Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций
Раскрыто несколько вопросов по экономике.
Конкурсный отбор исполнителей государственного заказа осуществляется по следующим этапам:
     - 
формирования конкурсного 
     - 
объявление о проведении 
     - 
предварительная квалификация 
     - 
представление тендерных 
     - 
определение победителя 
- заключения контракта.
 
Тема 11. 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
11.1. Необходимость и сущность охраны окружающей природной среды
11.2. Система государственного экологического регулирования
      11.3. 
Экономический механизм 
обеспечения природоохранной 
деятельности 
11.1. 
Необходимость охраны 
окружающей природной 
среды. 
Современные экологические проблемы. порождены в определенной мере отставанием экономической мысли. До 70—80-х лет XX ст. основное внимание в экономической теории и практике отводилось двум факторам экономического роста — труду и капиталу. Природные ресурсы считались неисчерпаемыми. Вне рассмотрения оставались и последствия экономической деятельности в виде загрязнений и деградации окружающей среды и ресурсов.
Все экологические проблемы можно разделить на две группы. Первая объединяет проблемы, вызванные естественным ходом изменений условий жизни — климата, почвы, водного режима и других природных явлений. Другую группу проблем составляют последствия, которые возникают в природе в результате хозяйственной деятельности человека — нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды. Поэтому деградация окружающей среды — отрицательная экстерналия экономической деятельности. Вторая группа проблем является особенно актуальной, решение их — предмет государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
С оценке роли и места природных ресурсов и природной среды в развитии экономики различают два типа экономического развития: техногенный и устойчивый. Характерными особенностями техногенного типа экономического развития являются интенсивное использование невозобновляемых видов природных ресурсов (прежде всего полезных ископаемых) и чрезмерная эксплуатация возобновляемых ресурсов (почвы, лесов и т.п.) со скоростью, которая превышает возможности их воспроизводства и восстановления. Стратегия устойчивого типа экономического развития обеспечивает удовлетворение не только потребностей настоящего, но и не ставит под угрозу способность удовлетворять потребности будущих поколений. Приверженцы устойчивого развития подчеркивают необратимый характер вреда окружающей среде, причиненного в результате нерационального использования природных ресурсов. В настоящее время в Украине происходит трансформация экономической стратегии в направления становления устойчивого типа экономического развития.
      Разрабатывая 
и проводя природоохранную 
      Различают 
два типа государственной экологической 
политики: пассивную и активную. 
Пассивная политика исходит из идеологии 
сдерживания роста загрязнения. Она основывается 
на использовании преимущественно административно-
Активная политика ориентирована на последовательное сокращение загрязнения. Для этого применяются экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п.
      С 
точки зрения оценки эфективности функционирования 
государственной 
Е = ВВП-Ун,
где Е — зеленый ВВП, млн. грн.;
ВВП — валовой внутренний продукт, млн. грн.;
Ун — накопленный экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, млн. грн.
      Использование 
показателя «зеленого» ВВП может 
также расцениваться как 
     В 
Украине экологическое 
Основные принципы охраны окружающей природной среды определены Законом Украины «Об охране окружающей среды» и являются:
     • 
приоритетность требований экологической 
безопасности, обязательность соблюдения 
экологических стандартов, нормативов 
и лимитов использования 
•гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;
•предупредительный характер мероприятий по охране окружающей природной среды;
• экологизация материального производства на основе комплексности решения вопросов охраны окружающей среды, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;
     •сохранение 
пространственного и видового разнообразия 
и целостности природных 
•научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основании объединения междисциплинарных знаний экологических и технических наук, прогнозирование состояния окружающей природной среды;
•обязательность экологической экспертизы;
•безвозмездность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;
•взыскание платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация вреда причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;
     • 
решение вопросов охраны окружающей 
природной среды и 
• решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого международного сотрудничества.
Объектами правовой охраны окружающей природной среды в Украине являются:
     • 
окружающая природная среда как 
совокупность природных и природно-
     • 
природные ресурсы как 
• ландшафты и прочие природные комплексы;
     • 
территории и объекты природно-
     • 
здоровье и жизнь людей. 
11.2 
Система государственного 
экологического регулирования 
Главным органом исполнительной власти Украины по вопросам рационального использования природных ресурсов является Министерство охраны окружающей среды Украины. В центральный аппарат министерства входят департаменты: по вопросам ядерной безопасности, по вопросам экологической безопасности, по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов, по вопросам координации и системного развития. Министерство отвечает за разработку экологической политики Украины и определения стратегических задач для осуществление ее через свои местные подразделения. Региональные представительства Министрества осуществляют государственную экологическую экспертизу, экологический и экономический анализ, мониторинг состояния окружающей среды, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, а также контроль за выполнением требований экологического законодательства.
Для предотвращение ущерба окружающей среде, а также нерационального использования природных ресурсов в Украине применяются такие экологические процедуры: экологическая экспертиза, экологический мониторинг и экологическая инспекция.
В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности.
Экологической экспертизе подлежат: проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отраслей экономики, генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования и другая предплановая и предпроектная документация; технико-экономическое обоснование и расчеты, проекты строительства и реконструкции предприятий и других объектов.
В рамках экологического мониторинга осуществляются: надзор за качеством воздуха, воды, почвы; радиационный мониторинг; надзор за биологическими ресурсами и т.п.
Государственная экологическая инспекция осуществляет контроль за внедрением законодательных актов, которые регулируют вопросы защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и ядерной безопасности.
Инструментами государственной системы защиты и охраны окружающей среды являются стандартизация и нормирование. Государственные экологические стандарты являются обязательными для выполнения. Они содержат: понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов; методы контроля за состоянием окружающей природной среды; требования по предотвращению вредного воздействия загрязнения окружающей природной среды на здоровье людей; другие вопросы, связанные с охраной окружающей природной среды.
Государственная система экологических нормативов включает: предельно допустимые концентрации вредных веществ в окружающей природной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного влияния на окружающую природную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания; предельно допустимые нормы выбросов и сбросов в окружающую природную среду вредных химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов.
Экологические нормативы должны отвечать требованиям охраны окружающей природной среды и здоровья людей от отрицательного влияния ее загрязнения. В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и других вредных воздействий на окружающую природную среду.
     Экологические 
нормативы разрабатываются и 
вводятся в действие Министерством 
охраны окружающей среды, Министерством 
здравоохранения Украины и 
     Важнейшим 
средством решения 
     К 
средствам учета природных