделы и прочие структурные подразделения. МГА действуют по принципу субординации, ответственности перед Президентом, Кабинетом Министров Украины, подотчетности и подконтрольности органам исполнительной власти высшего уровня, а также соответствующим советам в границах действующего законодательства.
Финансово-экономическую основу деятельности местных государственных администраций составляют земля, природные ресурсы, коммунальная собственность, доходы местного бюджета.
     Для 
выполнения функций управления территорией, 
реализации общегосударственной и 
региональной политики в составе 
МГА созданы соответствующие 
экономические службы — управления 
экономики. Основными задачами управлений 
экономики местных 
реализация ГРЭП на соответствующей территории;
обеспечение комплексного социально-экономического развития региона;
     обеспечение 
рационального использования 
     методическое 
руководство экономической 
выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов.
      К 
основным функциям МГА в области 
регулирования экономических 
      - 
разработка прогнозов и 
- бюджетная деятельность;
      - 
обеспечение функционирования 
      - 
обеспечение рационального 
      - 
приведение в порядок и 
- социальная защита и решение проблем занятости население и т.п..
Основными составными элементами механизма государственного регулирования регионального развития являются:
• нормативно-правовая база;
      • 
реализация государственных программ 
социально-экономического развития Украины, 
государственных региональных целевых 
комплексных программ (ЦКП), а также 
программ социально-экономического развития 
соответствующих административно-
• бюджетно-финансовое регулирование регионального развития и селективная поддержка депрессивных регионов со стороны государства;
• создание и развитие специальных (свободных) экономических зон в определенных регионах;
• развитие межрегионального и пограничного сотрудничества и т.п.
      Нормативно-правовой 
базой ГРЭП являются: Законы Украины 
«О местных государственных 
      Законодательные 
акты определяют права и обязанности 
регионов в бюджетной и налоговой сферах, 
их полномочия в управлении имуществом, 
которое находится в общегосударственной 
собственности, их участие в реализации 
общегосударственных и региональных программ. 
Нормативные акты регулируют порядок 
создания и использования региональных 
фондов субвенций, инвестирования, социальной 
поддержки населения.  
 
9.2. 
Государственное 
регулирование социально-
развития 
регионов 
      В 
соответствии с Законом Украины 
«О государственном 
В прогнозе экономического и социального развития региона должны быть отображены:
• анализ экономического и социального развития за предшествующий период и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы;
      • 
состояние использования 
• прогноз конъюнктуры на рынках основных видов товаров (услуг);
• возможные пути решения главных проблем развития экономики и социальной сферы;
• цели и приоритеты социально-экономического развития в среднесрочный период и предложения относительно мер по достижению их;
• основные показатели социально-экономического развития;
• выводы относительно тенденций развития экономики на протяжении среднесрочного периода.
Программа экономического и социального развития региона разрабатывается каждый год и согласовывается с проектом ГПЭСР Украины на соответствующий год. В программе должны быть отображены:
•анализ социально-экономического развития за предшествующий и текущий год и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы;
•состояние использования естественного, производственного, научно-технического и трудового потенциала, экологическая ситуация;
• возможные пути решения главных проблем развития экономики и социальной сферы;
• цели и приоритеты социально-экономического развития в следующем году;
      • 
система мероприятий по реализации 
социально-экономической 
• основные показатели социально-экономического развития;
•данные о получении и использовании доходов от распоряжения объектами коммунальной собственности и др.
Влияние государства на экономику регионов осуществляется через:
- прямое государственное инвестирование;
- предоставление субсидий, субвенций и дотаций;
- создание специальных фондов для финансирования программ;
      - 
привлечение иностранного и 
      - 
льготное кредитование и 
- преференции и направления средств государственных внебюджетных фондов.
Из централизованных источников финансируются затраты на:
- новое строительство;
      - 
работы по реконструкции 
      - 
строительство важных 
      Данные 
объекты имеют 
      Особым 
направлением государственной помощи 
является финансирование структурной 
перестройки и реконверсии